|
§ 2. Богословские школы и направления в богословской науке
(общая характеристика)
Давая характеристику богословским школам, как центрам духовного просвещения, выделяют три ведущие школы: Александрийскую, Антиохийскую и Восточно-Сирийскую или Эдесско-Низибийскую. В Александрийской школе господствовало умозрительное направление с доминированием аллегорического метода в толковании Священного Писания, нацеленного на прояснение его высшего таинственного смысла. Антиохийская школа держалась рассудочного направления, и ее экзегеты преимущественно выясняли буквальный, исторический смысл священного текста и невысоко ценили аллегорию, а в догматике особое внимание уделяли божественной, таинственной стороне Священного Писания с выяснением ее человеческой природы.
К Антиохийской школе по принципиальным вопросам богословия примыкала, органично ее дополняя, Восточно-Сирийская, или Эдесско-Низибийская школа.
Однако взаимообогащение названных школ допускало возможность перехода их в такую крайность, которая из поборников веры превращала богословов этих школ в разряд еретиков. Умозрительное направление Александрийской школы могло перейти в мистицизм, что и выразилось в монофизитстве; рассудочное же направление Антиохийской школы могло разрешиться рационализмом, что и обнаруживалось в арианской и несторианской ересях. Как особые течения богословской мысли Александрийская и Антиохийская школы существовали до Халкидонского собора (451 г.), в догматическом определении которого были осуждены крайности того и другого направления. После Халкидона эти направления слились, и богословская наука в Христианской Церкви вошла в одно русло. В лучшую пору своего существования эти школы дали выдающихся богословов и поборников православной веры.
|
|