Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 3. Правовое регулирование охоты

  Охотничьи угодья России занимают площадь 15 000 тыс. км2. Россия является одной из ведущих охотничьих держав. На её территории обитает около 245 видов млекопитающих и 700 видов птиц, из которых соответственно 60 и 70 отнесены к объектам охоты. Наибольшее экономическое значение имеют дикие копытные животные, бурый медведь и 20 видов пушных зверей. Их промысел дает мясо, кожевенное и пушное сырье, другие продукты животного происхождения.
  Одна из основных групп млекопитающих, отнесённых к объектам охоты и являющихся объектом охоты, - дикие копытные животные. Наиболее многочисленной группой птиц, отнесённых к объектам охоты, являются водоплавающие птицы. Общий объём их легальной добычи составляет порядка 5,7 млн. особей.
  В предпринимательских целях ведётся отлов певчих птиц (в массовом количестве около 19 видов) и дневных хищных птиц (около 6 видов изымаются на уровне нескольких десятков особей) для их использования в качестве ловчих. Изъятие из природной среды остальных видов проводится в культурных, научных, просветительских целях и для иных потребностей.
  Правовое регулирование охоты осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  Охотой признаётся деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой. Для целей привлечения лиц к юридической ответственности, к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты. Охота, как юридически обусловленная деятельность, влекущая установление прав и обязанностей охотников, предполагает добычу (включая выслеживание и преследование) не любых объектов животного мира, а только тех, которые отнесены к объектам охоты.
  Охота осуществляется в отношении охотничьих ресурсов, то есть объектов животного мира, которые в соответствии с Федеральным законом «Об охоте», законами субъектов Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
  Результатом охоты является продукция охоты - отловленные или отстреленные дикие животные, их мясо, пушнина и иная продукция, определяемая в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.
  Охотничьи ресурсы, согласно ст.11 Федерального закона «Об охоте», включают в себя млекопитающих: копытных животных; медведей; пушных животных; а также птиц.
  Запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесённых в Красную книгу России, красные книги субъектов Федерации, за исключением отлова млекопитающих и птиц в целях осуществления научноисследовательской и образовательной деятельности, а также для их акклиматизации, переселения и гибридизции.
  Охота может проводиться только в пределах охотничьих угодий, которые могут использоваться для осуществления одного или нескольких видов охоты. В границы охотничьих угодий включаются земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
  Охотничьи угодья подразделяются на:
  1) охотничьи угодья, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (закреплённые охотничьи угодья);
  2) охотничьи угодья, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные охотничьи угодья). Общедоступные охотничьи угодья должны составлять не менее чем 20% от общей площади охотничьих угодий субъекта Федерации.
  Охота может осуществляться только охотниками. Согласно ст. 20 Федерального закона «Об охоте», охотником признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяй- ственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в России и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
  К охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с охотой и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора.
  Охотники должны иметь:
  1) охотничий билет, за исключением иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации и заключивших договоры об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства.
  2) разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, выданное в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об оружии», кроме случаев охоты с применением орудий, не относящихся к охотничьему оружию.
  Могут осуществляться следующие виды охоты: 1) промысловая охота; 2) любительская и спортивная охота; 3) охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности; 4) охота в целях:
  - регулирования численности охотничьих ресурсов;
  - акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов;
  - содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания;
  - ведения традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности.
  Промысловая охота осуществляется в закреплённых охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Наряду с этим они вправе осуществлять деятельность по заготовке охотничьих ресурсов и иную деятельность в сфере охотничьего хозяйства. Охотничьи ресурсы, на которые допускается промысловая охота, устанавливаются законами субъектов Федерации.
  Для ведения промысловой охоты охотниками необходимы:
  1) в закреплённых охотничьих угодьях - охотхозяйственное соглашение или путёвка, а также разрешение на добычу охотничьих ресурсов;
  2) разрешение на добычу охотничьих ресурсов - в общедоступных охотничьих угодьях.
  Любительская и спортивная охота проводится охотниками в закреплённых и общедоступных охотничьих угодьях. На особо охраняемых природных территориях такая охота осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об охоте» и законодательством об особо охраняемых природных территориях.
  Продукция охоты в случае, если она не используется для личного потребления физическими лицами, осуществляющими любительскую и спортивную охоту, реализуется ими организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.
  Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются достигшие 18-летнего возраста граждане России. Возраст, по достижении которого граждане России могут получить разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен не более чем на 2 года представительными органами субъектов Федерации.
  Охотхозяйственное соглашение - договор, заключаемый в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на срок от 20 до 49 лет, согласно которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Федерации) обязуется предоставить в аренду на указанный срок земельные участки и лесные участки, находящиеся в государственной собственности и не предоставленные физическим или юридическим лицам, и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
  Правила охоты, согласно ст. 23 Федерального закона «Об охоте», утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На их основе высшее должностное лицо субъекта Федерации определяет виды разрешённой охоты и её параметры.
  Добыча отдельных видов охотничьих ресурсов лимитируется. Их перечень, за исключением некоторых видов , утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Объем добычи охотничьих ресурсов, определяется в соответствии с лимитом добычи охотничьих ресурсов. Лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается по субъектам Федерации высшим должностным лицом субъекта Федерации.
  Ограничения охоты могут устанавливаться в целях сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования. К ним, в соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об охоте», относятся: 1) запрет охоты в определённых охотничьих угодьях; в отношении отдельных видов охотничьих ресурсов, их пола и возраста; 2) установление допустимых орудий охоты, способов охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц; 3) определение сроков охоты.
  Особые ограничения на пользование охотничьими ресурсами установлены в отношении тех из них, которые занесены в Красную книгу
  России, ведущуюся Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Издание Красной книги России осуществляется не реже одного раза в 10 лет. Решения о занесении в Красную книгу РФ и об исключении из неё объектов животного и растительного мира, определение порядка и мер их охраны принимаются в порядке, предусмотренном фаунистическим законодательством.
  Управление в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется путём ведения государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, государственного охотхозяйствен- ного реестра, нормирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также осуществления территориального и внутрихозяйственного охотустройства.
  Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания; состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам; а также состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.
  Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания является частью государственного мониторинга окружающей среды и осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий.
  Государственный охотхозяйственный реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации об охотничьих ресурсах, их использовании и сохранении, охотничьих угодьях, об охотниках, о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства.
  В государственном охотхозяйственном реестре содержится документированная информация:
  1) о количественных, качественных и экономических характеристиках охотничьих ресурсов;
  2) о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий;
  3) о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, а также об организациях, осуществляющих деятельность по закупке, производству и продаже продукции охоты;
  4) об использовании и сохранении охотничьих ресурсов;
  5) об оказываемых услугах в сфере охотничьего хозяйства;
  6) об охотниках.
  Ведение государственного охотхозяйственного реестра осуществляется органом исполнительной власти субъекта Федерации.
  Нормирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов проводится в целях поддержания охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечивается путём разработки, установления и соблюдения нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
  К нормативам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и нормативы биотехнических мероприятий и разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  К нормам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов и нормы пропускной способности охотничьих угодий и разрабатываются и утверждаются органом исполнительной власти субъекта Федерации.
  Территориальное и внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в целях планирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
  Территориальное охотустройство имеет своей целью обеспечение рационального использования и сохранения охотничьих ресурсов и осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории субъекта Федерации. Документом территориального охотустрой- ства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Федерации, в которой определяются мероприятия по организации рационального использования охотничьих угодий и охотничьих ресурсов.
  Внутрихозяйственное охотустройство направлено на обеспечение осуществления физическими и юридическими лицами деятельности в сфере охотничьего хозяйства и проводится лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения, за счёт собственных средств.
  Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья, в которой определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры.
  Контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов осуществляется путём ведения государственного охотничьего контроля и надзора, и производственного охотничьего контроля.
  Государственный охотничий контроль и надзор осуществляется с целью обеспечения соблюдения требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов и проводятся органами государственной власти в пределах их полномочий.
  Государственные охотничьи инспектора имеют право:
  1) проверять соблюдение правил охоты, лимита добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также проведения биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания;
  2) посещать охотничьи угодья и объекты охотничьей инфраструктуры, проводить на них необходимые проверки;
  3) предъявлять требования и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
  4) предотвращать и пресекать преступления, административные правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
  5) предъявлять иски в суд, арбитражный суд;
  6) привлекать к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
  Производственный охотничий контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
  Сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания обеспечивается путём проведения ряда мероприятий.
  1) К ветеринарно-профилактическим и противоэпизоотическим относятся проведение учёта и изъятие особей диких животных, инфицированных заразными болезнями, использование ветеринарных препаратов, в том числе посредством их добавления в корм диким животным. Такие мероприятия в закрепленных охотничьих угодьях проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
  2) Сельскохозяйственная и иная деятельность, строительство объектов, эксплуатация транспортных средств, внедрение новых технологических процессов, применение ядохимикатов должны обеспечивать требования о предотвращении гибели охотничьих ресурсов. Мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера проводятся в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
  3) Воспроизводство охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания или увеличения их численности, их содержания и разведения в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также для акклиматизации, переселения, гибридизации охотничьих ресурсов. Их воспроизводство осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного воспроизводства.
  4) К биотехническим мероприятиям относятся меры по поддержанию и увеличению численности охотничьих ресурсов. Их проведение в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхо- зяйственные соглашения.
  5) Регулирование численности охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания их численности, предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов, нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания. Регулирование осуществляется на основании решений органов государственной власти. В них содержатся сведения о видах, поле, возрасте охотничьих ресурсов, численность которых регулируется, сроках и способах такого регулирования, об орудиях охоты, применяемых при регулировании численности охотничьих ресурсов. Решения принимаются на основе данных о численности охотничьих ресурсов, об их размещении в охотничьих угодьях, о динамике их состояния. Мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов в закрепленных охотничьих угодьях обеспечиваются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
  6) Содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются в целях размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания или для их реализации в соответствии с гражданским законодательством, и проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании охотхозяйственных соглашений при наличии разрешений на осуществление такой деятельности, которые выдаются на срок действия охотхозяйственных соглашений.
  7) Акклиматизация, переселение, гибридизация охотничьих ресурсов проводятся в целях их расселения в новой для них среде обитания и обеспечения сохранения их видового разнообразия и осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при наличии разрешений на проведение соответствующих мероприятий, которые выдаются на срок не менее чем один год.
  8) В целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом РФ и Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается.
  Отношения в области создания охотничьей инфраструктуры и оказания услуг в сфере охотничьего хозяйства регулируются законодательством о животном мире и гражданским законодательством.
  Охотничья инфраструктура включает в себя охотничьи базы, дома охотника, питомники диких животных и собак охотничьих пород, стрелковые вышки, подкормочные сооружения, прокосы, просеки, другие временные постройки, сооружения и объекты благоустройства, предназначенные для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. К охотничьей инфраструктуре также относятся лесные дороги и другие линейные объекты, необходимые для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
  Содержание охотничьей инфраструктуры в закреплённых охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
  Услуги в сфере охотничьего хозяйства оказываются на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством. Туристская деятельность (в том числе туризм въездной), при осуществлении которой в туристский продукт включаются услуги в сфере охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с федеральными законами «Об охоте» и «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
  Ответственность за нарушение правил охоты. Лица, допустившие нарушение правил охоты, привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
  Для определения вреда, причинённого незаконной охотой, установлен таксовый метод. При нанесения ущерба с нарушителя взыскиваются денежные суммы, кратные минимальному размеру оплаты труда по видам объектов охоты. По различным видам эти суммы составляют от 50 (лось, олень и др.) до 0,1 (суслики, бурундуки, волки и др.) минимального размера оплаты труда.
  При причинении ущерба объектам животного мира на территории государственных заповедников ущерб исчисляется в двойном размере.
  Ущерб, причинённый незаконной добычей видов животных, занесённых в Красную книгу России, исчисляется по специальным методикам.


 
© www.txtb.ru