|
5.2. Личное свойство Бога Сына
Личное свойство Бога Сына состоит в том, что он, не рождая и не изводя из себя другого лица божественного, Сам предвечно и неизменно рождается от Бога Отца. Священное Писание на рожденность или сыновство как на ипостасное отличие Его от Бога Отца указывает уже самым наименованием Его — Сын. Бог Сын является Сыном также в собственном смысле, почему он называется в Священном Писании «единородным»; «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3 : 16). Единородный — моногейнис — означает собственно того, Который только один родился у Отца, следовательно, это Сын Божий, в собственном, а не в переносном смысле, так как в переносном смысле многие называются сынами Божиими. Этим Он выделяется из всех тварей, ибо, как говорит Апостол, «ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: « Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Евр. 1 : 5), «и еще: «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном». Ту же мысль о сыновстве в прямом и собственном смысле Священного Писания определяет, когда называет Его Сыном истинным: «знаем также, что Сын Божий пришел, и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1 Ин. 5 : 20), или еще «Сей есть истинный Бог». Так апостол Павел говорит, что Бог «Сына Своего (греч. идион — собственного) не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим. 8 : 32). Что касается того, как понимать самое рождение в применении к существу Божию, то это недоступная для человеческого уразумения тайна божественной жизни. На основании откровения можно только сказать, что это есть: а) рождение внутреннее — из существа Отца, но без отделения от существа Отца. «Из чрева, (то есть из самого существа), прежде денницы подобно росе рождение Твое» (109 : 3) — говорит Сам Отец Сыну. А что это есть рождение без отделения Рождающегося от Рождающего, а не таково, каково рождение человеческое, это ясно из указаний Писания, что Сын всегда пребывает «в лоне Отчи», что «Отец в Нем и Он в Отце». Это есть далее: б) рождение совершеннейшее, так что ни Родивший ничего не потерял и не умалился в Своих совершенствах, ни Рожденный, не имеет никакого недостатка по сравнению с Отцом Своим: «И все Мое Твое, и Твое — Мое» (Ин. 17: 10), говорит Спаситель. Сын, по выражению апостола, есть полный и всецелый образ Бога Отца, «сияние славы и образ ипостаси Его»; в) Это есть рождение вечное, оно никогда не начинается и никогда не окончится. Священное Писание называет Сына рожденным «прежде денницы», «из начала от дней века», «сущим в начале», «имеющим славу прежде мир не бысть». Арианам, спрашивавшим православных, когда именно последовало рождение Сына, святой Григорий Богослов отвечал, что «оно последовало прежде самого когда, или выражаясь несколько смелее, тогда же, когда и Отец. А когда Отец? Не было времени, чтобы не было Отца. Следовательно, не было времени, чтобы не было Сына и Духа Святаго», «Отец рождает Сына, — говорит святой Иоанн Дамаскин, — нескончаемо и непрестанно. Ибо, что безначально, то нескончаемо».
|
|