|
1.3. Имущественные права авторов
Одним из важнейших имущественных прав авторов является право на воспроизведение произведения. Под воспроизведением произведения понимается изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более экземпляров трехмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением. Законодательством предусмотрены случая свободного воспроизведения произведений. Статья 26 Закона об авторском праве предусматривает, что допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения воспроизведение правомерно обнародованного произведения исключительно в личных целях, за исключением воспроизведения аудиовизуального произведения, которое может осуществляться в личных целях без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения. Свободное воспроизведение не допускается в отношении: • воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений; • воспроизведения баз данных или существенных частей из них; • воспроизведения программ для ЭВМ, за исключением изготовления резервной копии; • репродуцирование книг (полностью) и нотных текстов. Также допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования: 1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати; 2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью; 3) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такие воспроизведения, передача в эфир или сообщение по кабелю не были запрещены автором; 4) воспроизведение в газетах, передача в эфир или сообщение по кабелю для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках; 5) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью. При этом за автором сохраняется право на опубликование таких произведений в сборниках; 6) воспроизведение правомерно обнародованных произведений без извлечения прибыли рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых, кроме произведений, специально созданных для таких способов воспроизведения. К случаям свободного воспроизведения также относятся: воспроизведение произведения также относятся: воспроизведение произведения для судебных целей; публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний; воспроизведение произведений архитектуры, фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения является основным объектом такого воспроизведения или когда изображение произведения используется для коммерческих целей; свободная запись краткосрочного пользования, производимая организациями эфирного вещания; репродуцирование произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли в случаях, предусмотренных ст. 20 Закона об авторском праве. К числу имущественных прав авторов законодательство относит и право на распространение. Распространение - это предоставление доступа к существующему в любой материальной форме произведению, в том числе путем продажи, проката и т.д. Закон устанавливает, что если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается дальнейшее их распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения (п. 3 ст. 16 Закона об авторском праве). Такое правило известно как «принцип исчерпания прав». Закон подчеркивает, что право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры. При этом под прокатом понимается предоставление экземпляра произведения или фонограммы во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной коммерческой выгоды. Наряду с правом на распространение Закон об авторском праве выделяет право на импорт, под которым понимается право импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры , изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав. Под импортом произведения понимается ввоз экземпляров произведения на территорию действия авторских прав на это произведение в целях их распространения. Основанием выделения права на импорт в отдельное право является территориальная ограниченность сферы действия авторских прав. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться. Однако, если экземпляры этого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой оно охраняется, это будет нарушением авторских прав. Близким по своему содержанию является право на публичный показ и право на публичное исполнение. Показ произведения - это демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности. Исполнение - это представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - это любые показ, исполнение или сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимаются ли произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания в месте их сообщения или в другом месте одновременно с сообщением произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания. Еще одной сходной парой имущественных прав авторов являются право на передачу в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Передача в эфир - это сообщение произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) посредством их передачи по радио или исполнение) посредством их передачи по радио или телевидению (за исключением кабельного телевидения). При передаче произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания в эфир через спутник под передачей в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведения, фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания могут быть доведены до всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой. Передача в эфир или по кабелю обычно выступает в качестве дополнительного и наиболее действенного способа максимального расширения аудитории (особенно при передаче произведения в эфир через спутник). Передача произведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств ограничивает пределы восприятия по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств ограничивает пределы восприятия числом пользователей сети. При этом в обоих случаях факт восприятия произведения конкретным зрителем значения не имеет, достаточно факта открытия доступа к произведению. Право на перевод представляет собой возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. На практике авторы довольно редко самостоятельно переводят свое произведение, основным содержанием права на перевод является право давать согласие на использование перевода своего произведения. Любое лицо, которое намерено перевести произведение на другой язык, должно получить разрешение от автора или иного правообладателя. Для автора контроль за переводом имеет существенное значение, так как он может желать или не желать издания своего произведения на том или ином языке, перевод может составить конкуренцию оригиналу, от неудачного перевода может пострадать репутация автора и т.д. К праву на перевод примыкает право на переработку, под которым понимается право автора переделывать, аранжировать или иным образом перерабатывать произведение. Оно также подразумевает право автора давать разрешение на переработку своего произведения другим лицам. При реализации права на переработку возникает множество проблем, связанных прежде всего с пределами данного права. Так, очевидно, что написание сценария или пьесы на основе литературного произведения - это переработка. Более сложной является ситуация, когда создается новое произведение с использованием образов уже существующего. В этом случае наличие у автора вновь созданного произведения обязанности получить разрешение автора первоначального зависит от степени оригинальности его творения. Право на доведение до всеобщего сведения является новеллой Закона об авторском праве. Внесение такого положения обусловлено необходимостью приведения Закона в соответствие с Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений 1886 г., к которой Российская Федерация присоединилась в 1995 г. и положения которой в настоящее время подлежат применения в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. В соответствии с положениями Бернской конвенции национальным законодательством может разрешаться воспроизведение в прессе, передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения по проводам опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение, передача в эфир или сообщение не были специально оговорены. Однако всегда должен быть ясно указан источник; правовые последствия неисполнения этого обязательства определяются законодательством страны, в которой истре- буется охрана. В конвенции также закреплено право на публичное представление или исполнение и сообщение для всеобщего сведения представления или исполнения и др. Применительно к произведениям архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства и дизайна Закон об авторском праве отдельно выделяет право на практическую реализацию указанных проектов. В соответствии с п. 2.1. ст. 16 Закона исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садовопаркового проектов включает также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. Целью существования в законодательстве данного права является гарантирование автору дополнительных возможностей предупреждения искажений произведения при его практической реализации. В силу своей природы данное право в отличие от вышеперечисленных имущественных авторских прав не может быть передано другому лицу. Это еще раз подтверждает условность классификации авторских прав на личные неимущественные и имущественные. Еще одним имущественным авторским правом с сильно выраженными элементами личного неимущественного права автора является право следования. Право следования позволяет автору произведения изобретательного искусства получать долю доходов от перепродажи его произведений. Пункт 2 ст. 17 Закона об авторском праве устанавливает, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства (через аукцион, галерею, художественный салон, магазин и т. д.) по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%, автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в размере 5% от перепродажной цены. Право следования: 1) принадлежит только авторам произведений изобразительного искусства (в некоторых государствах оно распространяется и на оригиналы рукописей); 2) касается только публичной перепродажи произведений. Признак публичности означает реализацию произведений через аукцион, галерею, художественный салон, магазин и т.д., т.е. при наличии возможности приобретения произведения широким кругом лиц. Под перепродажей понимается всякая продажа, которая следует за первой продажей произведения изобразительного искусства. Первая продажа произведения изобразительного искусства означает переход права собственности на указанное произведение (возмездно или безвозмездно) от автора к другому лицу; 3) действует лишь тогда, когда произведение реализуется по цене, превышающей предыдущую не менее чем на 20%; 4) в отличие от большинства имущественных авторских прав является неотчуждаемым и может переходить только к наследникам автора по закону на срок действия авторского права. В настоящее время механизм контроля за соблюдением данного права практически отсутствует, что делает его во многом декларативным. Все имущественные права автора (кроме права следования, которое видимо в силу его тесной связи с личностью автора, в законе выделено отдельно) объединены общим понятием «исключительные права на использование произведения в любой форме любым способом».
|
|