|
Тема 4. Основы конституционного строя РФ
Конституция РФ 1993 г. закрепила основы конституционного строя в гл. I. Прежде всего, здесь дано понятие РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, подчеркнуто, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 1 и 2 Конституции РФ). Важнейшей основой конституционного строя является народный суверенитет - народовластие. Многонациональный народ России провозглашен единственным источником власти в РФ (ст. 3). Эту власть он осуществляет независимо от кого бы то ни было. Он сам определяет свою судьбу, систему средств осуществления своей власти, имеет право формировать и изменять систему государственных органов и т.д. Власть народа характеризуется полнотой, верховенством, суверенитетом (независимостью) и неприкосновенностью. Верховенство означает, что выше власти народа нет никакой другой власти в стране. Полнота власти народа в том, что посредством волеизъявления народа регулируется в общем виде самый широкий круг общественных отношений, определяющих в принципе сущность всех прочих властно-регулирующих механизмов, которые от власти народа произ- водны, ей подотчетны и подконтрольны. Суверенитет народа должен быть обеспечен политическими, организационными и социально-экономическими средствами, позволяющими ему всесторонне и полно участвовать в управлении делами общества и государства. Некоторые из этих средств закреплены в Конституции РФ. Так, народ может осуществлять принадлежащую ему власть сам непосредственно, через так называемые формы непосредственной демократии, важнейшими из которых являются референдум и свободные выборы (п. 3 ст. 3 Конституции РФ). Путем выборов народ формирует представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Референдум - способ принятия законов и других решений по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства путем всенародного голосования. Решения, принятые референдумом, обладают силой закона и общеобязательны на всей территории России. Другие формы непосредственной демократии - отчеты депутатов, их отзыв, массовое и всенародное обсуждение вопросов государственной и общественной жизни на собраниях граждан. Частично осуществление своей власти народ передает на определенное время (до новых выборов) своим представителям в лице государственных органов, органов местного самоуправления. Никто не вправе присваивать власть народа или захватывать властные полномочия. Подобные попытки преследуются по федеральному закону. От суверенитета народа производен суверенитет государства. Он распространяется на всю территорию РФ, целостность и неприкосновенность которой обеспечивается государством всеми имеющимися у него средствами. Суверенитет государства обеспечивается верховенством федеральных законов на всей территории РФ. Территория РФ включает в себя территории всех ее субъектов, внутренние воды, территориальные моря, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ). Суверенитет государства един и неделим, т.е. субъекты РФ не являются в полной мере суверенными, им не предоставлено право свободного выхода из РФ. Положения Конституции РФ о суверенитете государства (ст. 4) призваны обеспечить целостность государства, предупредить его распад изнутри и охрану от нападений извне. К основным принципам (основам) конституционного строя относится также федерализм, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ. Этот принцип проявляется в федеративном устройстве РФ, которое базируется на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов, на равноправии и самоопределении народов в РФ. Россия как федеративное государство состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов, являющихся равноправными субъектами РФ. Все субъекты федерации имеют свои основные законы (конституции в республиках и уставы в других субъектах) и законодательство, которыми определяются системы государственных органов этих субъектов, исходя из общих положений Конституции РФ. Как уже отмечалось, в Конституции РФ 1993 г. (в отличие от всех предыдущих Конституций) права и свободы человека и гражданина провозглашены в числе важнейших основ конституционного строя. Это означает, что государство не может посягать на права человека, он сам является источником своей свободы. Однако это не означает, что государство и гражданин независимы друг от друга. Их взаимоотношения строятся на основе гражданства. Гражданство - это устойчивая политико-правовая связь между лицом (человеком) и государством, выражающаяся в совокупности их корреспондирующих прав, обязанностей и ответственности, основанная на взаимном уважении и признании достоинства личности государством. Принципы и другие вопросы гражданства регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативно-правовыми актами РФ (например, Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» от 14 ноября 2002 года и соответствующим Положением). Институт гражданства имеет огромное значение как элемент суверенитета государства. Кроме того, гражданство РФ обеспечивает стабильность положения и защищенность личности (гражданина РФ). Согласно ст. 4 Конституции РФ и Федеральному закону «О гражданстве РФ», гражданство является единым и равным независимо от оснований его приобретения. Не допускается ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Гражданин не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его. Заключение или расторжение брака с иностранцем (иностранкой) не влечет изменения гражданства. Гражданин не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству. Гражданин РФ пользуется покровительством и защитой государства. Проживание гражданина РФ за пределами РФ не прекращает его гражданства. Согласно ст. 5 Федерального закона о гражданстве РФ, гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего закона; б) лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с настоящим законом. Российская Федерация поощряет приобретение ее гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории РФ. Закон устанавливает основания приобретения гражданства РФ. Оно приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство РФ; в) в результате восстановления в гражданстве РФ; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором РФ (например, по выбору при изменении государственной границы). Так, приобретение гражданства по рождению означает, что ребенок приобретает гражданство РФ, если на день его рождения оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка, или если хотя бы один из родителей имеет гражданство РФ, или если оба родителя, проживающие на территории РФ, не являются гражданами РФ, но ребенку ни одно из иностранных государств не предоставляет своего гражданства. Гражданином РФ становится также ребенок, находящийся на территории РФ, родители которого неизвестны и не объявятся в течение 6 месяцев со дня его рождения. Прием в гражданство возможен в общем и в упрощенном порядке (ст. 13 и 14 Закона о гражданстве РФ). Закон предусматривает возможность прекращения гражданства РФ. Оно возможно вследствие выхода из гражданства и по иным основаниям, предусмотренным законодательством (выбор гражданства, изменение гражданства ребенка). Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются Президент РФ и федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами внутренних дел, иностранных дел, а также дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за пределами Рссийской Федерации. Документом, удостоверяющим гражданство РФ, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указания на гражданство лица (паспорт моряка). Закон предусматривает возможность двойного гражданства. Однако гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ. Приобретение иного гражданства не влечет прекращения гражданства РФ. Юридическое значение гражданства состоит в том, что гражданство РФ является юридической предпосылкой (условием) для: • пользования лицом всеми правами и свободами на территории страны, защиты его прав и законных интересов за границей; • возложения на него обязанностей по отношению к своему государству. РФ провозглашена социальным государством. Это значит, что его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социально значимыми являются, согласно Конституции РФ (ст. 7), потребности человека в таких сферах, как охрана труда и здоровья, семьи, материнства, отцовства и детства, пенсионное обеспечение, поддержка инвалидов и т.п. С целью реализации этого принципа государство устанавливает гарантированный минимум оплаты труда, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Основы духовной сферы жизни общества закреплены в ст. 14 Конституции РФ, где РФ признается светским государством, а также провозглашается принцип отделения религиозных объединений от государства и их равенства перед законом. Никакая религия не может быть установлена в качестве государственной или общеобязательной. Важнейшим элементом основ конституционного строя является экономическая система РФ (ст. 8 Конституции РФ). Экономико-правовым фундаментом российского общества является единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции в экономической деятельности, а также признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Земля и другие природные ресурсы закрепляются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Признавая разные формы собственности на эти основные средства, государство провозглашает необходимость их охраны и рационального использования. Конституция РФ закрепляет также политическую систему общества - совокупность организационных форм, посредством которых народ осуществляет принадлежащую ему власть. Как известно, это формы непосредственной демократии, государство и местное самоуправление. Кроме того, в структуру политической системы входят политические партии, массовые движения, общественные организации, участвующие в той или иной мере в осуществлении власти (в том числе и как объекты воздействия государства, а не как носители политической власти). Политическая система закрепляется в целом ряде статей Конституции РФ. Правовая система тесно связана с политической прежде всего через государство. Некоторые черты правовой системы и законности в РФ закреплены в ст. 15 Конституции РФ. Однако представляется, что политическая и правовая системы могли бы быть урегулированы в Конституции РФ более четко и последовательно. Идеологическая система общества как элемент основ конституционного строя характеризуется плюрализмом (многообразием) (ст.13). Важно, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а также что не допускается пропаганда взглядов, идей и деятельность организаций, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, разжигающая расовую, социальную, национальную, религиозную рознь. В то же время стране нужна общесоциальная (объединяющая все общество) идеология, способствующая укреплению и сплочению нации, позволяющая целенаправленно развиваться по пути прогресса. Такая идеология поможет обществу противостоять идеологии криминального мира, насилия, проникновению в страну чуждой идеологии, не соответствующей российскому менталитету. Без такой «национальной идеи» страна представляется судном «без руля и без ветрил», без курса и цели плавания.
|
|