Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.1. Юридическая психология в системе научного знания и юридической практики

  Психология - это наука, изучающая закономерности и механизмы возникновения и функционирования психики. Долгое время, начиная с античных времен, психологические проблемы разрабатывались внутри философии и только в середине XIX века психология выделилась в самостоятельную науку.
  В начале XX века швейцарским психологом Э. Клапаредом в научный обиход введено понятие «юридическая психология», которое характеризовало активно развивающуюся прикладную отрасль психологии, исследующую проявление и использование общих психологических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом.
  Как прикладная отрасль юридическая психология, естественно, должна иметь тесную взаимосвязь прежде всего с фундаментальными психологическими науками - историей, общей и социальной психологией. При этом последние оказывают влияние на развитие юридической психологии через использование ее представителями имеющейся в фундаментальных психологических дисциплинах методологии, категориального аппарата, классификационных теоретических схем, общих законов и механизмов возникновения, проявления и развития психических явлений. Однако в связи с тем, что юридической психологии присуща и своя «внутренняя логика развития» (причем, во многом обусловленная ее тесной психопрактической связью с юриспруденцией), то выявленные специфические закономерности в последующем должны ассимилироваться и в обобщенных теориях или концепциях, которые разрабатываются в фундаментальных психологических науках.
  Для современной юридической психологии характерны очень тесные взаимосвязи со многими смежными психологическими дисциплинами: дифференциальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологией, психологией труда, управления и др. Заимствуя из данных смежных наук многие узловые теоретические положения и методический инструментарий, юридические психологи не только адаптируют их применительно к решению своих частных задач, но и своими научными наработками оказывают коррекционно-стимулирующее влияние на построение в указанных отраслях более глубоких концептуальных схем и моделей.
  В отношении же взаимосвязей юридической психологии со смежными научными дисциплинами, которые изучают условия и аномальные формы индивидуального поведения (в частности, психиатрия, судебная медицина и др.), юридические психологи поддерживают самые тесные контакты, чтобы, во-первых, выбрать правильные ориентиры своей профессиональной компетенции (особенно в отношении определения дееспособности лиц, допустивших противоправное поведение), а во-вторых, развить и собственные теоретикоприкладные направления (например, обоснование и развитие в начале 80-90-х годов Ю.М. Антоняном, В. Гульданом криминальной патопсихологии, М. Л. Балабановой - судебной патопсихологии, М.М. Коченовым, В. Н. Кудрявцевым, А. И. Печерниковой и О. Д. Ситковской - направлений судебно-психологической экспертизы). Особый характер взаимосвязей присущ юридической психологии с правовыми науками и юридической практикой.
  Юридическая психология по соотношению ко всему спектру нормативно-правовых и научно-юридических феноменов должна являться не частной областью знаний, т. е. одной из множества научных дисциплин, способствующих совершенствованию правового регулирования, а выступать в роли дополняющей науки.
  При принятии во второй половине 90-х годов нового законодательства введено значительное число новых понятий, имеющих сугубо психологический либо комплексный психолого-правовой характер. Так, в Уголовном кодексе РФ, введенном в действие с 1997 года, включены нормы, связанные с уголовной ответственностью лиц с психологическим расстройством, не исключающим вменяемость (ст. 22), с деянием, совершенным по легкомыслию (ст. 26), с определением несоответствия психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам (ч. 2 ст. 28), с выявлением устойчивости и сплоченности как признаков преступной группы (ч. 3, 4 ст. 35), с определением психического принуждения (ст. 40), особой жестокости (п. «д» ст. 105, п. «б» ст. 111, п. «в» ст. 131), аффекта и длительной психотравмирующей ситуации (ст. 107, 113), психологических страданий (ч. 1 ст. 117) и т. д.
  Глубоко психологизированные новеллы закладываются и в области семейного, трудового, предпринимательского законодательства. В связи с этим представляется крайне актуальным повысить активность и скоординированность действий юридических психологов в обосновании и разработке психологических основ теории права и юридической практики. В этой связи, необходимо, во-первых, начать теоретико-прикладные исследования по всем стадиям правового регулирования, а не только, как было преимущественно раньше, лишь по психологии правоприменительной деятельности, а во-вторых, в контексте расширенных методологических основ и уточненного предмета юридической психологии реально превратить ее в перспективе из сугубо прикладной науки в теоретическую науку наряду с философией и социологией права.
  В отношении совершенствования психологического обеспечения различных видов юридического труда в последние годы (особенно при создании психологических служб в ФСК, МВД, Минюсте) происходят значительные позитивные изменения. Хочется надеяться, что имеющиеся здесь сегодня трудности (как концептуального, так и организационно-методического характера) будут успешно преодолены и в итоге юридические психологи не только отстоят профессиональное право занимать особую позицию по отношению к различным типам клиентов-юристов, но и расширят свою «экологическую нишу» в обслуживании юридической практики. Естественно, в данном случае потребуется, тесное взаимодействие и координирование взаимосвязей со специалистами таких областей, как криминалистика, криминология, юридическая педагогика, социальная работа и др.


 
© www.txtb.ru