|
§ 3. Особенности богослужения Западной Церкви
По сравнению с Восточной Церковью богослужение на Западе имело свои особенности. На Западе богослужебным языком была признана исключительно латынь. И это понятно: на латинском языке говорило не только коренное римское население империи, но и жители всех западных провинций. После падения Западной Римской империи (476 г.) и создания варварских королевств латинский язык оставался по-прежнему языком интеллигенции, особенно духовенства, и, следовательно, занимал привилегированное положение. Он был официальным языком и в сношениях между народами Запада, как язык наиболее устойчивый среди подвергавшихся быстрым изменениям наречий варваров. Этими обстоятельствами объяснялась и продолжительная устойчивость латинского языка в богослужении на Западе. Но что вызывалось и поддерживалось особыми обстоятельствами, стало потом считаться необходимым и единственно законным. Не считаясь с тем, что латинский язык уже был непонятен среди новых германских народов, а с образованием новых языков он стал забываться даже в странах с римским населением, западная иерархия упорно везде вводила в богослужение латынь. В средневековье господствовало мнение, что прославлять Господа можно только на трех языках, на которых Пилатом написано было титло на кресте Спасителя - греческом, римском, еврейском. В связи с этим апологеты Западной Церкви настаивали на отправлении богослужения на латинском языке. Несмотря на то, что против такой исключительности в употреблении богослужебного языка высказывались и некоторые папы (Иоанн VIII) и государи (Карл Великий), латинский язык утвердился в богослужении Западной Церкви. Другой особенностью в богослужении Западной Церкви было введение органов. В 757 году император Константин Копроним прислал этот инструмент в подарок франкскому королю Пипину. С этого времени органы стали входить в богослужебное употребление. Само по себе введение музыки в богослужебное употребление не представляло существенного нарушения христианских порядков. В ветхозаветной Церкви музыка допускалась в богослужении. Но музыка суживала влияние богослужения на душу верующих, действуя лишь на их чувство, тогда как вокальное пение, принятое в Восточной Церкви, возбуждает не только чувство, но и питает ум, внедряя в сознание верующих те религиозные идеи, которые выражены в церковных песнопениях. Третью особенность богослужения в Западной Церкви составляло введение опресноков в таинстве евхаристии, которое в Х! веке прочно вошло в практику. Опресноки, которые были круглыми по форме и с печатью сверху, приготавливались из лучшей муки без закваски. При освящении даров была исключена молитва с призыванием Духа Святого на претворение их в Тело и Кровь Христову. Как на особенность западного богослужения нужно указать на тайные литургии, или мессы. Литургии совершались тайно, шепотом, одновременно с литургией, совершаемой вслух. Эти литургии, без участия в них верующих, получили название частных месс. Наконец, особенностью Римской Церкви являлось то, что лишь епископы имели исключительное право совершать конфирмацию — миропомазание. Поэтому дети получали это таинство, когда епископу возможно было совершить его, вследствие этого многие дети умирали, не получив благодати, сообщаемой в этом таинстве.
|
|