Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Глава V. ОБЩИЙ ОБЗОР ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ В IV-XI ВЕКАХ

  Состояние христианской жизни в эпоху со времен Константина Великого и до разделения Церквей представляет в высшей степени разнообразную картину.
  Христианство, как государственная религия, господствовала не только в Римской империи, но и за ее пределами, распространяясь между народами и способствуя высокому культурному развитию их.
  Однако влияние христианства не было равномерным. В странах, где просвещение стояло на более высокой ступени развития, влияние христианства на нравы было сильнее. В других странах христианству приходилось преодолевать препятствия грубых нравов и невежество населения. Таким образом, эти страны должны были быть подготовлены для миссионерской проповеди. При таких условиях люди принимали христианство, убеждаясь в его истинности, одновременно воспринимая его как спасительную силу духовного возрождения.
  Не случайно жизнь христиан того времени рисуется в светлых тонах. К этому были основания, так как античный мир отличался как демократией, так и одновременно ее отсутствием в семейной и личной жизни, где власть отца над детьми была сурова и безгранична. В доме своего отца всякий член семьи составлял вещь, принадлежавшую к тому же разряду движимостей, как скот и рабы. Иное дело - христианство, которое утвердило лейтмотивом жизни тезис, что все люди - братья.
  Поэтому семейный гнет и произвол уступают место христианской любви, женщины выходят из того рабского положения, в котором они находились в языческом мире и, как жены и матери, занимают в семье почетное место. Также отношения отцов к детям и детей к отцам становятся гуманнее.
  Женщины-христианки той эпохи явили собой типичные образы, которые навсегда остались идеальными для женщин - христианок последующих веков. Такими были, например, Нонна, мать Григория Богослова, Эмилия, мать Василия Великого, Анфуса, мать Иоанна Златоуста, Моника, мать блаженного Августина и др.
  Но, с другой стороны, недостатки в религиозно-нравственной жизни замечаются в западном христианском обществе уже до падения Римской империи. С ними подробно знакомят нас сочинения Илария Пуатьесского, пресвитера Сальвиана, Амвросия Медиоланского и особенно Блаженного Иеронима (письмо к Евстохии).
  С падением Западной Римской империи и с возникновением новых германских государств на Западе уровень христианской жизни там понизился еще больше, и это закономерно. Во время принятия христианства новые германские народы Запада находились на самой низшей ступени культурного развития. Христианство принималось ими только с внешней обрядовой стороны, которая была доступной их непросвещенному разуму. Германец - варвар легко усвоил обрядовую сторону христианства, но не больше. Внутренняя сторона христианства надолго оставалась для него за закрытой дверью, христианские моральные требования слабо проникали в его жизнь, а поэтому тонкие стороны христианства не могли подействовать на грубые нравы недавних язычников.
  Для благотворного и глубокого влияния христианства на нравственность нужны были два условия - просвещение и стоящее на высоте своих пастырских обязанностей духовенство. Между тем, этих условий именно и недоставало. Просвещение погибло под развалинами разрушенного римского мира, и на Западе воцарился темный век невежества, а духовенство по своему развитию и особенно нравственному складу ничем не отличалось от массы. Так, в судебную практику Церкви, ссылаясь на суд Божий, были введены испытание огнем, горячей и холодной водой и др.


 
© www.txtb.ru