|
Тема 7. Основы организации государственной и муниципальной власти в РФ
Система государственных органов РФ. Основой системы государственных органов РФ является принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Второй фактор, влияющий на систему государственных органов в Российской Федерации, - это федеративное устройство России. Система органов государственной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ). Третий фактор - это особенности республиканской формы правления, предполагающей наличие Президента как главы государства, наделенного значительными полномочиями по руководству исполнительной властью и координации всех ветвей государственной власти. Система государственных органов РФ с учетом отличительных факторов может быть представлена схематически так:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
УРОВЕНЬ СУБЪЕКТОВ РФ(на примере Самарской области)
Схема 1
Президент РФ. Президент РФ избирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ обладает существенными полномочиями по отношению к органам исполнительной власти: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; г) представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров. Президент участвует в формировании судов и прокуратуры. Так, он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов. Президент формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, формирует Администрацию Президента. В сфере законодательной деятельности и по отношению к Государственной Думе Президент наделен следующими полномочиями: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; в) назначает референдум; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Еще одна группа полномочий Президента - это полномочия по отношению к гражданам РФ. В этой группе полномочий - решение вопросов гражданства РФ, награждение государственными наградами, присвоение почетных званий РФ, осуществление помилования. Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ. Он утверждает военную доктрину, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил. В случае агрессии Президент вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Президент осуществляет также и другие полномочия, предусмотренные Конституцией РФ. Президент РФ издает правовые акты в форме указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. В Конституции РФ правовой статус Президента определен недостаточно четко, что приводит к дискуссиям относительно его принадлежности к той или иной ветви государственной власти. Федеральное собрание РФ. Федеральное собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на 4 года. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой. Федеральное собрание является постоянно действующим органом. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Государственная Дума принимает решения по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решения не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных Конституцией РФ. Правительство РФ. Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов и т. д.). Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Российской Федерации и федеральных министров. Правительство Российской Федерации обладает широкими исполнительно-распорядительными полномочиями в различных сферах и областях жизни общества. Так, в области финансово-экономической Правительство разрабатывает и предоставляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается о его исполнении; обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; осуществляет управление федеральной собственностью. В социально-культурной сфере Правительство обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. В административно-политической сфере Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительство может также осуществлять и другие полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия; Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Порядок деятельности Правительства определяется Федеральным конституционным законом. Судебная власть и судебная система РФ. Судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система в РФ едина и устанавливается Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", вступившим в действие с 1 января 1997 года. В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. Эти суды и составляют судебную систему РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды (это суды общей юрисдикции); Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды, арбитражные суды субъектов РФ (это система арбитражных судов). К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи (судьи общей юрисдикции субъектов РФ). Не допускается создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ". На основе и во исполнение Конституции РФ Федеральный конституционный закон РФ "О судебной системе РФ" закрепил также принципы организации и функционирования судебной системы: законность; организационно-правовое единство судебной системы в РФ; осуществление правосудия только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и настоящим законом; самостоятельность судов и независимость судей при осуществлении судебной власти; обязательность для всех судебных постановлений, вступивших в законную силу, и иных законных распоряжений и требований судов; равенство всех перед законом и судом; участие граждан в осуществлении правосудия; гласность в деятельности судов (в том числе открытое разбирательство дел во всех судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством). Судьи в РФ исполняют свои обязанности на профессиональной основе. Судьями могут быть, согласно Конституции РФ, граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Все судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями, компетенцией и порядком наделения их полномочиями (в соответствии с Конституцией РФ, федеральным конституционным законом и законами субъектов Федерации). Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком и могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. Если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного возраста, то его полномочия считаются прекращенными при наступлении указанных обстоятельств. Судьи неприкосновенны, несменяемы, не могут быть назначены (избраны) без их согласия на другую должность или в другой суд. Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе. Различен порядок создания и упразднения судов в РФ. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Суды субъектов Федерации (конституционные и уставные), а также должности мировых судей создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Образуется и действует этот суд на основе Конституции РФ и федерального конституционного закона о Конституционном Суде РФ. Согласно Конституции РФ, Конституционный Суд состоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и субъектов РФ, договоров, предусмотренных Конституцией в пунктах "в" и "г" ч. 2 ст. 125. Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, а также между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Международные договоры РФ, не соответствующие Конституции, не подлежат введению в действие и применению. По запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ Конституционный Суд дает толкование Конституции Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды. Верховный Суд РФ может рассматривать дела как по первой, так и по второй инстанциям, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к другим федеральным судам общей юрисдикции. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Более подробно полномочия и порядок образования Верховного Суда РФ регулируются федеральным конституционным законом. Верховный Суд республик, краевой (областной) суд, суд городов федерального значения, суд автономной области и автономного округа в пределах своих полномочий рассматривают дела по первой и второй инстанциям, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Все эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. Районный суд рассматривает дела в качестве первой и второй инстанции, является непосредственно вышестоящим по отношению к мировым судьям, действующим на территории судебного района. Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Они рассматривают дела по первой и второй инстанциям, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности всех названных судов, арбитражных и специализированных судов устанавливаются соответствующими федеральными конституционными законами. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Специализированные федеральные суды по рассмотрению гражданских и административных дел учреждаются путем внесения изменений и дополнений в Федеральный Конституционный закон "О судебной системе РФ". Конституционный (уставный) Суд субъекта РФ создается субъектом Федерации самостоятельно для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Федерации, иных его нормативно-правовых актов и актов органов местного самоуправления конституции (уставу), а также для толкования конституции (устава). Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ не могут быть пересмотрены иными судами, если они приняты в пределах его компетенции. Мировой судья рассматривает в пределах своей компетенции гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Порядок деятельности и полномочия мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Федерации. Для выражения интересов судей формируются органы судейского сообщества. Высшим органом такого сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей РФ и Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Для обеспечения деятельности судов создаются аппараты судов и Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Выше мы отмечали, что суды могут рассматривать дела по первой и второй инстанциям. Наличие судебных инстанций позволяет принять действительно справедливое и законное решение по каждому делу, а в случае ошибки - исправить ее. Тем самым гарантируется реализация конституционного принципа презумпции невиновности и целый ряд конституционных прав граждан. В зависимости от полномочий по рассмотрению дел выделяют следующие инстанции: суды первой инстанции, второй - кассационной - инстанции и надзорной инстанции. По первой инстанции суды рассматривают по существу конкретные гражданские и уголовные дела и выносят по ним соответствующие акты: решения - по гражданским делам; приговоры - по уголовным делам; постановления - по делам об административных правонарушениях. В кассационной инстанции проверяется законность и обоснованность актов, вынесенных судами по первой инстанции, до их вступления в законную силу. Надзорная инстанция проверяет законность и обоснованность уже вступивших в законную силу решений, приговоров, постановлений судов по первой и второй (кассационной) инстанциям. Одним из наиболее приближенных к населению в настоящее время является районный суд. Он состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. Имеется также аппарат суда, включающий в себя канцелярию, архив, секретарей судебных заседаний и судебных исполнителей. Районный суд рассматривает по первой инстанции гражданские дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и административных правоотношений, а также уголовные дела и дела об административных правонарушениях (например, о мелком хулиганстве, нарушениях избирательных прав граждан и др.). Областной суд может рассматривать дела и по первой (как правило, наиболее сложные) и по второй инстанциям, а также пересматривать в порядке надзора гражданские и уголовные дела, рассмотренные районными судами. Верховный Суд РФ рассматривает уголовные и гражданские дела как по первой и второй инстанциям, так и в надзорном порядке, а также дает толкование законодательства, применяемого судами. Прокуратура РФ. Согласно Конституции РФ и федеральному закону о Прокуратуре РФ, Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и генеральному прокурору. Генеральный Прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным Прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются Генеральным Прокурором Российской Федерации. Прокуратура РФ осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Основные направления прокурорского надзора закреплены в ст. 1 ФЗ РФ “О прокуратуре Российской Федерации”. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет: • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих организаций; • надзор за исполнением законов судебными приставами; • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; • надзор за исполнением законов Администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, Администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Прокуратура, кроме того, осуществляет уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, принимает участие в правотворческой деятельности. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура принимает участие в правотворческой деятельности; осуществляет международное сотрудничество с соответствующими органами других государств с целью оказания взаимной правовой помощи и борьбы с преступностью. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В то же время на нее может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Органы прокуратуры: • осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами; • действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; • информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности. Актами прокурорского надзора являются протесты и представления. Возбуждение уголовных дел и дел об административных правонарушениях прокуроры осуществляют путем вынесения соответствующего постановления. Организация системы органов государственной власти в субъектах РФ. Помимо Конституции РФ, на федеральном уровне вопросы организации государственной власти в субъектах РФ регламентируются законом РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ». Фактически, этот закон обобщил имеющуюся к моменту его принятия практику государственного строительства в субъектах Федерации. Он представляет широкие возможности для самостоятельности субъектов в вопросах создания и выборе конкретных видов законодательных и исполнительных органов, конкретизация системы которых осуществляется в конституциях республик в составе РФ и уставах других субъектов РФ, а также в их текущем законодательстве. Местное самоуправление. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Важное значение для становления местного самоуправления современной России имеет Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (1995 г.). Однако это не единственный правовой акт, окончательно регулирующий вопросы местного самоуправления. Дело в том, что Конституция РФ 1993 года отнесла к совместному ведению России и ее субъекта установление общих принципов организации местного самоуправления. Следовательно, субъекты Федерации имеют право принимать соответствующие нормативно-правовые акты, в которых положения федерального закона могут быть развиты и дополнены. Например, в Уставе (Основном законе) Самарской области раздел шестой посвящен организации местного самоуправления в Самарской области. Здесь предусмотрено, что структура и наименование органов местного самоуправления определяются населением соответствующих территорий самостоятельно. Местное самоуправление осуществляется в городах, сельских районах и поселениях, а также на территориях иных муниципальных образований. Муниципальные образования имеют свои уставы, которые принимаются их представительными органами либо всем населением на местном референдуме. В Уставе области определены также предметы ведения муниципальных образований, порядок формирования органов местного самоуправления, гарантии местного самоуправления и другие вопросы. В последние годы в РФ предпринимаются попытки усиления управляемости страны из федерального центра, укрепления вертикали власти. Это достигается путем создания территориальных органов федеральными органами исполнительной власти, а также путем создания федеральных органов и соответствующих государственных органов.
|
|