|
1.1. Уголовно-исполнительная политика РФ, ее направления и влияние на законодательство
Декларация о государственном суверенитете, принятая Россией 12 июня 1990г. первым СНД РСФСР, провозгласила высшей ценностью интересы человека и закрепила принцип разделения властей. Окончательное закрепление данная идея получила в ст.2 Конституции РФ 1993г., в которой записано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Применительно к сфере исполнения уголовных наказаний реализация данного положения выразилась в: - гуманизации условий отбывания наказаний; - более углубленной дифференциации предоставляемых осужденным льгот в зависимости от их поведения во время отбывания наказания; - в исключении многих ограничений карательного характера; - в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы; - в расширении прав органов власти в управлении и контроле за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания и др. В связи с деятельностью государства в области борьбы с преступностью, выделяют: уголовную, уголовно-исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой, но имеет более узкое содержание. Уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы исполнения наказания. Формирование уголовно-исполнительной политики зависит от ряда социальных факторов. Такими факторами являются: 1) Социально-политическое состояние общества предполагает наличие четко сформулированных целей и принципов общества и государства. Социально-политическое благополучие общества возможно в условиях демократического правового государства и предполагает стабильность развития, отсутствия крупномасштабных социальных конфликтов. 2) Экономическое состояние общества оказывает непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику. В условиях экономического кризиса создается разрыв между принципами уголовно-исполнительной политики и реальном их воплощении. 3) Нравственное состояние общества и уровень правового сознания влияют на уголовно-исполнительную политику. Социальная дезорганизация общества, углубление социальных противоречий отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики в сторону ее ужесточения. 4) Состояние преступности оказывает существенное влияние на уголовно-исполнительную политику. Высокий уровень преступности, жестокий характер преступных проявлений, негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе оправдывает более жестокие политические и правовые решения. 5) Международные акты о правах человека, об исполнении наказаний и об обращении с осужденными непосредственно влияют на уголовноисполнительную политику. Россия как член совета Европы, должна привести свое уголовно-исполнительное законодательство в соответствие с Европейскими принципами и стандартами. 6) Достижения науки являются важным фактором, оказывающим влияние на формирование и развитие уголовно-исполнительного права. Наука, разрабатывая проблемы борьбы с преступностью, также исследует проблемы исправления осужденных. Основной формой реализации уголовно-исполнительной политики является уголовно-исполнительное законодательство. Таким образом, уголовно-исполнительная политика являясь частью единой политики государства, непосредственно вытекая из уголовной политики, определяет направление деятельности государственных органов в области исполнения наказаний, определяет принципы, формы, задачи и содержания этой деятельности. С 1 июля 1997 года вступил в действие новый УИК РФ. За прошедший с этого времени период выявились как положительные его стороны, так и существенные недостатки при реализации отдельных правовых норм. Это потребовало за короткие сроки внести в него значительное число изменений и дополнений, обусловленных, с одной стороны, непредсказуемостью развития социально-экономической ситуации в стране (как, например, августовский кризис 1998г., который поставил уголовно-исполнительную систему на грань выживания), с другой - изменениями функционального и структурно-управленческого характера в связи с передачей УИС из МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ. Указом Президента РФ от 28 июля 1998г. № 904 «О передаче уголовноисполнительной системы МВД РФ в ведение Минюста РФ» УИС к 1 сентября 1998г. была передана из одного ведомства в другое. Указ стал первым шагом на пути совершенствования УИС и привнес ряд положительных моментов, среди которых: 1) УИС стала независимой от органов обеспечения правопорядка, что в свою очередь открыло возможности для развития ее гуманитарной составляющей. 2) Территориальные органы управления УИС приобрели совершенно иное качество - они стали равноправными участниками отношений в регионах наряду с УВД, прокуратурой, ФСБ и другими правоохранительными структурами; напрямую решают вопросы с Президентом, губернаторами, главами администраций на местах, что очень важно, потому что это не только материальная поддержка, но и имидж системы, признание ее роли в обществе, понимание решаемых ею задач. 3) Изменение нормативно-правовой базы УИС. В течение последних лет принято множество постановлений Правительства РФ, направленных на государственную поддержку УИС, укрепление гарантий прав граждан, совершивших преступления и временно изолированных от общества. Когда УИС была в ведение МВД, проекты нормативных актов проходили с трудом, поскольку требовали больше внутриминистерских согласований. Кроме того, многие из этих законов напрямую затрагивают интересы ряда служб МВД - следственных органов, органов общественного порядка и др. И конечно эти подразделения МВД затягивали процедуру принятия законов или делали невозможным принятие того или иного нормативного акта. 4) В структуре МВД сосредоточен конгломерат самых разных служб и доминирующим является охрана общественного порядка, борьба с организованной и экономической преступностью, распространением наркотиков, терроризмом и др. В этом перечне исполнения уголовных наказаний было не на первом месте. Сейчас, когда функционирует УИС в составе Минюста, задачи, которые решают учреждения и органы УИС, считаются приоритетными. 5) Создана новая база для подготовки нужных специалистов, сеть образовательных учреждений УИС, в составе которой - учебные центры для первоначальной подготовки и переподготовке личного состава, средние специальные учреждения, колледжи, высшие учебные учреждения с филиалами. 6) Из-за передачи УИС функций охраны и конвоирования осужденных и арестованных Министерство юстиции РФ было отнесено к силовым ведомствам, подчиненным непосредственно Президенту РФ. Данное обстоятельство обусловило активное привлечение военизированных подразделений УИС к проведению антитеррористических операций на Северном Кавказе, что в принципе для любой пенитенциарной системы является нехарактерным.
|
|