|
Основные направления политики народонаселения на региональном уровне: Европейский Север России
Галева Н.Е.
(Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Архангельск)
Разработка и реализация политики народонаселения может осуществляться как на уровне одного субъекта федерации, так и более крупной территории, образованной несколькими субъектами со сходными параметрами развития, а также на уровне регионов, выделенных по другим критериям: природно-географическому, историческому, геополитическому. Так, например, единая стратегия демографического развития может быть разработана для всей территории Европейского Севера России, для приграничных субъектов, для районов Крайнего Севера и т. д. В настоящее время в субъектах федерации - регионах Европейского Севера России не существует целостных программ демографического развития, а меры демографической политики реализуются в рамках Федеральной Концепции. По нашему мнению, отсутствие региональных концепций и программ демографического развития свидетельствует о недостаточной проработанности планов (программ) стратегического социально-экономического развития данных территорий. Подобное положение нельзя признать удовлетворительным. Разрабатывая концепцию демографического развития региона, следует исходить из его геополитического статуса, реалий социально-экономического положения, перспектив развития. Определяя стратегическую цель демографического развития Европейского Севера России, будем руководствоваться следующими соображениями: 1. С точки зрения геополитических и стратегических интересов России, заселение территории данного региона, занимающего приграничное и приморское положение, имеет значение для обеспечения безопасности северных и северо-западных рубежей страны, сохранения присутствия России в арктическом регионе. 2. С точки зрения экономических интересов государства, развитие северных регионов должно быть обусловлено преимущественно балансовыми соображениями, то есть потребностью в трудовом потенциале. В связи с повышенными затратами на жизнеобеспечение населения в северных регионах, пребывание на данной территории пожилого населения, не занятого в производстве или не являющегося членами многопоколенных семей, где выполняет воспитательные функции, а также безработного населения вряд ли оправдано. 3. Исходя из интересов коренных малочисленных народов Севера, местом исторического обитания которых является территория Европейского Севера России, условия их проживания и ведения традиционного хозяйства не должны быть нарушены при осуществлении в регионе хозяйственной деятельности (особенно при разработке месторождений полезных ископаемых). Кроме того, решение социальных проблем этих народов должно относиться к числу приоритетных задач не только на региональном, но и на федеральном уровне. Целью демографической политики на Европейском Севере России может быть сохранение демографического потенциала региона, с одной стороны, путем постоянного повышения качества жизни населения и изыскания собственных возможностей оптимизации воспроизводственных процессов и с другой - путем регулирования миграционных потоков для поддержания количественных параметров населения (численности и структурных показателей), обеспечивающих устойчивость экономического развития региона. В соответствии с целью определим задачи демографической политики: 1. в области повышения качества и продолжительности жизни: - улучшение качества жизни населения путем создания условий для укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; - увеличение продолжительности жизни населения за счет сокращения в первую очередь преждевременной смертности молодежи от предотвратимых причин; - увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем профилактики заболеваний и состояний, связанных с природно-климатическими и социальными рисками; 2. в области укрепления семьи и рождаемости: - укрепление института семьи как наиболее гармоничной формы жизнедеятельности и самореализации личности, рождения и воспитания детей, сосуществования различных поколений; - стимулирование легитимной брачности, в первую очередь - среди молодежи, с целью наиболее полной реализации брачного и репродуктивного потенциала населения; - обеспечение адресной социальной защиты и материальной помощи семьям различных типов (многодетных, молодых, малообеспеченных); - стабилизация существующего уровня рождаемости и создание предпосылок для его повышения до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство населения; 3. в области миграции и расселения: - рационализация трудовой миграции с точки зрения потребностей социально-экономического развития региона; - предоставление возможности переселения за пределы региона неработающему населению (по желанию). Демографическая политика должна быть направлена на комплексное решение всех демографических проблем. Однако выбор путей преодоления негативных демографических тенденций ограничен и определяется имеющимися резервами по каждому из направлений. Как показывает опыт европейских стран, возможности социального воздействия на рождаемость с целью ее повышения очень дороги и при этом малоэффективны, поскольку ограничены вариацией внутри сложившихся норм малодетности. Регулирование миграционных потоков решает преимущественно тактические задачи. Таким образом, разделяя мнение многих специалистов, в качестве приоритетного направления демографической политики на Европейском Севере России следует выбрать деятельность по охране здоровья и снижения смертности, тем более что в этом направлении имеются значительные резервы. Разумеется, демографическая политика не должна игнорировать такой источник стабилизации постоянного населения, как рост рождаемости, однако в среднесрочной перспективе акцентировать внимание все же необходимо на снижении смертности. Как правило, для каждой конкретной территории можно выделить ограниченный набор проблем снижения смертности: устранение гендерных диспропорций смертности, возрастные и нозологические приоритеты уменьшения потерь населения за счет смертности. В отношении территории Европейского Севера России отметим, что здесь имеет место повышенная смертность в младших и средних возрастных группах. Омоложение смертности - это явное свидетельство регресса, как общественного, с точки зрения предоставляемых возможностей для охраны здоровья, так и индивидуального, с точки зрения значимости здоровья в системе других ценностей. Статистические данные свидетельствуют о том, что для Архангельской области, например, характерны проблемы повышенной смертности детей и подростков (девочек), а проблемы высокой младенческой смертности актуальны, прежде всего, для Ненецкого автономного округа. В Архангельской области, кроме того, сложились гендерные диспропорции смертности, опять же, не в пользу женщин, а в качестве одного из основных приоритетов снижения смертности выделяется смертность женского населения от неестественных причин. Таким образом, определив специфичные для данной территории резервы снижения потерь, следует разработать систему мер, направленных на решение этих задач. Учитывая ограниченные возможности финансирования, также отметим, что политика, направленная на противодействие сверхсмертности, может быть успешной даже при нехватке финансовых и материальных ресурсов и до достижения позитивных сдвигов в общей экономической ситуации. В частности, эффективными могут стать меры, направленные на изменение поведения людей в отношении своего здоровья: обучение, информирование о факторах риска через средства массовой информации, ограничения торговли алкоголем и табачной продукцией, укрепление законности и правопорядка и другие, не требующие значительных финансовых ресурсов меры, которые уже были осуществлены в других странах и привели к ощутимому эффекту.
|
|