Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Тема 4. Методика криминологических исследований

  Понятие методологии и методологии в криминологии. Метод - это прием, способ исследования. Методика - совокупность методов исследования. Методология - учение о путях, методах научного исследования. Методология криминологического исследования зависит от предмета и объекта исследования.
  Учитывая, что предмет криминологии это закономерности преступности, ее детерминации, причинности, подверженности различным воздействиям, а объект - преступность в разных ее проявлениях; продуцирующие ее и влияющие на нее явления, процессы; характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия. Поэтому методология криминологических исследований должна включать в себя изучение сложных общественных процессов, продуцирующих преступность и характеристики людей, совершающих преступление.
  Исходя из общественно-научного диалектического метода познания социальной действительности, криминология использует для исследования проблем преступности разнообразные частно-научные методы. Многие конкретные методы заимствованы из таких наук как социология, психология, юридические науки, статистика, демография, экономика.
  Применительно к современной криминологи все методы условно можно разделить на 3 группы: 1) методы, используемые в юридических науках (исторический, сравнительный, логический, системный и др.; 2) методы, используемые в социологии (наблюдение, опрос в виде анкетирования и интервьюирования, эксперимент, экспертные оценки, контрольная группа, документальный метод); методы, используемые в психологии (социометрия, тестирование и др.). Особое место в криминологии занимает статистический метод.
  Причем, необходимо использовать совокупность методов, что обуславливает получение доброкачественной и полной информации.
  Статистические методы, применяемые в криминологии.
  Статистический метод. С помощью статистического метода можно собрать и обобщить информацию о количественных характеристиках преступности. В результате можно получить данные для разработки мер предупреждения преступности и оценки эффективности действующей системы мер борьбы с ней.
  Статистический метод включает в себя три этапа.
  Первый этап - сбор первичной информации. ЕЕ можно получить из статистических карточек и учетов, имеющихся в органах МВД, прокуратуры, юстиции и суда, а также из материалов анкетирования, интервью, уголовных дел, эксперимента и др.
  Второй этап заключается в сводке и группировке (классификации) всей массы собранных данных первичного учета. Различают топологические, варициозные и аналитические группировки. При типологической группировке изучаемая совокупность распределяется на однородные типы (например, по видам преступлений или по месту совершения). Варициозные группировки распределяют данное явление по количественному признаку (например, при изучении возрастного состава преступников). Аналитическая группировка устанавливает взаимосвязь между разными явлениями (например, преступностью и пьянством).
  Третьей стадией статистического метода является анализ собранных и сгруппированных данных о преступности при помощи обобщающих показателей. Часто при разработке мер профилактики данной уголовной статистики сопоставляют с другими статистическими данными (например, для исследования влияния пьянства на преступность данные уровня, структуры, динамики преступности сравнивают с показателями потребления алкоголя).
  Выборочный метод фактически всегда используется при опросах граждан, работников правоохранительных органов, заключенных, преступников, а также при изучении уголовных дел в целях получения интересующей нас информации по проблемам преступности, ибо невозможно опросить или изучить столь многочисленные группы указанных лиц и значительное количество уголовных дел.
  Сущность метода заключается в том, что целое (преступность) описывается на основе ее части (выборки); изучается только часть всей совокупности, а полученная информация используется для характеристики всей совокупности.
  При выборочном методе важно, чтобы: 1) отобранная часть была достаточно многочисленной, тогда в ней смогут проявиться объективные закономерности, обусловленные материальной природой изучаемых явлений; 2) единицы, составляющие эту часть, были отобраны в случайном порядке, т. е. независимо от воли или склонности исследователя. Для этого каждая единица отобранной части от всей совокупности должна иметь одинаковую возможность быть отобранной. Для этого математическая статистика рекомендует ряд следующих методов, способов выборки: простую, случайную, систематическую, типическую, серийную, двухстадийную, по принципу квот и др.
  Социологические и психологические методы, применяемые в криминологических исследованиях. Наблюдение. Различают два вида наблюдения: 1) простое и 2) включенное. При простом наблюдении фиксация событий, фактов ведется как бы «извне» по отношению к среде, в которой имеют место изучаемые факты, события, процессы. Включенное наблюдение заключается в том, что исследователь смешивается с группой и становится как бы одним из ее членов, например членом трудового коллектива, в котором систематически происходят хищения готовой продукции, членом группы правонарушающих подростков. Результаты наблюдений фиксируются. Проблема здесь заключается в допустимой степени интеграции с правонарушающими группами, в то время как исследователь — нейтральный наблюдатель.
  Метод опроса. Цель его состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов).Все разнообразие методов опроса, применяемых в социологии и криминологии, можно свести к двум основным видам: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании информация собирается путем получения письменных ответов на заранее разработанный вопросник (анкету). Каждая анкета должна начинаться вступлением, где в общей форме изложены цели и задачи данного исследования, его практическая значимость, название организации, его проводящей, и др.
  При организации самого анкетирования необходимо прежде всего проверить правильность формулировок вопросов, проведя так называемое пилотажное исследование за счет анкетирования 20 — 50 чел., что дает возможность уточнить формулировки вопросов, время, необходимое для их заполнения опрашиваемым, возможный невозврат анкет.
  Интервью — это беседа, в процессе которой опрашиваемый (респондент) отвечает на поставленные исследователем вопросы.
  Психологическая наука различает два вида интервью: формализованное и свободное. При формализованном интервью заранее вопросы подготовляются исследователем по типу анкет, ставятся перед опрашиваемым и ответы записываются не обследуемыми лицами, а исследователями. Свободное интервью не требует предварительной разработки вопросника (анкеты) беседы. Исследователю необходимо лишь понимание того, какую информацию он должен получить, насколько она нужна для решения задач криминологического исследования. Полученная при анкетировании и интервьюировании информация подвергается статистической обработке и группировке. Если предполагается машинная обработка информации, то целесообразно все ответы кодировать.
  Метод контрольной группы. Главное в этом методе заключается в том, что отбираются две или более группы, одна из которых является основной (экспериментальной), а другая — контрольной. Причем группы должны быть тщательно уравнены по всем признакам, кроме изучаемого. Сравнение результатов исследования основной и контрольной группы показывает, типичны ли установленные закономерности для основной группы.
  Важную роль в методе контрольной группы играет соблюдение строгости в выравнивании групп по определенным признакам.
  Эксперимент, т. е. научно поставленный опыт, — один из важнейших методических приемов познания социальной действительности, позволяющий установить новые или уточнить ранее известные факты, подготовить их для получения выводов, формулировки гипотезы, а затем закона. Социальный эксперимент можно определить как специфическую, ограниченную во времени и пространстве форму общественной деятельности, предпринимаемую с целью проверки гипотез, поиска средств для обеспечения оптимального функционирования и развития той или иной социальной системы, разрешения противоречий, поиска путей и форм будущей массовой практической деятельности, эффективного управления общественными процессами.
  Применение экспериментального метода возможно лишь тогда, когда выполняются следующие требования: 1) строгое соблюдение законности; 2) наличие научно обоснованной гипотезы; 3) выбран типичный объект эксперимента; 4) представлен определенный период времени, обеспечивающий возможность глубокой проверки выдвинутых гипотез и предложений; 5) наличие разрешения соответствующих органов.
  Метод экспертных оценок. Это получение мнений, излагаемых по определенным вопросам группой специально отобранных экспертов из числа научных и практических работников, хорошо знающих проблемы борьбы с преступностью. Он достаточно широко используется для оценки уровня латентной преступности, прогнозирования преступности, изучения эффективности норм уголовного права, причин изменений в динамике преступности и др.
  Существуют две основные формы опроса экспертов: индивидуальные и групповые. Опросы могут быть очные и заочные, письменные и устные, по общим и частным вопросам. Опросы позволяют получить серию отдельных и коллективных мнений по конкретным вопросам изучаемой криминологической проблемы. Ответы экспертов обобщаются, анализируются; подсчитываются количественные оценки факторов (если они были указаны); определяются средние значения.
  Документальный метод. Изучение документов — один из важнейших методов получения информации в криминологических исследованиях. Наиболее часто источником документальной информации в криминологических исследованиях являются уголовные дела (обобщения судебно-следственной практики), в которых наряду с другими материалами содержатся сведения о личности преступника, о мотивах и обстоятельствах совершения преступления, о конкретных причинах и условиях, способствующих совершению преступления. Круг других документов (например, справки и обобщения правоохранительных органов, материалы прессы, личные документы), кроме уголовных дел, и объем их изучения определяется исследователем, исходя из целей и задач того или иного криминологического исследования.
  Изучение уголовных дел производится на основании анкеты (вопросника), специально разработанной применительно к целям, задачам и предмету исследования. Как правило, эта анкета содержит четыре раздела. Первый раздел содержит вопросы, относящиеся к самому преступлению; второй — вопросы, относящиеся к личности преступника; третий — о целях и мотивах преступного деяния и четвертый — о воспитательном воздействии судопроизводства, о мерах наказания и предупредительной работе по материалам дела.
  В последние годы происходит расширение использования в криминологических исследованиях вычислительной техники.
  В криминологии наиболее часто используются такие психологические методы, как социометрия и тестирование. Социометрия пришла в отечественную науку из зарубежной психологии и социологии. Термин «социометрия» происходит от латинского socius (товарищ, соучастник) и metrum (измерение). Социометрическое исследование есть метрическое изучение эмоционально-психологических связей между людьми. В основе социометрии лежит социометрический опрос — необходимый набор вопросов, которые задаются опрашиваемым (испытуемым) с целью выявления взаимоотношений с другими членами группы. Опрос в социометрическом исследовании должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе, будь то анкетирование или интервьюирование и др. Данные социометрического опроса обрабатываются и суммируются в социоматрицах (таблицах) и социограммах (схемах). Анализ таблиц и схем позволяет, с одной стороны, выявить социально-психологические свойства личности и группы, с другой — выбрать эффективные средства по управлению механизмом взаимодействия личности и группы и др.
  Тестирование является одной из разновидностей опросного метода. Тест — это задача, вопросы, ситуации, которые разрабатываются исследователем и ставятся перед обследуемыми, на которые они должны дать ответы. Цель тестирования - выяснение психологических особенностей личности преступника: его интеллектуальных возможностей как индивида, творческих способностей, его склонность к риску, самоконтролю, жестокости, способность к быстрому реагированию в чрезвычайной ситуации и т.д.
  Иные методы криминологических исследований. Сравнительный метод. В криминологических сравнительных исследованиях обычно сопоставляются однородные проблемы разных стран (а внутри России — разных регионов — субъектов Федерации) в один и тот же период (синхронический метод сравнения), а также разных стран (регионов) или одной и той же страны в разные исторические периоды (диахронический метод сравнения). Особый интерес в этом плане представляет сравнительная преступность, сравнительные теории причин преступности и международное сотрудничество в борьбе с преступностью, основанное на сравнительных стратегиях.
  Исторический подход. В исторических исследованиях применимы качественные и количественные методы. Они позволяют сравнивать преступность и связанные с ней явления на протяжении длительного времени (пять, десять, пятьдесят лет и более). Именно при таком подходе можно выявить реальные закономерности и тенденции преступности, ее причинной базы, устойчивые характеристики личности преступников, проверить надежность мер предупреждения и контроля преступности. На этой базе строятся долговременные криминологические прогнозы, а также развенчиваются сомнительные теории и предположения, например об искоренении преступности в процессе коммунистического строительства.
  Системный метод в криминологии развивался из комплексного подхода и приобрел относительное распространение в 70—80-е годы. На основе системного подхода в последние годы развивается модульная теория социума. В ней общество исследуется в виде взаимосогласованной гармоничной системы, состоящей из элементов и частей, между которыми существуют слаженные отношения, выражающиеся в устойчивых пропорциях (распределениях), которые могут измеряться в удельных весах и долях.
  Логико-правовые методы особенно распространены в среде юристов. В криминологии они позволяют соотносить криминологические реалии с действующим законодательством и разрабатывать правовые меры по контролю над преступностью и ее предупреждением. Опора на правовые нормы, институты, принципы, права человека в криминологических исследованиях дает возможность более полно реализовать требования законности в криминологических рекомендациях.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем особенности методологии криминологических исследований?
  2. Какую информацию можно получить с помощью статистического метода и ее значение?
  3. Какие социологические и психологические методы используются в криминологических исследованиях?


 
© www.txtb.ru