|
1.1. Спрос, предложение, цена
Важнейшими категориями макроэкономического анализа являются спрос и предложение на отдельных рынках (весь спрос и предложение во всей рыночной сфере экономике, на всем национальном рынке рассматривает макроэкономика). С макроэкономической точки зрения: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. 1. Спросом называется количество товара или услуги, которое будет куплено по определенной цене за определенный период. На рынке действует закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Это происходит по двум причинам: во-первых товар, при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения); во-вторых, при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода). Закон спроса не действует в трех случаях: 1) при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен; 2) для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством помещения денег; 3) при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него). Зависимость между ценой и спросом выражается в виде графика (рис.1).
Рис. 1. График спроса: Р - цена; Q - величина спроса
На изменение спроса влияют и неценовые факторы: а) изменения в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров - мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания - при всех возможных ценах на них; б) изменения в структуре населения. Например, старение населения, увеличение количества пенсионеров увеличивает спрос на лекарства, медицинское обслуживание; в) изменения цен на другие товары, особенно на товары-заменители (субституты). Так, рост цен на сливочное масло вызовет повышение спроса на маргарин; г) Экономическая политика правительства. Денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спрос на товары потребляемые этой группой населения; д) изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды. 2. Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а прямая. Закон предложения гласит: предложение при прочих равных усоловиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Другими словами, по мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения - меньшие. Предложение, как и спрос, изображается графиком (рис. 2), однако развернутым в другую сторону (имеет наклон справа налево).
Рис. 2. График предложения: Р - цена, Q - величина предложения
Реакция предложения на цену объясняется тем, что, во-первых, фирмы занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные (если таковые имеются) или быстро вводимые новые мощности, что приведет к увеличению предложения. Во-первых, в случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще более увеличит производство и предложение. Однако в краткосрочном плане увеличение предложения не всегда наступает немедленно за повышением цены, так как может не оказаться резервов для увеличения производства (имеющееся оборудование работает с максимальной нагрузкой в три рабочих смены), а расширение мощностей (включая найм дополнительной рабочей силы и др.) и перелив капиталов из других отраслей обычно не могут быть осуществлены в короткие сроки. Но в долгосрочном плане увеличение предложения всегда следует за повышением цены. Предложение, так же как и спрос, может изменяться под влиянием неценовых факторов: а) изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменение источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства. Повышение издержек сдвинет кривую предложения влево, снижение - вправо; б) выход на рынок новых фирм увеличит предложение вне зависимости от цен; в) изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение ; г) природные катастрофы, политические действия, войны, разрушая экономику, влияют на сокращение предложения. 3. Рыночная цена. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается рыночная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а цена - равновесной. Только в этой единственной точке цена устраивает одновременно и покупателя и продавца. При этом действуют следующие законы рыночного ценообразования: 1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению. 2. Если под влиянием неценовых факторов произойдет повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, если, наоборот, при неизменном предложении спрос сократится или при неизменном спросе увеличится предложение - цена понизится.
Рис. 3. Установление точки равновесия спроса и предложения
Разберем два примера отклонения цены от точки равновесия (рис.4)
Рис. 4. Отклонение от равновесия. D - предложение, S - спрос, Х - точка равновесия
В примере равновесная цена составляет 100 руб. При этой цене количество товара, на которое предъявляется спрос, равно количеству, предлагаемому производителями, и составляет 15 единиц. При равновесной цене нет ни неудовлетворенных продавцов, ни неудовлетворенных покупателей. Ни один из них не может пожаловаться на невозможность сбыть или приобрести товар. Предположим теперь, что цена на этот товар в силу каких-то причин изменится и составит 120 руб. В таком случае часть покупателей не смогут приобрести товар, а, следовательно, часть продавцов не смогут его продать. В нашем примере непроданными останутся 10 единиц товара. Предложение S превысило спрос D на 10 единиц. Единственный выход для продавца -опять понизить цену до 100 руб. Снижение цены уравновесит спрос и предложение. При этом следует отметить, что снижение цены даже одним продавцом вынуждает других последовать его примеру, так как в противном случае покупатели будут прежде всего покупать у того продавца, который предлагает товар по более низкой цене. Рассмотрим вариант, когда рыночная цена ниже равновесной. При цене 80 руб. на рынке не будет хватать 10 единиц товара и часть покупателей не смогут его приобрести (см. рис.4). Только повышение цены вновь до 100 руб. поможет уравновесить рынок. Нехватка (дефицит) полностью устранится, и рыночная цена установится на уровне точки равновесия до тех пор, пока не изменятся либо спрос, либо предложение. Таким образом, когда рыночная цена выше равновесной, это приводит к образованию излишков и неудовлетворенности продавцов. Занижение цены, наоборот, ведет к образованию дефицита и неудовлетворенности покупателей. Минимальные и максимальные цены могут устанавливаться государством посредством принудительных методов регулирования цен для их поддержания выше или ниже уровня равновесия. Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы. 1. В рыночной экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов продавцов и покупателей на рынках: - фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами они свободны в выборе объема и структуры выпуска; - цены гибкие, меняются под воздействием спроса и предложения; - существует конкуренция, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет. 2. Если на рынке произойдет какое-то событие, которое нарушит сложившиеся равновесие (например, изменение вкусов потребителей и соответствующее изменение спроса), то: - фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия); - начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируется новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям. В этом смысле рыночная экономика оказалась более эффективной, чем административно-командная, которая реагировала на возникновение диспропорций в скрытой форме (устойчивый дефицит отдельных продуктов, деформированная структура производства и другие известные всем нам атрибуты плановой системы). Иными словами, предприятия в административно-командной экономике оказались нечувствительными к изменениям в силу отсутствия обратной связи, реакции производства на изменения спроса.
Вопросы для самопроверки
1. О чем говорят законы спроса и предложения? 2. Как достигается равновесие на рынке товара? 3. Как изменятся равновесная цена и объем производства в случае, если вырастут издержки? 4. Товары А и Б являются взаимозаменяемыми. Как изменится спрос на товар Б, если цена товара А повысится (понизится)? Что произойдет, если товары А и Б дополняют друг друга? 5. Фирма решила повысить цену на свою продукцию. Что произойдет с ее выручкой, если спрос эластичен (неэластичен)? 6. Рассчитайте ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы исходя из следующих данных об объемах продаж при разных ценах:
Объем продаж, тыс. шт 1 2 3 4 5 6 7
Цена, руб. 100 90 80 70 60 50 40 Сколько продукции будет продавать фирма? Насколько целесообразно расширение объема продаж? 7. С повышением заработной платы потребителей со 100 до 150 тыс. руб. спрос на продукцию фирмы вырос на 15%. Какова эластичность спроса по доходам?
8. Цена товара Х выросла со 100 до 200 руб., в результате спрос на товар Y повысился с 2000 до 2500 шт. ежедневно. Рассчитайте перекрестную эластичность спроса. Являются ли товары Х и Y взаимодополняемыми?
|
|