|
§ 1. Отличительные черты догмата о Пресвятой Троице
Догмат о троичности лиц в Боге есть догмат богооткровенный в полнейшем значении этого слова. Если до познания некоторых свойств Божиих и до признания истины единства Божия человек может дойти путем собственных размышлений (путем естественного откровения), то до истины, что Бог есть один по существу и троичен в лицах, что есть Бог Отец, есть Бог Сын, есть Бог Дух Святой, что «в сей Святой Троице ничтоже первое и последнее, ничтоже более или менее, но цели три Ипостаси, соприсносущны суть себе и равны» — до этой истины никакой человеческий разум естественными силами возвыситься не может. Эту истину, вводящую нас в глубочайшую тайну жизни Божества, сообщает нам только божественное откровение. Догмат о Святой Троице есть, далее, догмат собственно христианский. Исповедание этого догмата отличает христианина от иудеев и от магометан и вообще от всех тех, которые знают только единство Божие, но не знают тайны триипостасности Божества. Ни в какой другой религии мы не найдем этого учения, и даже богооткровенная еврейская религия не знала ясно и отчетливо этой истины, и только при свете Нового Завета в ее учении можно усмотреть прикровенные указания на эту тайну. В самом христианском вероучении этот догмат ость основной или коренной. На нем, как на фундаменте, покоится все христианское вероучение, в особенности же христианские догматы об искуплении и о соотношении человека. Вне учения о троичности лиц Бога нет места учению о Боге-Искупителе, так как искупителем является именно Сын Божий, второе лицо Святой Троицы, а также нет места и учению о Боге Освятителе, так как освящение человека совершает третье лицо Святой Троицы — Дух Святой. Таким образом, христианство в главнейших своих догматах опирается на догмат о Святой Троице. Этот догмат есть краеугольный в христианском вероучении. Догмат о Святой Троице в то же время есть и самый непостижимый, и не только для людей, но и для ангелов. В этом догмате все непонятно для человека: непонятно для него то, каким это образом три лица в Боге; непонятно, далее, как они, будучи различными, в то же время равны между собою; непонятно также, что такое в Боге рождение и исхождение и какое различие между ними; непонятно, как при рождении одного и нахождении другого лица сохраняется равенство между ними, когда по человеческим представлениям такое отношение между лицами есть признак подчиненности одного другому. Все это неведомо человеку и ведомо только Духу Божию: «Дух все испытывает, и глубины Божьи».
|
|