|
7.2. Принципы деятельности, совершенствование и обеспечение законности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания
Деятельность УИС осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Контроль за деятельностью УИС осуществляют: Федеральное Собрание РФ; Президент РФ; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ. Непосредственный контроль за деятельностью ИУ и СИЗО осуществляют федеральный орган УИС и его территориальные органы. 1) Контроль органов государственной власти - органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления контролируют деятельность ИУ и СИЗО в пределах и порядке, установленных законодательством РФ. 2) Судебный контроль - контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида ИУ. Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации ИУ. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания. 3) Ведомственный контроль - со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц проводятся плановые, контрольные и внеплановые инспекторские проверки; осуществляются проверки по фактам происшествий, заявлениям и жалобам осужденных и др. 4) Прокурорский надзор - за соблюдением законов администрацией ИУ осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с ФЗ от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре РФ". 5) Контроль общественных объединений - оказывают содействие в работе ИУ принимают участие в исправлении осужденных, могут осуществлять контроль за их деятельностью. ФЗ от 10.06.2008 №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» детально регламентировал участие общественности в работе исправительных учреждений. 6) Контроль высших должностных лиц РФ и ее субъектов - при исполнении служебных обязанностей посещать ИУ без специального на то разрешения имеют право: а) Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий; б) Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях; в) должностные лица вышестоящих органов; г) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены ИУ; д) депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий - в пределах соответствующих территорий. Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать ИУ по специальному разрешению администрации либо вышестоящих органов. Кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с их письменного согласия, а кино-, фото- и видеосъемка объектов, обеспечивающих безопасность и охрану осужденных с письменного разрешения администрации ИУ. 7) Международный контроль - имеет три формы: - периодическое представление государствами докладов о соблюдении прав человека, в том числе при исполнении наказаний; - сообщения иностранных государств о нарушении гражданских и политических прав, применении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; - индивидуальные жалобы лиц в Европейскую комиссию по правам человека. 8) Контроль Уполномоченного по правам человека - рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному. Жалоба должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
|
|