|
1.3. Предмет и метод уголовно-исполнительного права, его цели задачи, функции и принципы
Основной формой выражения и закрепления уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное право. Уголовно-исполнительное право - это система юридических норм, предусматривающих основания, принципы и другие общие положения, порядок исполнения и отбывания наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, виды учреждений и органов, исполняющих наказания, порядок осуществления контроля и надзора за их деятельностью. Предметом УИП являются совокупность общественных отношений, возникающих в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера между государством и осужденными. Содержание и круг этих общественных отношений конкретизированы в ч.2 ст.2 УИК РФ: - общие положения и принципы исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера; - порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применение средств исправления осужденных; - порядок деятельности ИУ; - порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; - порядок освобождения от наказания и порядок оказания помощи освобождаемым лицам. В качестве иных мер уголовно-правового характера УК РФ предусматривает: 1) принудительные меры медицинского характера (ст.99 УК РФ - амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа, специализированного типа и с интенсивным наблюдением). 2) конфискация имущества, которая была введена ФЗ от 27.07.2006 Ш53-ФЗ (ст.104.1 УК РФ - это принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества: денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, и доходы от этого имущества, которые были частично или полностью превращены или преобразованы; средств предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации); орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому; конфискация денежной суммы взамен имущества (ст.104.2 УК РФ); возмещение причиненного ущерба (ст.104.3)). В качестве иных мер уголовно-правового характера уголовное законодательство предусматривает также: - принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним правонарушителям (предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего - устанавливается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет - при совершении преступления средней тяжести; - условное осуждение (если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы на срок до 8 лет, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным). Уголовно-исполнительное законодательство в предмет своего правового регулирования включило лишь исполнение принудительных мер медицинского характера и условное осуждение. В УК РФ, применяемые принудительно меры воспитательного воздействия урегулированы достаточно полно, не только в части их основных характеристик и оснований применения, но и порядка исполнения, поэтому дублировать их в уголовноисполнительном законодательстве просто не имело смысла. Предмет науки УИП шире по содержанию предмета уголовноисполнительного законодательства и включает в себя: политику государства в сфере исполнения наказаний; историю соответствующего мирового и отечественного законодательства, а также исправительных учреждений; правотворческую и правоприменительную практику; систему уголовноисполнительного законодательства, его источники и нормы; международные правовые акты по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными и др. Наука УИП выполняет описательную, объяснительную и прогностические функции. Указанные функции являются общими, они определяют конкретные функции и соответствующие им задачи, обуславливаемые его спецификой. Конкретизация этих функций и задач выражается в проведении фундаментальных и прикладных исследованиях. Характер и содержание предмета регулирования обусловливает выбор методов отрасли УИП. Метод науки УИП можно определить как совокупность способов и приемов исследования явлений и процессов, составляющих предмет этой отрасли науки. К методам осуществления правоотношений в сфере исполнения наказаний относятся: 1) императивный (метод властного приказа) - основной метод УИП, который использует приказы, требования, распоряжения, обеспеченных возможностью правового принуждения. Согласно ч.1 ст.43 УК РФ наказание есть мера государственного принуждения, которая назначается по приговору суда и заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Реализация правого принуждения невозможна без опоры на государственную власть и основывается на отношениях подчиненности, поэтому осужденные обязаны выполнять законные требования администрации (меры принуждения, меры взыскания, меры безопасности, досмотр посылок, цензура корреспонденции); 2) диспозитивный метод - заключается в предоставлении осужденному, до известных пределов, права выбора варианта своего поведения в предусмотренных законом случаях (замена длительного свидания краткосрочным, приобретение продуктов питания по своему выбору и др.); 3) метод поощрения (применяется при хорошем поведении) - предоставление осужденным разовых льгот, благодарности, снятие ранее наложенных взыскания, денежный подарок и др. Уголовно-исполнительное законодательство РФ имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами (ст.1 УИК РФ). Согласно ст. 43 УК РФ, в качестве цели наказания называет, прежде всего, восстановления социальной справедливости, а затем цель исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Восстановление социальной справедливости носит оценочный характер, и его содержание выявляется опосредованно через другие понятия - возмещение ущерба от преступления, соразмерность содеянного виновным и воздаваемого за это со стороны государства ответного воздействия, общественное самосознание. Таким образом, цель восстановления социальной справедливости в большей мере относится к применению наказания в стадии назначения либо его отсрочки. Исправление осужденных (ст.9 УИК РФ) - это комплекс психологопедагогических мер воздействия, направленных на формирование у них поведения, соответствующего конституционным нормам, нормам морали и нравственности (уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения). Предупреждение совершения новых преступлений со стороны осужденных - достигается комплексом мер предупредительного характера, затрудняющих либо исключающих возможность совершения осужденными новых преступлений. Этой цели служит соответствующий установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Предупреждение совершения преступлений другими лицами или общая превенция - достигается реальным исполнением наказания. Оно стимулирует граждан к законопослушному поведению под угрозой применения наказания в случае совершения ими преступлений. В соответствии с указанными целями уголовно-исполнительное законодательство определяет и специфические задачи, закрепленные в ч.2 ст.1 УИК РФ: 1) регулирование порядка и условий исполнения (отбывания) наказания выражается в предмете правовой регламентации порядка и условий применения наказания, всей совокупности наиболее значимых общественных отношений, возникающих в данной сфере; 2) определение средств исправления осужденных (режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие); 3) охрана прав, свобод и законных интересов осужденных заключается в детальной регламентации общего правового статуса осужденных, специального статуса осужденных к различным видам наказаний и правового механизма обеспечения его реализации; 4) оказание осужденным помощи в социальной адаптации преследует цель предупредить рецидив преступлений со стороны лиц, освобожденных от наказания. Их социальная адаптация включает в себя оказание им помощи при освобождении, содействия в трудовом и бытовом устройстве и контроле за ними. Функции УИП иногда отождествляют либо с задачами права, либо с его методами. К таковым относятся: 1) Исправительная функция состоит в том, что УИП служит гуманной цели - выработке у осужденного социально полезных свойств, не нарушая его человеческих прав. 2) Предупредительная функция заключается в том, что УИП направлено на предупреждение преступлений, имеет целью их общее и частное предупреждение. 3) Регулятивная функция означает, что УИП регулирует правоотношения, возникающие в связи с исполнением (отбыванием) уголовного наказания между осужденным и государством. 4) Охранительная функция состоит в том, что УИП служит охране прав, свобод и законных интересов осужденных и персонала ИУ. 5) Воспитательная функция выражается в том, что одним из средств исправления осужденных является воспитательная работа. 6) Социальная функция - это оказание осужденным помощи в социальной адаптации. УИК РФ не раскрывает содержание принципов уголовноисполнительного права, поэтому сущность их выводят из научного анализа. Выделяют три группы принципов УИП: 1) общеправовые; 2) межотраслевые; 3) отраслевые. Общеправовые принципы: демократизм, законность, гуманизм. Принцип демократизма выражается в том, что, Конституция РФ предоставляет широкие права субъектам РФ в отношении расположенных на их территории ИУ, который реализуется в контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебном и ведомственном контроле и др. Принцип законности проявляется в неуклонном соблюдении и точном исполнение законов и подзаконных актов всеми органами, учреждениями и должностными лицами, исполняющими наказание. Факты беззакония в местах лишения свободы имеют повышенную общественную опасность, так как способствуют росту рецидивной преступности. Принцип гуманизма закреплен в ст.21 Конституции РФ, в соответствии с которой достоинство личности охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления. Гуманизм проявляется в справедливом отношении к осужденным, уважении их чести и достоинства. Исполнение наказаний не имеет целью причинение физических страданий или унижение достоинства человека. Отражением принципа гуманизма является прогрессивная система, то есть изменение условий отбывания наказания в зависимости от поведения осужденных. Выражением гуманности является возможность применения амнистии и помилования. Межотраслевые принципы: равенство осужденных перед законом; дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний. Принцип равенства осужденных перед законом заключается в едином правовом положении лиц, отбывающих конкретный вид наказания или находящиеся в одних условиях отбывания наказания. Принцип основывается на равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения. Принцип дифференциации отражает необходимость распределения всей массы осужденных на однородные категории по видам ИУ: гражданству (специальные ИК для иностранцев); полу (мужские и женские); возрасту (ИК для несовершеннолетних); тяжести совершенного преступления (ИК строгого режима); судимости (ИК особого режима) и др. Принцип индивидуализации выражается в требовании строгого индивидуального подхода к каждому осужденному, то есть выборе нужных именно данному осужденному мер воздействия. Отраслевые принципы: 1) Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных заключается с одной стороны в минимальности и мягкости репрессии с другой стороны в ее достаточности и соразмерности. 2) Принцип стимулирования правопослушного поведения предполагает, прежде всего, применение правовых стимулов регулирующих изменение условий содержания осужденных. Большое значение играют поощрительные нормы, улучшающие правовое положение осужденных. 3) Принцип соединения наказания с исправительным воздействием предполагает, что наказание должно быть не только карой, но и исправлять, воспитывать осужденного. Общеобразовательное обучение способствует повышению культуры и сознательности осужденных и имеет значение для получения ими специальности, профессиональная подготовка создает возможности для приобщения к трудовой деятельности.
|
|