|
3.4. Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц
Общие положения о несостоятельности (банкротстве). Участие в гражданских правоотношениях порождает не только права и обязанности, но и ответственность за свои действия. Если лицо не способно удовлетворить требования кредиторов, то оно может быть признано несостоятельным (банкротом). Правовое регулирование института банкротства осуществляется ГК (ст. 25, 65), а также Федеральным законом от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1 (ред. от 31.12.2004) (далее - Закон). Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство) (ст. 2 Закона). Действие Закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Этим Законом также регулируются отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Однако предусмотренные Законом положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу после внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы (п. 2 ст. 231 Закона). В настоящее время нормы о банкротстве граждан, не являющихся предпринимателями, не подлежат применению. Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов, если он не исполнил обязательства перед ними в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов, если оно не исполнило обязательства перед ними в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Эти положения являются признаками банкротства (ст. 3 Закона). При выявлении признаков банкротства учитываются задолженности по всем обязательствам, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. По общему правилу дело о банкротстве может быть возбуждено при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к долж- нику-гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, указанные выше (п. 1, 2 ст. 6 Закона). Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают сам должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. В соответствии с Законом кредиторами являются все лица, имеющие по отношению к должнику права требования по исполнению любых обязательств, в том числе по уплате налогов и сборов, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Конкурсные кредиторы - это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. Уполномоченные органы - это федеральные органы исполнительной власти - налоговые органы, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Должник (индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица) обязан обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом, если существует явная невозможность удовлетворить требования всех кредиторов в полном объеме. Для предупреждения банкротства собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, его кредиторы должника и иные лица могут принять меры по восстановлению платежеспособности должника. Данные меры принимаются до обращения в арбитражный суд на основании соглашения с должником. Это называется досудебной санацией (ст. 30, 31 Закона). Для проведения процедур банкротства, а также для осуществления иных полномочий арбитражный суд назначает арбитражного управляющего. В зависимости от процедуры банкротства арбитражный управляющий именуется временным, административным, внешним или конкурсным управляющим. Процедуры банкротства. При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. При рассмотрении дела о банкротстве должника- гражданина применяются такие процедуры банкротства, как: конкурсное производство, мировое соглашение, иные предусмотренные Законом процедуры банкротства (ст. 27 Закона). Целесообразность проведения той или иной процедуры банкротства определяет арбитражный суд. Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона). Наблюдение осуществляет временный управляющий. С момента введения наблюдения запрещается выдел доли (пая) учредителя (участника) должника или выплата действительной стоимости этой доли (этого пая); запрещается выплата дивидендов и т.д. (ст. 63, п. 2 ст. 64 Закона). Органы управления должника не вправе принимать решения (п. 3 ст. 64 Закона): о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками) и т.д. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении следующей процедуры банкротства либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве (ст. 75 Закона). Финансовое оздоровление - это следующая процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона). Данную процедуру проводит административный управляющий. Он обязан следить за исполнением плана финансового оздоровления и соблюдением графика погашения задолженностей. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем два года (ст. 80 Закона). План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления (ст. 84 Закона). К должнику применяется ряд ограничений, аналогичных тем, которые существовали при наблюдении. На основании отчета административного управляющего суд может принять решение о прекращении банкротства (в случае восстановления платежеспособности должника), о введении внешнего управления (если оно целесообразно и об этом имеется ходатайство кредиторов) либо о проведении конкурсного производства. Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. После введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника и органов управления должника, управление делами полностью переходит к внешнему управляющему; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (ст. 94 Закона). Мораторий - это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Мораторий можно охарактеризовать как отсрочку исполнения обязательств. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда (п. 5 ст. 95 Закона). При осуществлении руководства должником внешний управляющий должен следовать плану внешнего управления и, в ряде случаев, согласовывать свои действия с кредиторами. Например, только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) заключаются крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность (например, заключение сделки с дочерним предприятием (ст. 19 Закона) (п. 1 ст. 101 Закона). Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 Закона): • перепрофилирование производства; • закрытие нерентабельных производств; • взыскание дебиторской задолженности; • продажа части имущества должника (продажа имущества должника не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности) (ст. 111 Закона); • уступка прав требования должника (только с согласия кредиторов (ст. 112 Закона); • исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника или третьим лицом или третьими лицами; • увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц; • размещение дополнительных обыкновенных акций должника; • продажа предприятия должника (под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника - юридического лица (п. 1 ст. 110 Закона); • замещение активов должника. Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 115 Закона); • иные меры по восстановлению платежеспособности должника (имеются в виду меры, предусмотренные непосредственно планом внешнего управления). Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев (ст. 93 Закона). Но совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года (ст. 92 Закона). По окончании срока внешнего управления либо досрочно на основании отчета внешнего управления суд прекращает банкротство при восстановлении платежеспособности должника, либо вводит следующую процедуру банкротства. Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Иначе говоря, конкурсное производство - это прекращение деятельности должника и расчет с кредиторами. Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продливаться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев (ст. 124 Закона). Конкурсное управление осуществляет конкурсный управляющий. С момента открытия конкурсного производства считается наступившим срок исполнения всех обязательств, возникших до открытия конкурсного производства; сведения о финансовом состоянии должника прекращают относится к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну; все работники подлежат увольнению; имущество подлежит оценке (ст. 130 Закона) и продаже; уточняется реестр требований кредиторов. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника (ст. 149 Закона). На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение (п. 1 ст. 150 Закона). Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Оно заключается в письменной форме и утверждается арбитражным судом. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается (ст. 150, 155 Закона). Суть мирового соглашения состоит в том, что стороны договариваются о специальном порядке погашения обязательств перед кредиторами (например, о предоставлении отступного, об отсрочке или рассрочке платежей и т.п.) (ст. 156 Закона). Особенности банкротства отдельных категорий должников. Упрощенные процедуры банкротства. Закон устанавливает особенности банкротства для градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, для гражданина. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций. При продаже объектов недвижимости, которые используются в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях преимущественное право приобретения указанных объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности (ст. 177 Закона), владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника (п. 2 ст. 179 Закона). При анализе финансового состояния должника, при определении сроков финансового оздоровления или внешнего управления необходимо учитывать сезонность сельскохозяйственного производства, его зависимость от природно-климатических условий. Сроки проведения процедур банкротства должны быть достаточными для реализации произведенной, произведенной и переработанной продукции. Сроки финансового оздоровления и внешнего управления могут быть продлены на год, если спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации связаны со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (ст. 178 Закона). При банкротстве гражданина общие правила о несостоятельности (банкротстве) применяются, если они не противоречат следующему. Заявление о признании гражданина банкротом может быть подано в арбитражный суд гражданином-должником, кредитором (в отношении индивидуальных предпринимателей кредиторы, требования которых связаны с осуществлением предпринимательской деятельности), а также уполномоченным органом. Кредиторы, требования которых связаны с возмещением причиненного вреда жизни и здоровью, с взысканием алиментов с личности кредитора, не могут обратиться с заявлением о признании должника банкротом, но могут предъявить свои требования в процессе применения процедур банкротства (ст. 203 Закона). Сделки гражданина, связанные с отчуждением или передачей иным способом имущества гражданина заинтересованным лицам за год до возбуждения арбитражным судом производства по делу о банкротстве, являются ничтожными (п. 1 ст. 206 Закона). Под заинтересованными лицами по отношению к гражданину понимаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, сестры и братья супруга (п. 2 ст. 19 Закона). С момента принятия арбитражным судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства утрачивает силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности. Индивидуальный предприниматель, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года с момента признания его банкротом (п. 1, 2 ст. 216 Закона). Заявление индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании его банкротом может быть подано в арбитражный суд при наличии согласия в письменной форме всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 218 Закона). Внешним управляющим может быть утверждено лицо, не соответствующее требованиям, предъявляемым Законом к арбитражным управляющим. С согласия внешнего управляющего полномочия внешнего управляющего могут осуществляться главой крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 220 Закона). В конкурсную массу включается только то имущество, которое находится в общей собственности членов хозяйства (ст. 211 Закона). С момента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу (ст. 223 Закона). В некоторых случаях осуществляются упрощенные процедуры банкротства. Например, не проводятся финансовое оздоровление и внешнее управление в отношении ликвидируемого должника - юридического лица (ст. 224, 225 Закона), в отношении отсутствующего должника (если отсутствует гражданин- должник или руководитель юридического лица-должника) (ст. 227-228 Закона).
|
|