|
2.2. Виды объектов авторского права
Произведения можно классифицировать по различным основаниям. По первому основанию - области создания - они делятся на произведения науки, литературы и искусства.
Научное произведение - это произведение интеллектуальной деятельности, в котором рассматриваются оригинальные научные мысли, ранее неизвестные процессы современной жизни. В. И. Серебровский справедливо полагает, что нормами авторского права охраняется при этом не научное открытие как таковое, а произведение науки, в котором открытие нашло свое выражение. Научными произведениями являются научнотехническая документация, описание научно-исследовательской работы, конструкторская, технологическая, строительная документация, различные научные брошюры, журналы и т. д.
Литературное произведение - это продукт художественнолитературного творчества, выраженный в определенной форме. К таковым относятся не только рассказы, повести, романы, сказки, но и дневники, частные письма, лекции, доклады и т. д. Актуальное значение имеет охрана авторского посвящения, которое может быть выражено, например, в стихотворной форме, и представлять собой отдельное произведение. Посвящение произведения кому-либо, имеющее творческий характер, будет являться объектом авторского права. Герои произведений могут быть вымышленными, но могут иметь и прототипов. При использовании в произведении чужого образа (как и при посвящении) необходимо получить согласие того, кому посвящается произведение (чей образ используется автором). Заслуживает внимания вопрос охраны названия произведения - как в области литературы, так и на телевидении, в рекламе и т. д. Согласно п. 3 ст. 6 Закона об авторском праве часть произведения (включая его название), являясь продуктом духовного творчества, может использоваться самостоятельно и быть объектом авторского права. Крылатые фразы, рекламные слоганы, носящие интеллектуальный, творческий характер, также могут быть отнесены к объектам охраны. В спорных случаях вопрос о признании таких объектов охраняемыми решает суд. К произведениям искусства относятся хореографические, музыкальные, аудиовизуальные, фотографические произведения, произведения живописи, архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и др. Хореографические произведения являются объектом правовой охраны с момента обнародования (так же как и речь, изложенная устно для слушателей), независимо от того, будут ли они зафиксированы на материальном носителе. Виды музыкальных произведений в Законе об авторском праве не перечислены. Часто музыкальные произведения непосредственно связаны с литературными произведениями. Так, композиторы пишут музыку на слова поэтов, произведения которых охраняются авторским правом либо перешли в общественное достояние. Соответственно, и автор музыки, и автор текста будут обладать авторским правом либо на свое произведение, либо в целом на все музыкальное произведение (песня, мюзикл и др.). Согласно ст. 4 Закона об авторском праве к аудиовизуальным произведениям относятся произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим.
Аудиовизуальное произведение создается трудом коллектива авторов. Так, кинофильм не может существовать без работы сценариста, декоратора, оператора, художника по костюмам и др. Результат творческой работы каждого из них имеет авторско-правовую охрану и может быть использован самостоятельно, поскольку согласно п. 4 ст. 13 Закона об авторском праве авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, пользуются авторским правом каждый на свое произведение. Они вправе требовать выплаты компенсации и запретить использование их произведения в фильме. На деле это касается далеко не всех создателей киноленты. Например, невозможно вычленить работу оператора-постановщика, художника-постановщика, так как их произведения не могут использоваться самостоятельно. Аудиовизуальные произведения в отличие от других должны пройти обязательную государственную регистрацию в реестре.
Произведения живописи, скульптуры тесно связаны с материальными носителями, на которых они изображены, а потому уникальны. После продажи такого произведения художник может оказаться незащищенным. Право следования, предусмотренное законодательством многих стран, гарантирует получение автором вознаграждения при продаже произведений изобразительного искусства через аукционы, художественные салоны, галереи и др. Однако при продаже таких произведений из одной частной коллекции в другую художник может не только не получить вознаграждение, но и не узнать о самом факте перепродажи. В настоящее время возрастает интерес к фотографическим произведениям. Фотографии бывают художественными и научно-техническими. Художественные фотографии относятся к произведениям искусства. Фотографии, сделанные в области математики, географии, рентгеновские снимки по своим особенностям близки к научным произведениям. Архитектурные произведения в науке авторского права принято относить к «нетипичным» объектам. Они существуют в виде архитектурного проекта, архитектурного решения, архитектурного объекта. Согласно Федеральному закону от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектурный проект - это архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации. К архитектурным объектам относится внешний и внутренний облик зданий, сооружений и т. д. Архитектурное решение - это авторский замысел архитектурного объекта. Закон о программах для ЭВМ относит программу для ЭВМ к произведению литературы (ч. 2 ст. 2). Она отличается от других произведений литературы специфичной формой. В силу этого в отдельных случаях программа для ЭВМ признается научным произведением. По желанию правообладателя она может быть зарегистрирована в Роспатенте. Существуют различия между научными произведениями и произведениями художественной литературы и искусства. Это подметил Э. П. Гаврилов. «...Работу автора над формой произведения науки, - пишет он, - можно оторвать от работы над содержанием, в то время как при создании произведений литературы и искусства этого сделать нельзя. Иными словами, у произведения науки содержание (научный результат) имеет свое собственное существование, независимое от формы произведения, в котором оно воплощено». Перечень объектов авторского права не является исчерпывающим. С развитием новых технологий появились такие объекты авторского права, как мультимедийные произведения, которые имеют признаки литературного, научного, аудиовизуального произведения. Объекты авторского права можно классифицировать также по степени самостоятельности. Самостоятельные произведения принято именовать оригинальными. Это произведения, которые автор или обладатель авторских прав может использовать по своему желанию. К ним относится все вышеперечисленное (п. 1 ст. 7 Закона об авторском праве). К числу производных (неоригинальных) произведений принадлежат, например, переводы. Охрана неоригинальных произведений не должна нарушать прав на оригинальное произведение, являющееся основой производных. Согласно Бернской конвенции, переводы пользуются охраной наравне с оригинальными произведениями без ущерба для прав автора оригинального произведения. Различают следующие виды переводов: авторские, подстрочные и промежуточные. Подстрочный перевод - это не литературный перевод, а перевод, сделанный слово в слово, который в дальнейшем может быть использован для авторского перевода, т. е. для придания переводу творческого характера. С точки зрения многих авторов наше законодательство не проводит грани между охраной авторского и подстрочного переводов. Промежуточным, например, является перевод, сделанный с оригинального произведения и послуживший вариантом для перевода на третий язык. Так, в случае перевода произведения с русского языка на английский и с английского на французский английский перевод будет промежуточным. В Законе об авторском праве не решен вопрос охраны прав авторов промежуточного перевода, хотя в советское законодательстве он был решен на уровне многих республик бывшего СССР (например, Казахстана Литвы). Адаптации, музыкальные аранжировки либо иные переработки произведений, имеющие творческий характер, тоже относятся к производным произведениям. Составные произведения строятся на основе оригинальных и производных. Составное произведение включает в себя другие произведения, их части, официальные документы, не являющиеся объектами авторского права, произведения, перешедшие в общественное достояние. Такими произведениями являются сборники, антологии, энциклопедии, хрестоматии, справочники и др. В зависимости от количества авторов, участвующих в творческом процессе, объекты авторского права делятся на произведения, созданные одним автором, и совместные (коллективные - два и более авторов). По основаниям доступности для общества произведения делятся на обнародованные и необнародованные, имеющие различный режим охраны. Обнародованные произведения доступны для всех. Необнародован- ное произведение - это произведение определенной объективной формы, которое с согласия автора не опубликовано, не исполнено публично, не показано, т. е. не является доступным для публики. Обнародовать или не обнародовать произведение, решает сам автор. Обнародованные и необнародованные произведения российских и иностранных авторов и правообладателей, находящиеся на территории РФ, охраняются с момента создания. Авторское право распространяется также на вышеуказанные произведения российских граждан, находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами России. Согласно п. 2 ст. 5 Закона об авторском праве произведение будет считаться впервые опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами РФ оно было опубликовано на ее территории. Из этого следует, что в России будут охраняться произведения тех авторов-иностранцев, которые впервые опубликовали свои работы в стране, не участвующей в Бернской конвенции и не имеющей двустороннего договора с Российской Федерацией, но в течение 30 дней после даты первого опубликования в другой стране опубликовали произведения в России. Таким образом, необнародованные иностранные произведения, находящиеся на территории РФ в определенной материальной форме, охраняются от противоправных действий по авторскому праву России. Однако охрана неопубликованного произведения может зависеть от территории последующего обнародования. Если произведение в дальнейшем будет опубликовано в Российской Федерации, то оно будет по-прежнему охраняться российским авторским правом. Но при опубликовании его за рубежом или в стране, которая не связана с Россией международным соглашением, произведение охраняться не будет вследствие истечения срока охраны. Новеллой, введенной Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ, является правило о том, что предоставление на территории РФ охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие; истечения предусмотренного Законом об авторском праве срока действия авторского права. При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ срок действия авторского права на территории РФ не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения (п. 4 ст. 5 Закона об авторском праве). Наличие или отсутствие связи с трудовой деятельностью автора - основание, по которому объекты авторского права подразделяются на служебные и неслужебные произведения. Согласно ст. 14 Закона об авторском праве служебное произведение - это произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Данная норма полностью не раскрывает содержание служебного произведения. В соответствии с ней служебным заданием работодателя должно быть по сути именно это произведение. На практике бывает трудно разграничить произведения, созданные автором в рамках выполнения трудовых обязанностей и вне таковых. В связи с этим важно очертить круг обязанностей работника и раскрыть специфику данного ему служебного задания. Согласно нормам трудового права служебные обязанности - это круг функций, возложенных на работника по трудовому договору, соответствующих определенной специальности, квалификации и должности и безусловных для выполнения. Служебное задание - это данный работнику заказ, поручение выполнить трудовую функцию (обязанность). Следовательно, произведения, которые созданы в порядке выполнения служебного задания, являются результатом работы не только юридического лица, но и его сотрудника-автора, чья творческая деятельность связана трудовыми взаимоотношениями с этой организацией. Трудовые отношения не могут регулировать использование служебных произведений, они лишь влияют на объем прав по их использованию. Так, п. 1 ст. 14 Закона об авторском праве определяет, что автору служебного произведения принадлежит авторское право, т. е. личные неимущественные права (право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование), а имущественные права принадлежат работодателю, хотя договором между ним и автором может быть предусмотрено иное. Работодатель не может без согласия автора сделать произведение доступным, внести в него изменения и т. д., но автор должен решить вопрос об обнародовании произведения, так как иначе его отказ будет воспринят как нарушение трудовой дисциплины.
|
|