|
4.2. Принципы местного самоуправления
Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления основополагающие начала и идеи, лежащие в основе самоорганизации населения. Таковыми являются: - самостоятельность решения населением вопросов местного значения; вопросы решаются путем референдума, муниципальных выборов, через деятельность органов местного самоуправления; муниципальные образования обладают муниципальной собственностью, являются участниками гражданского оборота (ст. 12, 130 Конституции РФ). Конституционный Суд РФ указал, что Конституция РФ прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (ч. 2 ст. 132; ч. 2 ст. 15). Формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей. В нормах законодательства не может быть провозглашен государственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления как общий принцип отношений между органами государственной власти и муниципальными образованиями. Не допускается без установления каких-либо его пределов государственный контроль за целесообразностью в деятельности органов местного самоуправления. Особо подчеркнута недопустимость государственного контроля за целесообразностью использования средств, материальных ресурсов и собственности, переданной муниципальному образованию государственной властью. Нормы Закона 2003 года вступают в противоречие с приводимыми позициями; - организационная обособленность местного самоуправления в системе управления государством; оно должно иметь автономию в отношении своей компетенции, обладать свободой действий для осуществления собственных инициатив (ст. 12 Конституции РФ); - население само выбирает любые формы представительной и непосредственной демократии; граждане могут реализовать право на народную правотворческую инициативу, на индивидуальные и коллективные обращения (ст. 131 Конституции РФ); - обеспечение деятельности местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, самостоятельное управление муниципальным имуществом, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов. Местное самоуправление гарантируется обеспечением минимального бюджета, передачей необходимых ресурсов для выполнения переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, компенсацией дополнительных расходов, вызванных решениями органов государственной власти (ст. 132 Конституции РФ); - гарантия права местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133 Конституции РФ); граждане, проживающие на территории муниципального образования, а также муниципальные органы власти могут обращаться в суд за восстановлением их нарушенного права; - сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан (ст. 1, ст. 3 Закона 2003 года); - ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед населением, государством, физическими и юридическими лицами (ст. 70 Закона 2003 года); - соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении местного самоуправления;
- законность в организации и осуществлении местного самоуправления. Содержание этого принципа раскрыто в ст. 6 Закона 2003 года, где говорится, что в случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта РФ, регулирующего вопросы организации местного самоуправления и устанавливающего права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы. В соответствии со ст. 7 Закона 2003 года муниципально-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным актам;
- гласность при осуществлении местного самоуправления; - возможность передачи на уровень местного самоуправления исполнения отдельных государственных полномочий; - использование местных обычаев и традиций в организации и деятельности местного самоуправления (ст. 1 Закона 2003 года); - учет мнения населения при изменении границ территорий муниципальных образований.
|
|