Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Миграционная политика в условиях демографического кризиса в современной России

Ионцев В.А., Алешковский И.А.
(Кафедра народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Москва)

  Возрастающая роль международной миграции населения в демографическом развитии принимающих стран (как и отдельных отправляющих государств) является одной из наиболее значимых и в то же время дискуссионных ее современных закономерностей. При этом речь должна идти не только о воздействии международной миграции на рост населения отдельных стран или регионов мира, а о более глубинных изменениях в воспроизводстве населения, о ее влиянии на само репродуктивное поведения населения, половозрастную и этническую структуру населения принимающих стран.
  Насколько всем этим целям должна отвечать миграционная политика и каково ее соотношение с демографической политикой, призванной непосредственно воздействовать на воспроизводство населения, и, главное, насколько миграционная политика может и должна способствовать выходу страны из ситуации, характеризующейся как демографический кризис?
  Но прежде, чем ответить на эти вопросы, рассмотрим современную демографическую ситуацию, которая обозначается в России и как «демографический спад», и как «депопуляция», и как «демографическая катастрофа», и как «демографический кризис». При этом часто эти понятия рассматриваются как синонимы, что, на наш взгляд, принципиально неверно.
  Экономические и политические преобразования конца 1980-х - начала 1990-х годов обусловили в России уникальную демографическую ситуацию, в корне отличающуюся от всей предыдущей истории демографического развития России. За несколько лет произошло кардинальное изменение динамики демографических процессов, ухудшение большинства как количественных, так и качественных параметров демографического развития России. Страна оказалась в условиях особой демографической ситуации, которая по- разному понимается и учеными, и политиками, и, соответственно, руководством страны и ее регионов.
  Остановимся чуть подробнее на этих понятиях. Демографический спад (как собственно и демографический подъем) — это в общем-то присущие для развития населения явления, обусловленные, в частности, движением так называемых демографических волн, имеющие, как правило, кратковременный характер. Демографическая катастрофа — это ситуация, когда за очень короткое время (буквально 2-3 года) население страны (региона) значительно уменьшается (более чем на 50%) или вообще исчезает на этой территории. Россия за 1992-2003 гг. потеряла чуть более 6,5% (в результате естественной убыли). Депопуляция — это ситуация, когда каждое последующее поколение не воспроизводит предыдущее. Ситуация растянутая во времени, при которой могут иметь место и небольшой рост населения, и небольшая естественная убыль населения, часто компенсируемая миграционным приростом (например, Германия, где с начала 70-х гг. XX в. имеет место естественная убыль немецкого населения при небольшом росте общей численности населения страны).
  Для России подобная ситуация начинает наблюдаться с конца 1960-х гг., когда стал повышаться общий коэффициент смертности, а рождаемость опустилась ниже уровня простого воспроизводства (суммарный коэффициент рождаемости составил в 1970 г. 2,0 ребенка на одну женщину вместо минимально необходимых 2,2), но при этом естественный прирост составил за 1966-1970 гг. 4107 тыс. человек при миграционной убыли в 592 тыс. Таким образом, общий прирост населения России за эти годы превысил 3,5 млн. человек. И тем не менее мы можем сказать, что уже в эти годы в России зарождается процесс депопуляции, который кратковременно прервался в середине 1980-х гг. (результат активной демографической политики государства начала 1980-х гг.).
  А затем в начале 1990-х гг. происходит то, что мы называем демографическим кризисом — ситуация в корне отличающаяся от всей предыдущей истории демографического развития России.
  Суть демографического кризиса заключается в следующем: значительно и быстро снизилась рождаемость (общий коэффициент рождаемости составил в 2004 г. 10,5%о против 14,6%о в 1989 г., суммарный коэффициент рождаемости сократился за это время с 2,1 до 1,2); резко возросла смертность, особенно среди мужского трудоспособного населения (общий коэффициент смертности составил в 2004 г. 16,1%о против 10,7%о в 1989 г.); сократилась средняя продолжительность предстоящей жизни (с 70 лет до 65 лет для обоих полов, с 65 лет до 58 лет для мужчин, с 74,5 лет до 72 лет для женщин); произошло сокращение брачности (9,4%о в 1989 г. и 6,8%о в 2004 году) и рост разводимости (3,9%о в 1989 г. и 4,4%о в 2004 году); наблюдается ухудшение качественных характеристик населения и нарастающее старение населения (доля населения старше трудоспособного возраста увеличилась с 18,5% в 1989 году до 20,3% в 2004 году). Результат этих разнонаправленных процессов — естественная убыль населения, которая впервые в России составила около 10,3 млн. (достигая в последние годы более чем 900 тысяч человек ежегодно).
  Вместе с тем подчеркнем, что, акцентируя все внимание на убыли населения, которая приняла в России крайнюю форму депопуляции, упускается из виду не менее (а возможно и более) острая характеристика демографического кризиса, а именно проблема общей деградации (духовной и физической) населения России, значительного ухудшения его качественных характеристик, сопровождаемых ростом табакокурения, алкоголизма, включая пивной алкоголизм, распространением СПИДа и наркомании, соответствующим ростом «де- билизации» населения, что, в свою очередь, ведет к интенсивному вовлечению в криминальные структуры молодежи, снижению ее образовательного уровня и др.
  Не случайно более 5% среди родившихся в 2001 году (около 65 тысяч детей) оказались «на улице», общая численность социальных сирот составила около 600 тысяч человек, беспризорников — более 2 млн. человек. Каждые 9 из 10 выпускников школ больны серьезными заболеваниями, а 2/3 окончивших высшие учебные заведения имеют еще больший «букет» заболеваний.

Таблица 1. Компоненты изменения численности населения России, 1897-2004 гг., тысяч человек

Таблица 1. Компоненты изменения численности населения России, 1897-2004 гг., тысяч человек

  Ежегодно около 1 млн. признаются инвалидами, а общая численность детей-инвалидов превысила 617 тысяч человек. Число тяжелых наркоманов может составить в ближайшие годы 10 млн. человек! Налицо кризис социально-демографического развития общества, кризис института семьи: впервые в 2002 году в России разводимость превысила брачность. По сути, как мы отметили выше, нарастает процесс «дебилизации» молодежи и населения в целом, критическая (более 50% от населения) масса которого поставит крест на всем развитии России.
  Еще более негативная демографическая ситуация сложилась в отдельных регионах России. Так, в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, занимающих важнейшую стратегическую роль в обеспечении национальной безопасности России, с начала 1990-х годов, наряду с естественной убылью населения, наблюдается высокий миграционный отток населения. В результате за 1992-2004 годы численность населения сократилась в Дальневосточном федеральном округе на 17,4%, Сибирском — на 6,3% (по сравнению с 3% в России в целом). При этом только в приграничных с югом Дальнего Востока регионах Китая численность населения превысила 110 млн. человек, что уже более чем в 18 раз больше численности населения этих российских территорий.
  В то же время в связи с распадом СССР в большинстве постсоветских республик стала проводиться политика (где-то более, где- то менее явная) по выталкиванию населения некоренной национальности. В силу сложившейся ситуации Россия с ее «прозрачными границами» превратилась в мощный миграционный центр, куда устремились миллионы бывших советских граждан. В результате иммиграция в Россию, которая приняла разнообразные формы (вынужденная, добровольная, нелегальная), согласно данным текущего учета, составила за 1992-2004 годы около 7 млн. человек. Проведенная в 2002 году Перепись населения, показала, что миграционный приток за межпереписной период (1989-2002 гг.) оказался существенно выше и составил около 11 млн. человек. Таким образом, на начало XXI века Россия по численности иностранного населения переместилась на второе место в мире (после США) (см. рис. 1), а по объему иммиграции за 1992-2002 гг. оказалась на третьем месте в мире (после США и Германии).

Диаграмма 1. Страны с наиболее значительным числом мигрантов, на начало 2000 гг.

Диаграмма 1. Страны с наиболее значительным числом мигрантов, на начало 2000 гг.

  Источник: World Population Prospects: The 2002 Revision. New York, UN, 2003.
  Таким образом, в 1990-е годы значительно возросла роль международной миграции как фактора демографического развития России. Миграционной прирост смог существенно сгладить естественную убыль населения страны (55% в 1992-1997 годах, 16% в 1998-2004 годах и 37% за 1992-2004 годы) (см. табл. 2 и рис. 2). Однако в последние годы миграционный прирост значительно снизился, составив в 2004 году всего 39 тысяч человек по сравнению с 810 тысячами человек в 1994 году, что, прежде всего, явилось результатом непродуманных решений властей в области миграции (не случайно Президентом страны В. В. Путиным на заседании Совета безопасности 17 марта 2005 года был поставлен вопрос о необходимости проведения новой миграционной политики).

Рис. 2. Замещение естественной убыли населения миграционным приростом (%)

Рис. 2. Замещение естественной убыли населения миграционным приростом (%)

  Важно отметить, что иммиграция в Россию оказывает положительное влияние на половозрастную структуру, способствует повышению качества населения (в частности, социологические исследования показывают, что образовательный уровень иммигрантов выше среднероссийского), а также несет в себе относительно более высокие репродуктивные установки.
  Рассматривая половозрастную структуру миграционных потоков, можно отметить, что возрастная структура иммигрантов более молодая (по сравнению со структурой населения России). Так, в 2002 году свыше 70% иммигрантов приходилось на лиц трудоспособного возраста, второй по численности группой являлись лица моложе трудоспособного возраста (15%) и лишь около 13% составили лица пенсионного возраста, тогда как в России в целом 17, 56 и 27%, соответственно. Вместе с тем в течение 1992-2004 годов наблюдалась тенденция к старению миграционных потоков: доля населения старше трудоспособного возраста среди иммигрантов выросла с 8% в 1992 году до 12,9%, тогда как детской группы сократилась с 22% в 1992 до 14,3% в 2002. В иммиграционных потоках преобладают женщины (к примеру, около 53% прибывших в 2002 году), причем перевес формируется за счет лиц в возрасте старше трудоспособного, где женщин 70,5%.
  Рассматривая этническую структуру миграционных потоков, можно отметить, что большую часть иммигрантов составляют этнические русские. В целом за 1992-2004 годы свыше 60% всех прибывших составили этнические русские, порядка 9% пришлось на другие титульные народы российской федерации. Однако, доля русских в нетто-миграции из постсоветских стран постепенно падает: с 76% в 1993 году до 56% в 2001 году. Согласно данным Переписи населения 2002 года, доля русских в общей численности населения составляет около 80%. Таким образом, иммиграция способствует диверсификации этнической структуры населения России.
  Может ли приток иммигрантов решить проблемы демографического развития России в XXI веке?
  Как предсказывают практически все прогнозы (и отечественные, и зарубежные) в России в XXI веке (по крайней мере, до 2050 года) будет наблюдаться естественная убыль населения. Так, по прогнозам ООН, в 2000-2050 годах ежегодная естественная убыль населения составит в среднем около 860 тысяч человек (UN, 2003). В то же время Россия, как и страны Западной Европы, столкнется с нарастающей проблемой старения населения. В результате расходы на социальное обеспечение могут оказаться слишком тяжелой ношей для экономики страны, а некоторые регионы могут обезлюдить.
  В этих условиях миграционный прирост может показаться «панацеей» для улучшения демографической ситуации и обеспечения роста населения России в XXI веке. Но возможно ли разрешить все имеющиеся демографическое проблемы России только с помощью международной миграции?
  Как показывают исследования экспертов ООН (см., к примеру, отчет “Replacement migration: Is it a Solution to Declining and Ageing Populations”) и отечественных ученых (в частности, разработки Центра экологии и демографии человека) только для того, чтобы вновь достичь режима простого воспроизводства, в России сальдо миграции должно быть устойчиво положительным и составлять от 800 тыс. до 1,5 млн. чел. в год (по разным сценариям). Ясно, что такая перспектива нереальна. Так, в 2001 г. миграционный прирост в Россию составил 72 тыс. чел., а в 2004 году — всего 39 тыс. чел.! Согласно оценкам ООН, чистая иммиграция в 2000-2050 годах будет составлять около 50 тысяч человек ежегодно.
  Таким образом, роль международной миграции в демографическом развитии России не должна быть преувеличена. Утверждение о том, что иммиграция может стать решением всех демографических проблем современной России крайне ошибочно. Это очередной миф, дезориентирующий руководство страны. Иммиграция может лишь сгладить в определенной мере существующий демографический кризис, что само по себе, конечно, важно, смягчить отрицательные демографические последствия, в определенной мере решить отдельные региональные демографические проблемы (к примеру, в Сибири и на Дальнем Востоке), но не более. Пример развитых стран показывает, что миграция может быть относительно эффективным средством лишь в условиях стабильной депопуляции (например, в Германии, начиная с начала 1970-х годов по настоящее время). Выход из демографического кризиса (включающего крайнюю форму депопуляции) в России и ее дальнейшее поступательное развитие возможны только при комплексном подходе, а именно: стимулировании роста рождаемости или, по крайней мере, ее стабилизации (на уровне 1,7—1,9 ребенка на женщину); уменьшении смертности (имеется огромный резерв для сокращения экзогенной смерности); привлечении мигрантов; формировании отношения к человеческой жизни как самой главной ценности государства. В соответствии с этим и следует разрабатывать меры демографической политики в целом и миграционной политики, в частности.
  Заметим, что, по нашему мнению, по своим целям и задачам миграционная политика представляется более широким понятием, нежели демографическая политика, поскольку должна решать задачи и экономического, и социального, и геополитического, и этнического, и демографического характера. И только с точки зрения последней компоненты, причем, имея в виду только безвозвратную миграцию (или переселение), она является частью демографической политики и, соответственно, решает общую задачу улучшения демографической ситуации.
  В то же время на определенных отрезках времени и для решения конкретных задач международная миграция может сыграть положительную роль. Так, стремительное сокращение численности трудоспособного населения, которое будет не просто проявлением очередной демографической волны, а станет устойчивой тенденцией в среднесрочной перспективе (после 2007 года), составит более 15 млн. человек в 2007-2025 гг. и приведет к сокращению повышению спроса на иммигрантов и иностранную рабочую силу, что для трудозатратной Российской экономики станет жизненно необходимым условием ее дальнейшего экономического развития, как и важным фактором решения демографических проблем, особенно для отдельных регионов.
  Эти тенденции должны быть заложены в основу миграционной политики. На наш взгляд, исходя из стратегических интересов России, государственная миграционная политика должна не препятствовать переселению русскоязычного населения из бывших Союзных республик. Однако, несмотря на почти пятилетние дискуссии на эту тему, концепция миграционной политики не принята до сих пор, как нет и стратегического мышления в этой области, и пример шарахания от одной красности в виде вынужденной миграции к другой — нелегальной миграции — наглядное тому подтверждение. Более того, преобладающей среди государственных мужей в настоящее время является точка зрения, что иммиграция является негативной тенденцией, а основной функцией Федеральной миграционной службы (переданной с 2001 года в ведение МВД России) представляется борьба с нелегальной иммиграцией. Хотя, по нашему мнению, самой действенной мерой, противодействующей росту нелегальной иммиграции, является поощрение ее легальных форм.

Рис. 3.

Рис. 3.

  Заключение
  В России, переживающей серьезный демографический кризис, международная миграция в 1990-е годы стала одним из ключевых факторов демографического развития страны, являясь, по существу, единственной компонентой, сглаживающей негативную демографическую ситуацию. Вместе с тем, учитывая современный уровень социально-экономического и демографического развития России, международная миграция не сможет решить в одночасье все демографические проблемы России в XXI веке. Выход из демографического кризиса возможен только при условии комплексного подхода ко всей совокупности демографический процессов. Только при условии повышения рождаемости и ее стабилизации хотя бы на уровне близком к простому воспроизводству, укрепления института семьи, снижения смертности и повышения продолжительности жизни, привлечения мигрантов возможно кардинальное улучшение ситуации, преодоление демографического кризиса и устойчивое социально-экономическое развитие страны.
  В то же время с помощью международной миграции Россия может решить отдельные региональные демографические проблемы, а также смягчить негативную демографическую ситуацию в России в целом. И соответственно эта задача должна учитываться государственной миграционной политикой. При этом в ее основу должно быть заложено понимание того, что миграция — это не зло, против которого надо бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат, а благо для России.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Госкомстат (1994-2002). Демографический ежегодник России 1994- 2002. Статистический справочник. Москва: Госкомстат.
  2. Госкомстат (2003). Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Москва: Госкомстат.
  3. Ионцев В.А. (1999) Международная миграция: теория и история изучения. М.: Диалог-МГУ.
  4. Ионцев В.А. (2000) Международная миграция населения и демографическое развитие России // В серии «Международная миграция населения: Россия и современный мир». Выпуск 5. М.: Диалог-МГУ.
  5. Ионцев В.А., Ивахнюк И.В. (2002) Россия в мировых миграционных процессах: тенденции последнего десятилетия (1992-2001) // В сб.: Мир в зеркале международной миграции. Научная серия «Международная миграция населения: Россия и современный мир». Выпуск 10. М.: МАКС-Пресс.
  6. Население России на рубеже XX и XXI веков. М.: МАКС Пресс, 2004.
  7. Население России 2002 (2004). Десятый ежегодный демографический доклад / Под ред. А.Г. Вишневского. М.: КДУ.
  8. Coleman David (2004) International Migration: ICPD + 10 // In: International migration: Cairo + 10. Scientific Series “International Migration of Population: Russia and the Contemporary World”. Volume 12. Moscow.
  9. Coleman David (1992) Does Europe Need Immigrants? Population and Work Force Projections // International Migration Review, Vol. XXV, №2.
  10. Iontsev V., Kamenskiy A. (2004) International Migration of Population in Russia: Lessons of Cairo Conference // In: International migration: Cairo + 10. Scientific Series “International Migration of Population: Russia and the Contemporary World”. Volume 12. Moscow.
  11. Teitelbaum Michael S., Winter Jay M. (1998) A Question of Numbers: High Migration, Low Fertility, and the Politics of National Identity. Hill & Wang.
  12. World in the Mirror of International Migration / Ed. by. V.A. Iont- sev. M., 2002.
  13. UN (2001). Replacement Migration: Is it a Solution to Declining and Ageing Populations. New York, United Nations.
  14. UN (2003). World Population Prospects: The 2002 Revision. New York, UN. (Data available online at: http://www.un.org/popin/data.html).
  15. United Nations (2005) The New Demographic Regime. Population Challenges and Policy Responces. New York, Geneve, UN.


 
© www.txtb.ru