Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Тема 5. Негосударственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации

  Наряду с государственным пенсионным обеспечением и государственным пенсионным страхованием действующая в нашей стране система пенсионного обеспечения населения допускает и наличие системы негосударственного пенсионного обеспечения через негосударственные пенсионные фонды.
  Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля за их деятельностью регулируются ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ от 7.05.1998.
  Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации, т. е. не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Целью создания фонда является осуществление им негосударственного социального обеспечения. Фонд в соответствии с целью создания может выполнять следующие виды деятельности:
  1) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
  3) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
  Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым негосударственным пенсионным фондом. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии.
  Предметом пенсионного договора является осуществление фондом негосударственного пенсионного обеспечения участника, включающее в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
  Пенсионный договор заключается на бессрочный срок и может быть расторгнут по решению суда, по желанию вкладчика, а также в случае ликвидации организации-вкладчика, либо по вине фонда (прекращение действия лицензии фонда, ликвидация фонда), либо в связи со смертью участника до наступления пенсионных оснований. Прекращение уплаты пенсионных взносов вкладчиком не может являться причиной расторжения пенсионного договора. При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику выкупную сумму или перевести ее в другой фонд.
  Негосударственные пенсионные фонды могут заключать несколько видов договоров:
  1. Договор негосударственного пенсионного обеспечения - соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.
  2. Договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в пункте 6 статьи 16 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
  Осуществление деятельности в качестве страховщика негосударственного пенсионного обеспечения фондами стало возможным с 1 января 2004 года. Для осуществления этого вида деятельности фонд должен иметь лицензию, зарегистрировать в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда, подать в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и отвечать требованиям, установленным ст. 36.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»:
  - иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;
  - иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;
  - иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 100 миллионов рублей;
  - в целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц иметь совокупный вклад учредителей фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 миллионов рублей с 13 января 2003 года, не менее 30 миллионов рублей с 1 января 2005 года и 100 миллионов рублей с 1 января 2009 года;
  - не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности;
  - не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.
  Негосударственный пенсионный фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ. Учредительным документом фонда являются устав фонда, который утверждается его учредителями (учредителем).
  Устав фонда должен содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименование фонда, причем в наименование должны быть включены лова «негосударственный пенсионный фонд», сведения о его местонахождении; положения о предмете и целях деятельности фонда; сведения о структуре и компетенции органов управления фонда, нормах представительства в органах управления; положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизация и ликвидация фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, а также о порядке распределения имущества при ликвидации фонда.
  Устав представляет собой свод определяющих устройство, деятельность, права и обязанности фонда положений и правил, обязательных для исполнения всеми органами фонда. Именно устав определяет правовое положение фонда. К оформлению устава предъявляется ряд требований. Он должен быть составлен в письменной форме, не содержать исправлений, подчисток или подтирок и утвержден всеми учредителями фонда. В уставе фонда должна содержаться информация обо всех органах управления фонда, их полномочиях и порядке избрания или назначения. Компетенция, состав и порядок образования органов зависят от организационно-правовой формы юридического лица.
  Органы управления фонда могут включать в себя:
  1) совет фонда - это высший орган управления фондом, в задачу которого входит осуществление общего руководства деятельностью фонда;
  2) попечительский совет - это коллегиальный орган, выполняющий надзорные функции и обеспечивающий общественный контроль за деятельностью фонда;
  3) ревизионные комиссии для обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда;
  4) исполнительный директор, исполнительная дирекция - это исполнительный орган фонда, осуществляющий оперативное управление деятельностью фонда.
  Негосударственный пенсионный фонд имеет право на осуществление своей деятельности с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
  Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности фонд должен соответствовать указанным требованиям :
  1) руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку);
  2) главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет, высшее профессиональное образование;
  3) величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года - не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов рублей.
  На должность единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера фонда не могут быть назначены:
  1) работники управляющей компании, специализированного депозитария, юридического лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда, аудитора фонда, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, и оценщик фонда - физическое лицо;
  2) аффилированные лица управляющей компании, специализи­рованного депозитария и аудитора фонда, а также лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда;
  3) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда в момент совершения этими организациями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет;
  4) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
  5) лица, имеющие судимость за умышленные преступления.
  Субъектами негосударственного пенсионного обеспечения являются фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики и участники. Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.
  К иным участникам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию относятся аудиторы, актуарии, заключившие договоры с фондом на оказание соответствующих услуг, и др.
  Процесс создания фонда можно разделить на следующие этапы:
  - принятие учредителями решения о создании фонда;
  - принятие устава фонда, избрание его органов правления и формирование уставного капитала;
  - государственная регистрация фонда;
  - получение лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
  Фонд, как любое юридическое лицо, может быть создан в результате волеизъявления учредителей, т. е. учрежден, или в результате реорганизации уже существующего юридического лица. В первом случае основанием для создания фонда является решение учредителей. Учредителями могут быть полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица, которые не являются:
  1) иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ;
  2) лицами, включенными в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  3) общественными объединениями или религиозными организациями, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
  4) лицами, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.
  Фонд должен обеспечить постоянное оперативное управление своей деятельностью; должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих указанные виды деятельности. Внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом (контролер) или отдельным структурным подразделением (служба внутреннего контроля).
  Фонд обязан иметь сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому фонду.
  Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется уполномоченным федеральным органом без ограничения срока ее действия.
  Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и доходов от размещения пенсионных резервов, которое осуществляется актуарием, а также проводить независимую аудиторскую проверку.
  Актуарное оценивание осуществляется актуарием и включает в себя результаты актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, а также результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.
  Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений. Актуарий и аудитор, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария.
  Согласно ст.25 Закона о негосударственных пенсионных фондах фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (на основании договора доверительного управления). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги РФ, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством РФ.
  Прекращение деятельности фонда может осуществляться в виде реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) или ликвидации. Реорганизация фонда осуществляется на основании решения совета фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария. При ликвидации фонда его пенсионные резервы используются для исполнения обязательств по пенсионным договорам, выплаты выкупных сумм, перевода выкупных сумм в другие фонды по выбору вкладчика или участника, а при отсутствии такого выбора в фонд, указанный в пенсионных правилах, либо для перевода выкупных сумм в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников, заключенным со страховыми организациями, по выбору вкладчика или участника. В случае недостаточности пенсионных резервов на указанные цели могут быть использованы средства объединенных гарантийных фондов.
  При выявлении нарушений фондами законодательства, государственный уполномоченный орган: дает фондам обязательные для выполнения предписаний об устранении нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливает действие лицензий; обращается в суд с исками о защите прав и интересов участников, иных заинтересованных лиц и государства; обращается в суд с исками о ликвидации фонда, которые осуществляют деятельность без лицензий.
  Государство не отвечает по долгам негосударственного пенсионного фонда в отличие от Пенсионного фонда РФ, в отношении обязательств которого государство несет субсидиарную ответственность, т.к. ПФР является государственным учреждением.

Вопросы для самоконтроля

  1. Порядок создания негосударственного пенсионного фонда.
  2. Структура и основные направления деятельности негосударственного пенсионного фонда.
  3. Контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.


 
© www.txtb.ru