|
ВВЕДЕНИЕ
Моим родителям
Борису Николаевичу и
Валентине Петровне
посвящается
Природные ресурсы играют ведущую роль в социально-экономическом развитии России на современном этапе. Их добыча обеспечивает более 50% валового внутреннего продукта государства. Около 70% валютных поступлений федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации прямо или косвенно обусловлено эксплуатацией природно-ресурсного потенциала страны. Главную роль в структуре природных ресурсов России играют минерально-сырьевые ресурсы. Наша страна занимает одно из ведущих мест в мире по запасам нефти, природного газа, угля, золота, никеля, других полезных ископаемых. Совокупная стоимость полезных ископаемых России превышает $28 трлн. При этом пока остаются слабо изученными и освоенными континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, обладающие колоссальным ресурсным потенциалом. Важность правового регулирования отношений, связанных с использованием природных ресурсов, не подвергается сомнению. За последние годы было принято несколько десятков федеральных законов, регулирующих использование природных ресурсов территории России, её континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Существенно обновилось законодательство, регулирующее использование основных природных ресурсов: недр, водных объектов, лесов, объектов животного мира. Активная законотворческая работа в этом направлении продолжается и в настоящее время. Свидетельством актуальности исследования проблем правового регулирования природоресурсных отношений является возросшее в последние годы количество научных, в том числе монографических, исследований по вопросам природопользования. Развитие в России рыночных отношений, появление частной собственности на отдельные природные ресурсы, развитие договорных начал в природопользовании нисколько не умаляют роли государства в регулировании отношений по использованию природных ресурсов. Опыт развитых стран Запада свидетельствует о том, что государственное регулирование природопользования необходимо для обеспечения интересов не только хозяйствующих субъектов, но и всего общества. Только таким образом можно обеспечить устойчивое природопользование, которое является основой устойчивого развития Российской Федерации, обеспечить потребность в природных ресурсах как нынешнего, так и будущих поколений. Совокупность норм, составляющих систему природоресурсного права, требует системного подхода к его изучению. Поэтому в работе широко использовались положения и выводы общей теории систем, системного анализа. Это позволило выработать системологический подход (метод) в исследовании природоресурсного права. Системность деятельности по использованию природных ресурсов предопределяет системность возникающих при этом общественных отношений и, как следствие, наличие системы правовых норм, регулирующих отношения по использованию различных природных ресурсов. Тем самым обосновывается самостоятельность природоресурсного права как отрасли российского права, как системы правовых норм, регулирующих отношения по устойчивому использованию природных ресурсов. В работе дана характеристика предмета и метода природоресурсного права, его системы, структуры и функций. Отношения, возникающие при использовании природных ресурсов, зачастую требуют применения для их регулирования норм гражданского, административного, земельного, экологического, других отраслей российского законодательства. Поэтому в работе определённое внимание уделено вопросам соотношения природоресурсного права и смежных с ним отраслей. В этой связи дан анализ субсидиарного и интерактивного применения норм смежных с природоресурсным отраслей российского права в регулировании отношений по использованию природных ресурсов. В природоресурсном праве выделяются Общая и Особенная части. В качестве правовых институтов природоресурсного права рассматриваются правовое регулирование недропользования, водопользования, лесопользования, правовое регулирование пользования объектами животного мира, составляющие в совокупности Особенную часть отрасли природоресурсного права. При анализе правового регулирования недропользования рассмотрены общие вопросы права недропользования, особенности использования неживых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, Международного района морского дна. Выявлена специфика правового регулирования использования таких полезных ископаемых, как нефть и газ, уголь, драгоценные металлы и драгоценные камни, природные лечебные ресурсы. За последние годы значительные изменения претерпело водное и лесное законодательство, законодательство в области использования объектов животного мира, реструктурирована система государственных органов исполнительной власти по управлению использованием и охраной природных ресурсов. Анализ действующего законодательства и подзаконных нормативных актов природоресурсного права позволил достаточно подробно охарактеризовать такие институты природоресурсного права, как водное право и лесное право. При рассмотрении вопросов правового регулирования отношений по использованию объектов животного мира (фаунистическое право) принимался во внимание весь комплекс нормативных актов, опосредующих использование объектов животного мира не только на сухопутной территории России, но и в пределах внутренних морских вод и территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Дан анализ специфики правового регулирования охоты и рыболовства. Значительное количество нормативного материала, а также научных исследований, судебной практики, использованное при написании работы, позволяет надеяться, что она сможет оказаться полезной не только в учебном процессе и в научных исследованиях, но и для практических работников, решающих разнообразные вопросы, связанные с использованием природных ресурсов.
|
|