Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.4. Финансово-кредитные отношения в исламской экономической модели

  Традиционные западные банки привлекают денежные средства под определенные проценты, а затем выдают их в виде кредитов по более высоким процентам .
  В исламе ростовщиство, то есть взимание процента (риба) запрещено, на этом принципе базируются исламские банковские структуры. Банки строят свою деятельность не на основе кредитных отношений, а на базе инвестирования.
  Представление кредита на исламском финансовом рынке происходит на беспроцентной основе, в целях социальной помощи им для покрытия краткосрочных нужд заемщика. В плане привлечения банком средств это означает, что клиентам не гарантируются какой-то определенный фиксированный процент по вкладам. Они проводят свои операции только в форме долевых участий, сдачи имущества, купленного банком для клиента.
  Предоставляя средства предпринимателю, то есть инвестируя проект, банк не получает гарантированный процент, как при традиционном кредитовании. Прибыль банка зависит от успешной реализации проекта этим предпринимателем и полученных им финансовых результатов. То есть исламский банк - это финансовый институт, занимающийся инвестиционной деятельностью на условиях разделения прибылей и убытков, используя соответствующие банковские инструменты.
  К таким, разрешенным шариатом банковским операциям («халяль») относятся:
  1. «Мудараба» (в банковском деле участие в прибыли) - владелец денежных средств доверяет клиенту, имеющему возможности их наиболее эффективного использования. Доход от вложенных средств распределяется в соответствии с вкладом (закрепленный договором). Убытки несет обладатель средств, а доверенное лицо в этом случае не получает вознаграждения. Банки при этом могут выступать в качестве как доверяющего, так и доверенного лица;
  При использовании «мудараба» инвестор капитала не участвует в процессе реализации проекта. Такая схема в основном используется при построении депозитных продуктов
  2. «Мушарака» - (партнерство, товарищество между банком и клиентом), в соответствии с которым прибыль от совместного использования денежных средств одного клиента делится между ними в пропорционально их доли в финансировании. При использовании контрактов построенных на принципе «мушарака» инвестор участвует в реализации проекта и прибыли делятся пропорционально вложенной денежной суммы, а убытки распределяются в соответствии с инвестируемым капиталом. Эта схема используется при построении кредитных продуктов, финансовых инструментов, операций на денежном рынке.
  «Мушарака» различается в зависимости от закрепленных партнерами прав. Первый вариант - муфавада, когда партнеры равны как своими вкладами, так и правом распоряжаться имуществом компании. Второй вариант - айнан, в котором участники могут быть не равны, ни во вложенном капитале, ни в полномочиях распоряжаться имуществом компании. Использование договора айнан более подходит к потребностям исламского банка. Так как банк в этом случае сам определяет выбор инвестиционного проекта, уведомив об этом своих клиентов. Мушарака бывает постоянной и убывающей.
  Постоянное партнерство отличается неизменяющейся пропорцией участия ее партнеров в капитале и прибыли. В этом случае при заключении договора между банком и компанией заранее оговариваются права и обязанности каждой стороны, в том числе и степень участия банка в деятельности компании - партнера. Исламский банк при этом заинтересован в непосредственном участии при определении цели проекта и контроля за ходом производственной деятельности.
  Убывающая мушарака отличается от постоянной тем, что банк заранее определяет свое намерение участвовать в проекте. Исходя из этого с клиентом заранее достигается договоренность, что он разовым платежом или периодическими взносами выкупает долю банка в партнерстве.
  3. Мурабаха - это договор купли-продажи товаров между продавцом и покупателем по согласованной цене, включающей прибыль от реализации товара.
  «Мурабаха» обладает следующими свойствами:
  - краткосрочность операции;
  - право требовать обеспечение обязательств клиента;
  - гарантированное получение прибыли и возможность сопоставления ее со среднесрочной процентной ставкой как ориентира для определения эффективности работы банка. Характерные черты мурабаха имеют сходство с процентным кредитованием. Поскольку контракт «мурабаха» представляет собой покупку определенного товара одной стороной (банком) по заказу другой (клиентом) и передачи товара последнему. При этом клиент оплачивает стоимость покупки в течение оговоренного срока фиксированными платежами. Заключение этого договора содержит ряд этапов. На первом этапе финансирования в форме мурабахи после передачи клиентом заявки, где определены параметры товара - заключается договор, в котором банк берет на себя обязательства найти на рынке соответствующий товар, а клиент перекупить его у банка, заплатив определенную маржу, которая может быть выражена или в процентном отношении к объекту сделки или фиксированной суммой. Особенно важным в этом договоре является срок платежа и его форма: наличный или отсроченный платеж, полной суммой или в рассрочку. Обычно применяется отсроченный платеж или платеж в рассрочку. После заключения договора между банком и клиентом, оформляется соглашение между банком и поставщиком товара. Таким образом прибыль банка определяется исходя из издержек, понесенных банком, для покупки товара и наценки.
  Следовательно «мурабаха» - это финансово-торговая операция, где окончательная продажная цена возрастает на величину, в которой банк измеряет оказываемую клиенту услугу.
  4. «Салям» - это продажа товара с отсроченной поставкой против наличного платежа. Исламский банк выделяет клиенту авансом финансовые средства, равную цене товара, а клиент обязуется поставить товар к определенному сроку по договоренной спецификации. Так банк кредитует клиента, на которого возлагается долговое обязательство. Проведение операции салям как бы попадает под понятие «гарар» (наличие элемента неопределенности в контракте), так как клиент продает, а банк покупает фактически несуществующий контракт как это имело бы место в форвардной сделке. Шариат в данном случае демонстрирует способность гибко приспосабливаться к реальным потребностям производственного процесса отраслей экономики.
  Использование контракта салям более подходит к сельскому хозяйству с ярко выраженной сезонностью спроса на оборотные средства, хотя может найти применение и в промышленности, малом бизнесе.
  5. Сделка на основе контракта «истисна» имеет свойство купли- продажи с отсрочкой или рассрочкой платежа. По заказу от клиента банк заключает договор с производителем товара или работ производя оплату за свой счет.
  Прибыль банка определяется как между ценой, согласованной в первом контракте, и ценой, уплачиваемой им по второму контракту. Отличие истисны от саляма состоит в том, что в случае истисны финансируемый объект имеет уникальные характеристики, а в саляме происходит финансирование производства объекта, имеющий основные признаки, присущие целой группе обладающие взаимозаменяемостью. Имеется еще одно различие между этими контрактами: в истисне клиент может оговорить конкретного производителя и определенный материал, в саляме же это не разрешено.
  Так как торговые контракты типа салям и истисна имеют высокий уровень риска (гарар), в том числе и производственный, они не получили широкого распространения среди исламских банковских продуктов. С развитием финансового рынка исламских стран все более привлекательным для банков становятся лизинг и аренда в различных видах.
  6. «Иджара» (сдача в аренду) представляет собой контракт об аренде, который часто дополняется актом о покупке, в соответствии с которым клиент платит в рассрочку и становится со временем собственником данного оборудования, выплатив стоимость как оборудования, так и аренды. Данные операции исламского банка с движимым и недвижимым имуществом проводятся в двух формах:
  1. Операционный лизинг (иджара)
  2. Лизинг с последующим выкупом (иджира ва иктина)
  При операционном лизинге важна цель использования арендуемого имущества. Если его назначение будет противоречить принципам шариата (осуществление незаконной деятельности, например размещение в арендуемом помещении игрового клуба, казино), то такой контракт будет признан ничтожным.
  В случае аренды с последующим выкупом, то есть финансового лизинга, имущество приобретается по заказу клиента. Лизинговые платежи рассчитываются исходя из стоимости имущества и прибыли банка. С договором иджира ва истина связано положение исламского права (фикха), несоблюдение которого влечет за собой гарар, а следовательно отказ в сделке. При оформлении данного вида лизинга заключается два договора. Первый - это договор непосредственно аренды, а второй договор содержит обязательство клиента выкупить лизинговое имущество.
  Таким образом, особенностью банковского сектора исламских стран является то, что банковская система в различных государствах отличается друг от друга. В одних странах она представлена только исламскими банковскими институтами, а в некоторых - исламскими и традиционными банками.
  Банковская система, построенная на исламских принципах характерна для Ирана и Судана. Смешанную банковскую систему имеет Индонезия, Пакистан, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты. Основным принципом в деятельности исламских банков является запрет на изымание процентной ставки по операциям банков. Взамен выдачи клиенту процентной (платной) ссуды банк инвестирует проект в обмен на участие в прибыли. Инвестор же получает свой доход также в виде процента путем участия в прибыли банка и теряет часть своих вложений, если банк терпит убытки.
  Основными видами вкладов, которыми оперируют исламские банки, являются вклады до востребования и инвестиционные вклады. Отличительной чертой вкладов до востребования от инвестиционных вкладов является принцип участия вкладчиков в прибылях и убытках. Вклады до востребования не участвует в прибылях и убытках исламского банка и значит должны быть гарантированы. Инвестиционные вклады, в свою очередь, участвуют в операциях банков, связанных с риском, а также в прибылях и убытках банка. Это является одним из принципиальных отличий между традиционными и исламскими банками.
  Важным кредитно-финансовым институтом межгосударственного уровня является Исламский банк развития (ИБР) - международная организация выделяющая финансовые средства членам ИБР и схожая по характеру работы с другими международными финансовыми институтами. ИБР проводит работу в сфере финансирования проектов развития и финансирования внешней торговли.
  Второе направление имеет более преимущественное значение в банковских операциях ( до 80% выделяемых средств)
  Организация контроля в исламских банках
  Контроль считается одним из основных функций в работе исламских банков. При этом следует отметить явно религиозный контекст контроля, так как основой его считаются нормы, прописанные в Коране. Виды контроля, которые затрагивают разные стороны деятельности банка разнообразны. Среди всех видов принято выделять: высший божественный контроль; контроль, осуществляемый человеком; контроль, осуществляемый обществом.
  1. Высший божественный контроль представляет собой надзор Аллаха над всем, что он создал. Такой контроль, по мнению юристов-богословов, является наиболее действенным и эффективным.
  2. Под контролем, осуществляемым человеком, подразумевается контроль, исходящий от человека и являющийся результатом его совестливости. Такой контроль, по определению мусульманских богословом, осуществляется через мобилизацию внутренних сил человека, не прибегая к внешнему контролю. Этому контролю в исламских странах придается существенное значение.
  3. Общественный контроль означает надзор со стороны исламского общества. Основой такого контроля является то, что исламское общество является источником полномочий, которые реализует государство и его институты. До выполнения какой-либо банковской операции осуществление общественного контроля происходит по совету со стороны регулирующих органов, а после проведения такой операции - путем совершенствования выполненного или ее исправления.
  Существует ряд инструментов контроля за функционированием исламских банков. Основными считаются шариатский контроль, контроль со стороны центрального банка (далее ЦБ), государства и контроль со стороны вкладчиков.
  Органы шариатского контроля осушествляют контроль за законностью и правомерностью операций исламских банков предписаниям Корана.
  В заключении можно отметить, что скорость и динамичность развития, которую демонстрируют в последнее время исламские банки, уровень аккумулированного в нем капитала, позволит им в перспективе успешно конкурировать с традиционными банками.

Вопросы для самопроверки

  1. Что относится к разрешенным шариатом банковским операциям («халяль»)?
  2. В чем заключается особенность банковского сектора экономики исламских стран?
  3. Какие страны имеют банковскую систему, построенную на исламских принципах?
  4. Что является основным принципом в деятельности исламских банков?
  5. Какими основными видами вкладов оперируют исламские банки?
  6. Расскажите о Исламском Банке Развития.
  7. Как происходит организация контроля в исламских банках?


 
© www.txtb.ru