|
Тема 2. Происхождение и развитие государства и права
Конкретные условия и временные границы (рамки) возникновения государства и права у разных народов в различных частях земного шара были далеко не одинаковы. Это нашло отражение в многообразии теорий, объясняющих происхождение государства и права. Однако помимо объективных факторов на содержание этих теорий существенно влияли (и влияют) субъективные философские, идеологические и политические взгляды самих теоретиков и тех социальных групп, чьи интересы они отражают. Особенно усиливается внимание к этим вопросам в условиях реформ, перестроек общественной жизни, как, например, сейчас в России. Большой вклад в становление и развитие этих теорий (доктрин) внесли составители Законов Ману и законоведы Китая, знаменитые греческие мудрецы и ораторы Древнего Рима, ученые средневековья и Нового времени, мыслители дореволюционной России и современные представители мировой науки. Рассмотрим некоторые, наиболее распространенные теории, объясняющие причины и пути происхождения государства и права. Теологическая (теократическая) теория является одной из самых древних. Она возникла и получила широкое распространение в государствах Древнего Востока, в Древней Греции и Риме, в средневековой Европе. В наши дни ее поддерживают и развивают идеологи ислама и католической церкви (Ватикан). Наиболее яркими представителями этой теории являются Фома Аквинский (XIII век), Жак Маритен (1882-1973). Теологическая теория объясняет происхождение государства и права божественной волей. Коль скоро это так, то человеку не дано познать тайну сущности государства и что-либо изменить в нем по своему усмотрению, остается лишь безусловно подчиняться божественной государственной власти в лице ставленников Бога на земле. Позитивное значение теологической теории заключалось в том, что она присущими ей средствами поддерживала высокий престиж государства и права, сурово осуждала преступность, способствовала становлению в обществе довольно строгого порядка. Таковы общие черты теологической теории. В то же время имеются некоторые особенности во взглядах на божественную природу и организацию государственной власти, что отражено в соответствующих мифах, легендах, религиозных источниках. Так, например, в Древнем Египте, Вавилоне, Индии боги признавались источником власти земных правителей, но в то же время и сами могли вершить земные дела, так как они выступали как изначальные правители, законодатели в учрежденных ими государствах. Согласно версии древних евреев, существует единый истинный Бог, являющийся царем, верховным законодателем, правителем и судьей. В обычных условиях власть Бога на земле осуществляют его именем “люди от Бога”. В особых условиях Бог действует сам непосредственно, являя чудеса и откровения. Законы еврейского народа были получены Моисеем непосредственно от Бога. В Древнем Китае император - верховный правитель Поднебесной - считался единственным средством связи с высшими сферами и концентрировал в своих руках все виды государственной власти, а остальные должностные лица были только ее проводниками. Древнее право названных народов имело в качестве своих источников по преимуществу обычаи, обряды, религиозные традиции, судебные решения. Оно фиксировалось в мифах, священных гимнах, религиозных заповедях, в законах, создававшихся правителями, или переданных ими непосредственно от Бога (как у древних евреев). Патриархальная теория связывает возникновение государства с разрастанием семьи, а власть монарха отождествляет с властью отца в семье. Согласно этой теории, государство должно сплачивать своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви и заботы. Такое идеальное справедливое государство описал древнегреческий философ Платон в своем труде “Государство”. Родоначальником патриархальной теории является Аристотель, наиболее известными его последователями, помимо Платона, - англичанин Р. Фильмер (XVII в.) и русский государствовед XIX века Н.К. Михайловский. Аристотель полагал, что государство - это естественная высшая форма человеческого общения, включающая в себя другие формы (семью, административные единицы). Согласно Р. Фильмеру (сочинение “Патриарх”), власть происходит от Бога, передается им Адаму, от него - его старшему сыну - патриарху, а потом его потомкам - королям, т.е. патриархальная теория связана с теологией. В патриархальной теории есть рациональное зерно, т. к. она отражает некоторые действительные (реальные) процессы организации экономической, совместной трудовой деятельности людей в раннеклассовых обществах (где общины землевладельцев могли выступать в роли разросшихся семей). Значительное число сторонников в более позднее время - в XVII-XVIII веках - получила договорная (или естественно-правовая) теория происхождения государства и права. Ее представителями являются такие известные мыслители, как Гуго Гроций и Бенедикт Спиноза (Голландия), Джон Локк и Томас Гоббс (Англия), Шарль Монтескье и Жан-Жак Руссо (Франция), А.Н.Радищев (Россия). Общая идея этой доктрины состоит в том, что государство есть результат общественного договора между людьми. На основе него создается гражданское общество, а государство является его политической формой. Далее заключается вторичный договор о передаче власти определенному лицу (монарху), которому все должны подчиняться. Что касается власти монарха, то она должна осуществляться под контролем и в интересах народа, который в противном случае имеет право на восстание (по мнению Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева). В то же время Т. Гоббс полагал, что монарх может обладать неограниченными полномочиями по реализации переданной ему на основе договора власти. А Джон Локк считал, что отношения между монархом и его подданными должны строиться на основе компромисса и взаимного ограничения свободы, тем самым обосновывая идею конституционной монархии. Договорная теория оценивается ныне как прогрессивный шаг в обосновании происхождения государства и права, т.к. она обращала внимание на естественное право народа, собственно и создавшего государство своим договором, соглашением, а также право восстать против неугодной ему власти. В то же время существенный недостаток этой теории - преувеличение некоего абстрактного, идеального человека, который имеет возможность выступать сам от себя, независимо от влияния на него тех реальных социальных групп, членом которых каждый человек фактически является (семья, община, класс и т. п.). Договорная теория имеет поддержку и развитие и в наши дни; она используется демократическими и либеральными движениями для обоснования предлагаемых ими моделей государственного устройства.
Что касается обоснования происхождения и роли права, то договорная теория исходит из того, что существует два вида права (по происхождению): право естественное - присущее человеку от рождения (которое включает в себя право на жизнь, свободу, равенство, собственность и т.п.) и право позитивное - установленное (дарованное, данное) государством. Естественные права человека неотчуждаемы и неизменны (божественный закон). Следовательно, естественное право является высшим по сравнению с правом, исходящим от государства и представляющим собой совокупность норм, создаваемых для регулирования общественных отношений.
Эти идеи позволяли критиковать действующее право с позиции гуманизма, справедливости, демократизма и добиваться изменения действующих правовых норм, если они тормозили общественное развитие. О естественном праве вспомнили политики и в нашей стране в последние годы, когда возникла необходимость демократической перестройки управления делами общества и государства. В то же время естественное право, не будучи обеспечено и охраняемо государством, может стать эфимерным. Разумеется, сильное, развитое гражданское общество может добиться для каждого члена общества возможности самостоятельно защищать себя, свою семью, собственность и т.д. всеми доступными средствами, включая оружие. Однако это неоднозначный путь, чреватый самосудом, неоправданной жестокостью, другими крайностями, даже в цивилизованном обществе. В то же время нельзя допускать, чтобы граждане пассивно дожидались защиты и других милостей от государства, сами не имея права на самозащиту от преступлений и иных посягательств. Цивилизованный правовой институт необходимой обороны может служить средством разрешения этой проблемы. Как известно, право на необходимую оборону закреплено ныне в Конституции РФ, в действующем уголовном и административном законодательстве. Но все же в условиях современной российской действительности государство, значительно ослабив свою охранительную деятельность, не расширило возможностей граждан на самозащиту до размеров и пределов, необходимых именно в этих условиях. Здесь, как и в других вопросах социальной жизни, современное Российское государство демонстрирует свою неповоротливость, негибкость, чрезмерную занятость вопросами внутренней аппаратной самоорганизации и обустройства, то есть неспособность решать задачи надлежащего разумного управления делами общества. Естественно, что такое государство не устраивает подавляющее большинство населения страны. Народ вправе требовать перемен во взаимоотношениях между государством и обществом. Определенное место занимает в науке и теория насильственного происхождения государства и права. Теория насилия является относительно новой (конец XIX - начало XX века). В ее создании ведущую роль сыграли лидер и теоретик германской социал-демократии К. Каутский, немецкий философ Е. Дюринг, австрийский ученый Л. Гумплович. По мнению сторонников теории насилия, государство всегда появляется в результате насилия одного племени над другим, в результате завоевания и порабощения более сильным племенем кочевников более слабого уже оседлого населения. Победители превращались в господствующую часть общества (класс), которая создавала государство как аппарат (орудие) и право как средство удержания в повиновении завоеванных народов. Побежденные обязаны работать на победителей, платить им дань (т.е. становятся угнетаемым, эксплуатируемым классом). Теорию насилия следует расценивать как вторичную, не объясняющую сущностных причин происхождения государства и права. Большинство ученых полагают, что для возникновения государства необходим соответствующий уровень экономического развития общества, а не сами по себе завоевания. Психологическая теория тоже возникла в XIX веке. Ее представители - Г. Тард, Л.И. Петражицкий и др. - объясняли происхождение государства и права особенностями человеческой психики: потребностью подчинять и подчиняться, осознанием необходимости установления порядка во взаимоотношениях, т.е. психическими переживаниями и потребностями людей. Это, безусловно, отражается на процессах формирования государства и права. Однако эта теория не учитывает того, что психика человека формируется под влиянием экономических факторов, социальных отношений, следовательно, психические переживания и потребности были вторичными причинами образования государства и права. Историко-материалистическая теория (XIX век). Наиболее разработанным аспектом этой теории является марксизм. Основные идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о причинах происхождения государства изложены Ф. Энгельсом в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” (1884). Марксистская теория оказала большое влияние на процессы создания государств социалистического типа в России и Восточной Европе в начале - середине XX века. Этой теории свойственен последовательный материалистический подход, логическая стройность и четкость изложения. Однако практика и новые научные исследования выявили также и целый ряд ее недостатков. Материалистический подход к анализу причин возникновения государства (и права) состоит в том, что государственная организация общества не послана Богом, является на свет не в силу факта изменения общественных нравов как такового и не в результате осознания ценности государства людьми, а в силу коренных экономических преобразований, происходивших в самом первобытном обществе. Эти преобразования привели к его разложению, образованию классов, частной собственности и государства. Государственная организация пришла на смену родоплеменной, а право - на смену обычаям и традициям догосударственного строя. Это произошло в ходе естественного развития общества. Известные в истории три крупнейших разделения труда (отделение скотоводства от земледелия, ремесла от земледелия и появление торговли) существенно повлияли на ускорение роста производительности труда, у людей появилась возможность производить продукции больше, чем это было необходимо для элементарного обеспечения и поддержания жизни. Стало экономически выгодно использовать чужой труд (пленных, становившихся рабами, и тех, у кого не было собственности по каким-либо иным причинам). По мере разделения труда имущественное расслоение общества на экономически господствующие и угнетаемые классы значительно ускорилось. Имущественное неравенство влекло неравенство социальное. Из общества выделился особый слой людей (преимущественно представителей экономически господствующего класса), основным занятием которых стало осуществление властных и управленческий функций. Таким образом возник государственный аппарат, которому были подчинены вооруженные формирования и учреждения, обеспечивавшие интересы господствующего класса путем применения принуждения (суды, тюрьмы, полиция). Марксистская теория выделила три основные формы происхождения государства - Древнеафинскую, Древнеримскую и Древнегерманскую. Древнеафинскую форму приверженцы марксизма считают классической, возникшей непосредственно из классовых противоречий, зародившихся в самом обществе. Древнеримское государство возникло в результате борьбы между патрициями (аристократией, выросшей из римского родового общества) и плебеями, пришельцами, стоявшими вне общества, лишенными политических прав, но впоследствии их завоевавшими. Древнегерманское государство возникло в результате завоевания обширных территорий Римской империи, для господства над которыми потребовался специальный аппарат - государство. Рассмотренный аспект (подход) теории происхождения государства долгое время был господствующим в послереволюционной (1917 г.) России и советской науке и практике государственного строительства. Решающая роль в возникновении государства отводится этой доктриной появлению классовых антагонизмов, непримиримости классовой борьбы. Государство при этом становится орудием подавления господствующими классами других социальных слоев, орудием классового господства. Второй аспект (подход) историко-материалистической теории исходит из того, что государство возникло в ответ на потребности совершенствования управления усложнившимися делами общества, что было вызвано экономическим ростом, необходимостью разрешения таких общих дел, как организация производства и распределения, улаживание конфликтов и противоречий, обеспечение баланса классовых и других групповых интересов. Оба рассмотренные аспекта, подхода, направления историко - материалистической теории можно признать правомерными и достаточно научно обоснованными. Дело в том, что как классовые (групповые) антагонизмы, так и улаживание общих дел неотделимы друг от друга в жизни общества, и государству приходится заниматься и тем и другим в процессе управления. В какие-то исторические периоды времени на первый план могут выйти или те или другие задачи. Согласно новейшим исследованиям, едва ли следует преувеличивать значение классов в создании государства и придавать (как это делает марксизм) рабовладельческому государству и праву универсальный, типичный, классический характер. Истории известны и иные особенности и специфические условия происхождения государства и права, минуя рабовладение. В настоящее время в науке выделяют два основных пути происхождения государства и права - европейский (западный) и азиатский (восточный). Сущность и особенности существования так называемого восточного (азиатского) пути в следующем: возникновение государства происходило постепенно, плавно, в ходе перерастания первобытно-общинного строя и ро- до-племенного общества в государство. Основными причинами появления государства восточного типа являются: • потребность в осуществлении больших ирригационных работ ввиду необходимости развития поливного земледелия (или иных сложных общественных работ); • необходимость привлечения к этим работам огромных материальных и людских ресурсов; • необходимость довольно жесткого централизованного руководства территориями и большими массами людей для решения экономических задач. Государственный аппарат здесь вырастает из аппарата управления родоплеменными общинами, обособляется от остального общества, превращается в господствующий класс, эксплуатирующий труд остальных членов общества. Государства восточного типа первоначально возникли в Азии (Китай), позже в Африке, на Ближнем Востоке и в доколумбовой Америке. По своему характеру они стагнационные, т.е. на протяжении веков и тысячелетий сущность их практически не менялась вплоть до начала XX века. Возникновение западного (европейского) типа государства и права связано с интенсивным формированием разными путями частной собственности на землю, рабов, скот и т.п. и разделением общества на классы по признаку обладания собственностью. По мере увеличения объема частной собственности у отдельных людей или их групп возрастало экономическое влияние и стремление к усилению роли в управлении всеми делами общества. Значение народных собраний, наследной родовой знати ослабевало. Постепенно наиболее богатые собственники стали занимать и наиболее ответственные управленческие должности. Классическим примером возникновения государства западного типа иногда называют Афинское государство, которое появилось вследствие саморазвития афинского общества, раскола его на классы - большие группы людей, имеющие противоположные социально-экономические интересы. История развития человеческого общества свидетельствует о том, что государства у разных народов возникли в силу различных причин (следствием чего и является столь большое многообразие теорий, объясняющих их происхождение). Поэтому ни одна из рассмотренных нами и иных теорий не может быть признана единственно верной и во всех случаях универсальной. Конкретные причины возникновения государства и пути к нему у разных народов разнообразны; функции государства менялись более или менее интенсивно с развитием общественных потребностей. Но в любом случае можно говорить о сходстве, типичности этих причин, условий, целевых функций государства как объективного явления (института) общественного развития, вызванного к появлению на свет всем ходом экономического и социального развития жизни людей на Земле. Сущность государства европейского типа не оставалась неизменной: первоначально его целевое назначение могло сводиться лишь к разрешению групповых противоречий, к защите классовых интересов экономически господствующих классов и т.п. Однако по мере развития общественного сознания и самосознания государственные функции менялись в сторону большей демократизации. В XX веке в силу ускорения процесса обмена информацией между различными странами, развития материально-технических и социально-культурных условий жизни людей, под влиянием европейских государств изменения стали происходить и в государствах азиатского типа. В государственно-организованном обществе правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом управления делами общества. Возникновение права тесно связано с государством. Выделяют также два основных пути появления права. Там, где доминирует государственная собственность (государства “восточного” типа), основным способом фиксации правовых норм, вырастающих из обычаев, становятся сборники нравственно-религиозных наставлений (например, Законы Хамураппи в Вавилоне, Законы Ману в Индии). Устанавливаются такие законоположения по воле монарха им самим или чиновниками по его поручению. В государствах западного типа, основанных на частной собственности, развивалось иное право и фиксирующее его законодательство. Прежде всего, это было законодательство гражданское, регулирующее довольно сложную систему отношений имущественного характера. Многие положения этого законодательства сохранили значение до наших дней (например, римское частное право). Разумеется, что это законодательство, отражавшее в значительной степени право собственников, защищалось и поддерживалось государством, собственниками для того и созданное, чтобы защищать свои интересы, в том числе и посредством правового регулирования. Помимо рассмотренных теорий (доктрин) происхождения государства и права существует целый ряд других (например, историческая школа права, органическая теория, ирригационная теория и т.д.). Надо сказать, что каждая из выработанных наукой теорий имеет хоть крупицу истины, обращает внимание на тот или иной аспект исторического генезиса государства и права, улавливает отдельные стороны процесса их образования, преувеличивая их и преуменьшая значение других черт, сторон и связей. В определенной мере каждая из них вносит свой вклад в выявление действительных причин появления государства и права. В целом же следует отметить, что государство и право, возникнув на определенном этапе развития человечества, являются объективно необходимой и плодотворной формой и способом организации жизни людей. Государство и право развиваются, видоизменяются в соответствии с историческими условиями жизни людей, приобретая разнообразные формы и черты. Но в то же время эти черты и формы могут быть типизированы по важнейшим признакам. Поэтому появляется возможность говорить о таких видах государств, как рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, демократическое, монархическое и т.д. и оценивать с точки зрения этих общих черт каждое конкретное государство. Государство в любом случае является организационно-политическим средством решения социальных задач. Социальное предназначение государства, его сущность наиболее наглядно проявляются в его функциях. Именно функциями определяется содержание деятельности государства. Функции государства - это основные направления, виды деятельности государственного аппарата по решению социально необходимых на том или ином этапе исторического развития государственных задач. Функции государства в зависимости от сферы их реализации - внутри страны или вне ее - подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства реализуются в ходе внутриуправленческой деятельности государства и направлены на решение экономических, социальных, административно-политических задач в своей стране. Соответственно, функции эти могут быть названы социально-экономическими (народно-хозяйственными), социально-культурными и административнополитическими. Государство внутри страны должно способствовать развитию экономики (промышленности, сельского хозяйства, финансовой системы, транспорта и т.д.); участвовать в решении таких социально-культурных задач, как социальное обеспечение, культура, образование, здравоохранение; организовывать охрану общественного порядка, оборону и безопасность страны, защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности.
Во взаимодействии с другими государствами реализуются такие направления деятельности, как организация защиты государства от нападения извне; установление и поддержание экономических, социально-культурных, административно-политических связей с внешним миром; в некоторых случаях реализация агрессивной внешней политики. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что функции государства, помимо их деления на внутренние и внешние, на социально-экономические, социально-культурные и административно-политические (в зависимости от содержания и характера решаемых государством задач), могут быть подразделены еще на обеспечительные (позволяющие создавать условия для решения народно-хозяйственных, социальных и культурных задач) и охранительные (позволяющие оградить от нарушений позитивную деятельность людей и их объединений, в том числе и прежде всего путем применения правового принуждения). Оценивая государство с точки зрения его функций, мы имеем в виду государство как особый аппарат - систему государственных органов, способных осуществлять управление делами общества и государства в соответствии с теми целями, которые перед ним стоят. В таком аспекте государство представляет собой систему (совокупность) государственных органов разных видов, наделенных соответствующими правами и обязанностями (полномочиями, компетенцией), участвующих в соответствии с этим в реализации функций государства в целом. В современных цивилизованных государствах господствует деление всех государственных органов на законодательные, исполнительные и судебные (в соответствии с их принадлежностью к той или иной ветви государственной власти). Однако есть и свои особенности в организации систем государственных органов в этих государствах. Каждый вид государственных органов участвует в реализации функций государства по-разному. Так, законодательные органы принимают законы и контролируют их исполнение; исполнительные органы - практически организуют исполнение законов; судебные - осуществляют правосудие. Все это как бы способы участия государственных органов в реализации функций государства. Итак, государство - это особый аппарат управления делами общества. Ранее мы отмечали, что государство действует в пределах определенной территории (страны). В таком случае мы говорим о государстве как особой стране - геополитической, территориальной или национальнотерриториальной организации жизни соответствующей общности людей. И, наконец, государство следует рассматривать также и как особый способ организации жизни людей на территории той или иной страны, как особую политическую организацию общественной жизни (процесс организации и ее результат). Эта организация отличается всеохватывающим характером (т.е. она включает в себя все население данной страны), является универсальной (т.е. проникает в той или иной степени во все основные сферы жизни общества - социально-экономическую, социально-культурную, политическую, идеологическую). Она общеобязательна - ее велениям (выраженным в праве, в законодательстве и правоприменении) обязаны подчиняться все в данной стране (включая и другие действующие на ее территории организации, в том числе и политические). Эта организация относительно устойчива в тот или иной период общественной жизни. В этот промежуток времени государство приобретает те формы и осуществляет те функции, которые обусловлены уровнем развития производительных сил, а также производственных и политических отношений. В этом проявляется зависимость государства от общества. В то же время государство может оказывать (и оказывает всегда) обратное влияние на развитие и состояние общественных отношений, самого общества. Более подробно речь об этом пойдет при освещении вопроса “Государство и гражданское общество”. Для того чтобы реализовать свое социальное предназначение, государство должно быть четко организовано как с точки зрения построения и взаимосвязи своих органов и учреждений, так и с точки зрения территориальной, с тем, чтобы обеспечить возможность осуществления государственной власти беспрепятственно и доступно, во взаимодействии государственных органов с населением. Все это находит отражение в форме государства. Форма государства показывает, как организована политическая власть, как обустроена территория государства и какие методы управления используются властью. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический (государственный) режим. Форма правления характеризует порядок образования и организацию высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и с населением. Особенностями формы правления предопределяется деление государств на монархические и республиканские. Монархии характеризуются тем, что власть в них передается по наследству, осуществляется бессрочно и не зависит от населения. Монархии бывают неограниченными и ограниченными. В неограниченных монархиях единственным носителем государственного суверенитета является монарх (царь, король, император и т.п.). В ограниченных монархиях наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть монарха. Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные в зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подчинено и подконтрольно. В президентских республиках (например, США) это делает президент, в парламентских (Италия, Германия) - парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) - совместно президент и парламент. В отличие от монархии республику характеризуют выборность власти, ее срочность и зависимость от избирателей. Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными и национально-территориальными единицами. По форме государственного устройства государства делятся на унитарные (простые) и федеративные (сложные). При унитарной форме государство представляет собой единое целое, части которого являются административно-территориальными единицами, не обладающими признаками государственного суверенитета. Система органов государственной власти в унитарном государстве едина (Польша, Франция, Венгрия). В федеративном - сложном, союзном - государстве части его являются государственными образованиями, они обладают в той или иной степени государственным суверенитетом, другими признаками государственности. Наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством здесь существуют высшие органы власти и законодательство субъектов федерации. Федерации могут быть построены по территориальному либо национально-территориальному принципу (сравните США и Россию). Конфедерация - это временный союз государств, образуемый для достижения политических, экономических, военных и других целей. В конфедерации отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Создаваемые в конфедерации союзные органы решают лишь те задачи, ради которых объединились государства. Конфедерация существует сравнительно недолго и либо распадается, либо преобразуется в федеративное государство (например, Швейцария, которая трансформировалась в федерацию из конфедерации - Швейцарский союз, существовавший с 1815 по 1848 гг.). С распадом Советского Союза и стремлением бывших союзных республик к сотрудничеству на свет явилась новая форма ассоциированного государственного объединения, получившая название содружества государств, - СНГ - Содружество независимых государств. Правовой статус такой формы является еще недостаточно устоявшимся и определенным. Происходит на наших глазах формирование еще одного союза: Россия - Беларусь. Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей этих средств выделяют демократический и антидемократический политические режимы. Политический режим является наиболее гибким, подвижным элементом формы государства, поскольку прежде всего изменения в сущности государства отражаются на его политическом режиме, а вслед за этим происходят изменения и в формах правления и государственного устройства. Демократический режим характеризуется активным творческим участием граждан, населения в осуществлении государственной власти посредством прямого волеизъявления (референдум, выборы) и через представительные органы, формируемые самим народом; выборностью и сменяемостью центральных и местных органов государственной власти, их подконтрольностью избирателям, преобладанием методов убеждения, согласования, компромиссов в решении государственных дел. Антидемократический режим полярно противоположен демократическому. Разновидностями такого режима являются фашистский, тоталитарный, авторитарный и т.п. При антидемократическом режиме власть реализуется управляющими по своему усмотрению, произволу, без учета мнения населения, с использованием диктаторских, насильственных методов. В обществе царит беззаконие, человек здесь практически не защищен, лишен элементарных прав и свобод. Содержание деятельности государства, как мы уже отмечали, определяется его функциями. Функциями очерчивается в целом сфера деятельности государства. Конкретизируется же содержание деятельности государства в его компетенции. Компетенция - это правовое закрепление предметов ведения (областей общественных отношений, в которые “вмешивается” государство), а также его полномочий (прав и обязанностей). Компетенция государства закрепляется как в целом, так и путем наделения полномочиями соответствующих видов государственных органов. Функции и компетенцию государства не следует путать с функциями и компетенцией отдельных видов государственных органов, составляющих государственный аппарат. Таким образом, форма государства показывает, какова национальнотерриториальная организация, что собой представляет форма правления, каков политический (государственный) режим, какие методы управления используются государственной властью (т.е. как оно устроено), а содержание показывает, что должно делать государство, чем заниматься. Развитие государства и права. Государство, как мы уже неоднократно отмечали, развивается вместе с обществом. Представляется, что в современных условиях характер взаимоотношений общества с государством (как отделившимся от него аппаратом, особым слоем людей) в большинстве стран (включая государства восточного типа) все больше меняется в сторону демократизации, все большего осознания обществом роли государства и его места в жизни общества как средства, орудия в руках самого общества. В условиях роста общественного сознания и самосознания появляется необходимость более последовательного определения сфер и возможностей (средств) воздействия государства на жизнь современного общества. “Размежевание” общества и государства идет по пути формирования гражданского общества и правового государства, ему соответствующего. Гражданское общество - это общество, в котором царят разум, свобода личности, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества во все времена увязывается с проблемами совершенствования государства, повышения роли права и закона. Длительное время в истории человечества гражданское общество ассоциировалось с государством. Изменение взглядов на гражданское общество произошло в конце XVIII - начале XIX вв. В трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Н. Маккиавелли, Ж.-Ж. Руссо говорилось о том, что гражданскому обществу соответствуют не любые, а только прогрессивные формы государства, основанные на договоре. Наибольший интерес для современного понимания гражданского общества имеют взгляды И. Канта (немецкий философ XIX века). Характерными чертами гражданского общества он считал творческое, самостоятельное, ответственное участие человека в создании условий своей частной жизни; наличие гражданской свободы, обеспеченной правом; самосовершенствование людей. Однако, по мнению Г. Гегеля, государство выше гражданского общества, так как гражданское общество выражает индивидуальные, частные интересы, а государство - это сфера всеобщих интересов. В сферу гражданского общества он включал также семью, сословия, религию, мораль, право, образование и др. В. Гумбольдт показал различия между гражданским обществом и государством. В систему гражданского общества, согласно его теории, входят национальные, общественные учреждения, формируемые самими индивидами; естественное и общее право; человек. Государство - это система государственных институтов, позитивное право, издаваемое государством, и гражданин. Согласно современным исследованиям гражданского общества, ему свойственны следующие черты и признаки. 1. Это сообщество свободных во всех отношениях индивидов. Такая свобода в экономическом плане означает обладание теми средствами, которые необходимы человеку для благополучной жизни. Человек, являясь собственником, свободен в выборе профессии, труда, формы собственности, в распоряжении собственностью и продуктами своего труда. В социальном плане свобода означает принадлежность человека без принуждения к той или иной группе, общности (семье, классу, нации), возможность существовать автономно. Политическая свобода означает независимость от государства (в определенных пределах), от политических партий или участие в них по своему желанию, право критики существующей организации власти, право на участие в управлении, на митинги, собрания, объединение в общественные организации, право на обращение в суд за защитой от произвола властей. 2. Гражданское общество характеризуется свободой печати, слова, свободой получения и обмена информацией, правом свободного въезда и выезда, возможностью сотрудничать с другими обществами, то есть это общество открытое. 3. Гражданское общество отличается многообразием (плюрализмом) общественных форм и институтов: форм реализации власти; форм собственности; видов общественных объединений, разнообразием идеологических взглядов и теорий; терпимостью к различным религиям и т.д. 4. Гражданское общество неотделимо от демократизма как метода управления делами общества (демократия, как известно, - это власть народа). Власть принадлежит народу, согласно ст. 1 и 3 Конституции РФ, и осуществляется им как непосредственно (референдум, свободные выборы), так и через органы государственной власти и местного самоуправления. Значит, активное использование народом форм непосредственной демократии и независимое от государства местное самоуправление - важнейшие характерные черты гражданского общества. Развитое местное самоуправление способно удовлетворить многие интересы и потребности человека и гражданина, как индивидуальные, так и общие, обусловленные особенностями проживания на соответствующей части территории государства. Этот уровень власти, наиболее приближенный к населению, должен стать фундаментом российской системы народовластия. Что касается государственных форм реализации власти народа, то следует признать, что цивилизованному гражданскому обществу соответствует только правовое государство. Такое государство не противостоит обществу, не довлеет над ним, а создает условия для его наиболее благоприятного развития, для мирного разрешения возникающих конфликтов и противоречий с использованием гуманных методов и правовых норм. В таком государстве право является средством, обеспечивающим нормальное функционирование не только общественных процессов, но и средством выработки механизмов функционирования государства, а также форм контроля общества за деятельностью государства. В развитом гражданском обществе и правовом государстве царит уважение к праву, а право соответствует объективным закономерностям прогрессивного общественного развития. Гражданское общество, таким образом, - это общество людей с высоко развитым сознанием и самосознанием, способных и умеющих отстаивать свои права и свободы, правильно относящихся к своим обязанностям. Такое общество как бы отделено от государства, государство же является орудием, средством в руках общества, выполняет его согласованную волю, выраженную в законодательстве. Человек с его потребностями и интересами, энергией и волей является главной ценностью такого общества. Однако это не означает неограниченности любых волеизъявлений человека. Право, мораль, высокий уровень культуры определяют поведение членов такого общества с учетом интересов и потребностей окружающих. Условно всю совокупность интересов и отношений любого общества можно представить в виде экономической, политической, социальной, духовно-культурной, информационной, правовой и т.п. систем. Экономическая система гражданского общества характеризуется многообразием форм собственности, которые равным образом признаются и защищаются государством. Это частная, государственная, муниципальная собственность, собственность общественных объединений. На основе владения, пользования, распоряжения этой собственностью строятся производство, распределение, обмен, потребление продукции, необходимые для обеспечения высокого уровня материальной жизни людей и социальной поддержки тех, кто неспособен в силу различных уважительных причин сам себя обеспечивать. Социальная система включает в себя институты семьи, общественных объединений, социальных групп, слоев, классов, наций, рас и их взаимоотношения между собой. В гражданском обществе обеспечивается свободное и полноценное функционирование всех этих институтов. Политическая система включает в себя государство, политические партии, общественно-политические движения, формы непосредственной демократии и другие коллективные и индивидуальные формы и способы политической деятельности, позволяющие обеспечивать согласование интересов социальных слоев, классов, групп, политических лидеров и участие в этих процессах каждого человека, желающего заниматься политикой. В гражданском обществе должно быть гарантировано свободное развитие всех этих форм и способов, за исключением антигуманных, вредных для человека и человечества. Духовно-культурная система охватывает институты и отношения, обеспечивающие решение образовательных, научных, культурных, религиозных задач. В этой сфере в развитом гражданском обществе допускается свободное развитие многообразных форм, не противоречащих целям гуманизма и демократизма. Система здравоохранения гражданского общества должна быть высоко развита с точки зрения научного, технического и материального оснащения, обеспечивать физическое здоровье и безопасность людей в условиях ухудшающейся экологической обстановки, создающей угрозу физическому существованию людей. Система здравоохранения гражданского общества должна направить свои усилия на предупреждение заболеваний, санитарнопрофилактические, оздоровительные формы и методы работы. Информационная система общества - это совокупность информационных отношений и средств производства и распространения информации разного рода (экономической, политической, духовной, социальной и др.). Эти отношения пронизывают все сферы и слои гражданского общества. Информация в таком обществе должна быть доступна для всех (кроме сведений, имеющих характер военной или государственной тайны, что определяется в законодательстве). Некоторые ученые полагают, что в структуру информационной системы входит и право. Однако, на наш взгляд, роль права гораздо шире чисто информационной. Право выходит за рамки и информационной и политической систем и заслуживает выделения в особую - правовую - систему общества (особенно цивилизованного гражданского общества). Правовая система включает в себя многие правовые явления; нормы права, правоотношения, правовые акты, правосознание, правовую культуру, меры правового принуждения, правопорядок и законность и способы их обеспечения. Все названные (и не названные) элементы правовой системы между собой связаны и взаимодействуют. В конечном счете они характеризуют правовое состояние общества. Каждая правовая система национальна, но может быть отнесена к какой-либо правовой группе-семье. Правовую систему общества не следует путать с системой права. Право (как совокупность правовых норм) входит в правовую систему общества и само имеет свою внутреннюю структуру и представляет собой логическую систему (о системе права будем говорить позднее при освещении соответствующей темы). Право в процессе исторического развития государственноорганизованного общества приобретает все большую ценность как основной регулятор, способствующий цивилизованному человеческому общению. Такое осознание роли права зависит от уровня правосознания (т.е. уровня знаний о праве и правовых эмоций, чувств по поводу права и других правовых явлений). Высокий уровень правосознания - важное условие нормального функционирования общества, государства и достойного положения личности. Торжество права, признание его высшей ценностью, высокое качество самого права - непременные признаки правового государства. Государство и право должны использоваться гражданским обществом как сила, способная наиболее достоверно, организованно и последовательно обеспечить согласованное взаимодействие всех общественных систем и решение задач общества в масштабах всей страны. Но государство не всемогуще. В его функционировании и организации работы могут быть существенные недостатки (особенно в переходных условиях). Поэтому самим гражданам, их самодеятельным негосударственным, частным инициативам и объединениям должна в гражданском обществе принадлежать ведущая роль. Государство же должно действовать под контролем общества, выполнять его волю. Это возможно лишь при условии, что государство станет правовым. Идея правового государства имеет очень древние корни. Попытки (часто удачные) государства урегулировать естественное право, предоставлять его обществу дозировано по своей воле, выраженной в законах государства, по мере роста общественного сознания стали вызывать сопротивление со стороны наиболее развитой части общества. Лучшие умы человечества в поисках оптимальных форм и способов взаимодействия между личностью, обществом и государством стали обосновывать необходимость правового государства. Предпосылками правового государства являются положения о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном характере и справедливости, о необходимости соответствия закона естественному праву. К настоящему времени концепция правового государства стала социальной ценностью всего человечества, поскольку правовое государство позволяет удачно сочетать общечеловеческие и классовые, общие и частные интересы, интересы государства и гражданина (личности). Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики. Его назначение - обеспечение свободы и благосостояния людей. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, гарантирует человеку свободу и безопасность. Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей), что предполагает высокий уровень правовой и политической культуры. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п. Основные признаки правового государства. 1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 3. Взаимная ответственность личности и государства. 4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность. 5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании политических партий, организаций, объединений, действующих в рамках Конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. Как всякое государство, правовое государство обладает следующими чертами: • ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики; • оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества; • располагает специальным государственным механизмом; • обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории; • существует благодаря налогам и другим сборам; • обладает государственным суверенитетом. Государство как таковое по своей природе характеризуется всевластием, несвязанностью правом, свободой от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Должностные лица правового государства несут персональную ответственность за посягательства на права и свободы человека и гражданина. Механизм правового государства свободен от бюрократизма и административно - командных методов управления. Государственный аппарат находится на службе общества, ему подчинен и перед ним ответственен. В России идея правового государства разрабатывалась, начиная с XVIII века, такими учеными, государственными и общественными деятелями, как И.Т. Посошков, С.Е. Десницкий, М.М. Сперанский, А.Н. Радищев, П.И. Пестель и Н.М. Муравьев, а также А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский. В начале ХХ века большой вклад в развитие и обоснование учения о правовом государстве внесли П.И. Новгородцев, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский и др. Построение правового государства в нашей стране российские исследователи связывали с идеей конституционализма. Подготовка конституционных актов в России началась еще в XVIII веке, но фактически не один из них не был принят, и лишь акты 1905-1906 гг. можно отнести к реально существовавшим (Манифест об усовершенствовании государственного порядка от 17 октября 1905 г. и основные государственные законы от 23 апреля 1906 г.). После Октябрьской революции 1917 г. был принят целый ряд Конституций (РСФСР и СССР, с 1918 по 1978 г.). Но уже в 20-е годы в стране стала складываться тоталитарная система, и теория правового государства была объявлена буржуазной, контрреволюционной. Теория правового государства в Советской России фактически не развивалась. Некоторое оживление исследований по данной теме началось в конце 80-х годов XX века. В современной России подлинно гражданское общество и правовое государство находятся в стадии зарождения. Процесс их становления осложняется целым рядом факторов. Основополагающие черты гражданского общества и правового государства зафиксированы в Конституции РФ 1993 г. как идеал, к которому следует стремиться. Разумное, регулируемое правом разгосударствление собственности, оптимизация государственного аппарата, стимулирование производственной деятельности, повышение авторитета и самоуважения каждой личности; правовой заслон вмешательству государства в дела гражданского общества и личности; закрепление в законодательстве обязанностей государства перед обществом и людьми и создание механизмов реализации этих обязанностей; проведение последовательных мероприятий по осуществлению конституционных положений о гражданском обществе и правовом государстве - все это работа длительная, но необходимая для того, чтобы Россия стала подлинно правовым государством, демократической республикой. Самым длительным и сложным на этом пути является возрождение духовности, повышение общей и правовой культуры личности и общества, без чего невозможна целенаправленная и плодотворная деятельность по созданию в России гражданского общества и правового государства. Процесс создания правового государства и гражданского общества должен идти параллельно, базироваться на высоком уровне правосознания, правовой культуры и поддерживаться моралью большинства членов общества.
|
|