|
Глава 1. «Церковь гонимая» в исторической концепции отечественной историографии второй половины XIX - начала XX в.
Со времен первых христианских апологетов положение церкви в Римской империи до начала IV в. характеризовалось как «ecclesia pressa» (церковь гонимая, угнетаемая). Подобное представление было в полной мере усвоено отечественной историографией второй половины XIX - начала XX в., представители которой неоднократно подчеркивали сугубо христианский характер проблемы отношений церковь - государство. Церковь создается для осуществления царства Божьего, как институт самодовлеющий. Иисус Христос вполне отделил дела духовнорелигиозные от государственных, человека внутреннего, духовного от мирского, светского (Мф. 22, 16-21; Ин. 20, 21-23; Ефес. 4, 11-16; Мф. 16, 18-19). Подобные идеи не только противоречили принципам римского государственно-религиозного мышления и устройства, но и прямо ниспровергали их. Античный мир не знал государства и церкви как две различные области: государство являлось высшей абсолютной формой бытия. Нравственность античного мира была политической, а религия государственной. Противостояние христианской церкви и римского языческого государства означало борьбу двух идей - «государственной религии» и «религиозного государства», из которых только одна должна была остаться в истории. Периоды обострения этой борьбы выражались в гонениях на христиан, которые в разное время отражали изменения общественно-политических и религиозных настроений римского общества. Гонения привели к возникновению таких явлений христианской истории, как мученичество и апологетика, ставших главными способами защиты христианства. Актуальность этого периода истории для церковной историографии очевидна: в гонениях христианство окрепло и стало мировой религией, определив дальнейший ход истории. Поэтому неудивительно, что наиболее интенсивно изучение истории гонений в отечественной науке второй половины XIX - начала XX в. осуществлялось в рамках ее церковно-историчес- кого направления. Первый опубликованный систематический академический курс истории христианства I—III вв. представлен лекциями профессора церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии И.В. Чельцова. Он включает краткое описание жизни Иисуса Христа и деятельности апостолов, историю распространения христианства во II-III вв., характеристику сочинений христианских апологетов. История гонений излагается в связи с правлением отдельных римских императоров и рассматривается как действие Промысла, приведшего к торжеству христианства благодаря непоколебимой вере и твердости первых христиан. Работу отличает публицистический стиль, незначительный объем аналитических и исследовательских приемов. В 80-х гг. XIX в. А.П. Лебедев посвятил истории гонений ряд публикаций в «Прибавлениях к изданию творений Святых Отцов». В начале следующего века на их основе, при некоторой переработке и дополнениях, был издан обобщающий труд, выдержавший несколько переизданий и до сих пор пользующийся популярностью. История гонений здесь впервые в отечественной историографии получила научно-систематическое освещение. А.П. Лебедев разделил римских императоров в их отношении к христианству на «гонителей» и «толерантных». Его «история гонений» состоит из двух частей. Первая глава посвящена описанию пяти этапов гонений на христиан, соответственно историческим именам: Траян, Марк Аврелий, Деций, Валериан, Диоклетиан. Здесь определялись причины гонений, излагалась их история через факты законодательной деятельности императоров. Историк следовал четкому плану: характеристика личности гонителя, причины и содержание гонения, его влияние на церковь, обзор мученических актов. Таким образом, достигалось подробное освещение фактической истории гонений в свете тех провиденциальных идей, которыми они объяснялись. При этом акцент ставился на восходящей интенсивности гонений, достигшей своего пика к началу IV в. Во втором разделе А.П. Лебедев обращался «к обозрению обстоятельств, при которых совершилось то важное изменение в положении церкви христианской, вследствие которого она стала из гонимой господствующей». В фактах миролюбивого отношения римских императоров к христианам историк усматривал «предуготовление» торжества христианства в начале IV в. Основанием этого служило представление о том, что как ряд гонений на христиан был непрерывным - прерываясь в одном месте, он в то же время начинался в другом, так и ряд мирных времен для христиан был в некотором смысле непрерывным - нарушенный в одном месте, мир водворялся в другом. Если одно царствование посягало на благосостояние христиан, то другое не было чуждо благосклонности к ним. Поэтому изучение политики тех римских императоров, которые издавали указы, «более или менее благоприятствующие положению христиан», являлось важной частью «истории гонений». В стремлении историка определить закономерности истории христианства на протяжении I - начала IV вв., показать ее прогрессивное движение в борьбе с негативной тенденцией ясно отражается влияние гегелевской философии. Выделив в истории гонений два полюса законодательной деятельности императоров в отношении христианства, А.П. Лебедев выстраивает схему «борьбы противоположностей», которая приводит к победе христианства. Благодаря такому подходу обращение в христианство Константина Великого не выглядело «революционным переворотом», а органически вытекало из фактов и тенденций предшествующей истории. В масштабе выстроенной концепции, в ее обосновании методами сравнительного и текстологического анализа древних источников ярко проявился исследовательский талант А.П. Лебедева. Еще одна важная черта его научного творчества - прекрасная осведомленность во всех направлениях зарубежных церковно-исторических исследований, умение обосновать свой критический взгляд в отношении отдельных концепций. Все это сообщило высокий научный статус труду, названному в одной из рецензий 1885 г. «показателем современного состояния научной разработки эпохи гонений». На новый научный уровень изучение истории гонений было поставлено в лекциях В.В. Болотова. В предисловии к их последнему изданию сказано, что наиболее значительная часть материала, соответствующего тому, взята из лекционных курсов с 1884/85 гг. по 1890/91 уч. гг. Таким образом, подготовка лекций В.В. Болотовым совпадает по времени с первыми публикациями А.П. Лебедева (1883, 1884, 1885 гг.). Главным принципом изложения исторического материала в лекциях В.В. Болотова является сочетание логически обоснованного плана исследования и тщательного анализа источников. Причем в лекционном формате он оставался в полной мере исто- риком-исследователем. Примером «подготовительной» работы такого рода может служить статья «К вопросу об Acta Martyrum Scilitanorum», где подробнейшим образом анализируются греческие и латинские рецензии мученических актов на основе их сопоставления с так называемыми Acta Proconsularia. Христианская церковь I - начала IV вв. - гонимая и мученическая, поэтому первый раздел ее истории В.В. Болотов посвящает лингвистическому анализу слова «мученик». На его основе раскрывается значение мученичества как свидетельства, обладающего «высокой нравственной энергией для возвещения истины», притом истины не для всех очевидной, что и повергает его опасности. Болотов уделял особое внимание религиознопсихологическому содержанию мученичества, сообщив возвышенную эмоциональную атмосферу всему разделу по истории гонений. Выделив факторы и причины, приведшие к принципиальному противостоянию раннехристианской церкви и римского государства, В.В. Болотов детально проанализировал разные аспекты существования христианских общин в условиях действия римского права. Он определил виды юридических обвинений, предъявляемых христианам, типы юридических процессов по делам «о вере»; проследил историю оформления законодательных мер римского государства в отношении христианства; проанализировал отдельные законодательные акты, определив их юридическое содержание и воздействие на жизнь христианских общин; обосновал выделение отдельных периодов в истории гонений. Словом, в лекциях В.В. Болотова история гонений представлена во всей сложности и полноте. После такого фундаментального исследования сказать что- либо новое в истории гонений, оставаясь в рамках церковноисторической концепции, было практически невозможно. Историки это вполне осознавали и направляли свои усилия на углубленное изучение отдельных ее аспектов. Именно в этом направлении работал А.А. Спасский, открывший в «Лекциях по древней церковной истории» возможности более тонкого анализа некоторых исторических документов. Он отказался от изложения истории гонений в связи с отдельными указами римских императоров в отношении христианства, находя, что явления христианского мученичества не были непосредственно связаны с отдельными законами, а диктовались общими положениями римского религиозного права. Поставив целью «исследовать юридическую форму процессов над христианами», историк пришел к выводу, что периодом гонений в собственном смысле слова следует считать время с середины III в. до начала IV в., когда они приобретают характер государственный, повсеместный и систематический. A. А. Спасский охарактеризовал положение христианства в Римской империи как с позиций религиозного права, так и с точки зрения религиозной психологии. Кроме того, он скорректировал оценки ряда сюжетов раннехристианской истории. Это исследование стало практически последним полноценным вкладом дореволюционной церковно-исторической школы в изучение истории гонений, что делает его особенно актуальным для современной историографии.
Отдельные вопросы, связанные с историей гонений на христиан в Римской империи, рассматривались также в работах, посвященных хронологически или тематически близким темам (И.С. Бердникова, Ф.А. Курганова, А.И. Бриллиантова). Специальным вопросам проблемы гонений посвящены статьи Ю.А. Кулаковского и Л. Багрецова. В таких систематических трудах, как лекции Б.М. Мелиоранского и учебное пособие М.Э. Поснова, в силу их учебно-методической направленности, история гонений не получала проблемной постановки. Многие положения и выводы в этих работах отсылают к исследованиям А.П. Лебедева, B. В. Болотова и А.А. Спасского.
|
|