|
2.9. Конституционно-правовое положение Алтайского края
Правовое положение Алтайского края. Территория Алтайского края, населенная различными алтайскими племенами, прежде всего телеутами, и зависимая от Джунгарского ханства, поглощенного в кон. XVII в. Китаем, была присоединена к Российскому государству в нач. XVIII в. при Петре I. Длительное время Колывано-Воскресенский (позднее - Алтайский) горный округ входил в состав Сибирской, а затем Томской губернии. Лишь 17 июня 1917 г. по решению Временного правительства была образована Алтайская губерния, а 28 сентября 1937 г. - Алтайский край. Современное нахождение Алтайского края в составе Российской Федерации основывается на Федеративном договоре (Москва, 31 марта 1992 г.). Алтайский край является равноправным субъектом (составной частью) Российской Федерации. Его правовое положение определяется Конституцией РФ и Уставом (Основным Законом) Алтайского края от 5 июня 1995 г. № 3-ЗС (в ред. от 2 сентября 1999 г.)'(с изм.). Административный центр края - город Барнаул. Ряд политических полномочий Алтайский край передал в ведение Российской Федерации, ряд вопросов, например, административное и земельное законодательство, находятся в совместном ведении (ст. 72 Конституции РФ), по остальным предметам Алтайский край обладает всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). В ведении Алтайского края, согласно п. 2 ст. 61 Устава Алтайского края, находятся: 1) принятие Устава (Основного Закона) Алтайского края, законов и иных правовых актов Алтайского края, внесение в них изменений и дополнений, контроль за их соблюдением; 2) установление административно-территориального устройства Алтайского края; 3) установление системы органов государственной власти Алтайского края в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, а также формирование органов государственной власти Алтайского края; 4) законодательное обеспечение организации местного самоуправления на основе общих принципов, установленных федеральным законом; 5) краевая государственная собственность, управление и распоряжение объектами этой собственности; 6) определение политики Алтайского края и принятие краевых программ в сфере государственного, экономического, экологического и социального развития Алтайского края; 7) финансовое, валютное, кредитное регулирование в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации; краевые экономические службы; 8) краевой бюджет, краевые налоги и сборы; 9) краевые энергетические, транспортные, информационные, инженерные и иные системы жизнеобеспечения; 10) международные и внешнеэкономические связи Алтайского края; 11) государственная служба Алтайского края в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации; 12) иные вопросы, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий ее органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и Алтайского края. Органы государственной власти Алтайского края. Помимо федеральных органов государственной власти, расположенных на территории края, например, федеральные суды и налоговые инспекции, как было сказано, существуют собственные органы государственной власти Алтайского края. Их система не должна противоречить требованиям Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»'(с изм.), устанавливающего разделение властей. Законодательную власть края осуществляет Алтайский краевой Совет народных депутатов. Его деятельность регулируется гл. 8 Устава и Законом Алтайского края от 8 мая 2001 г. № 22-ЗС «Об Алтайском краевом Совете народных депутатов». Он состоит из 68 депутатов, избираемых на 4 года (половина по одномандатным округам, другая половина по партийным спискам); не более % из них может работать в Совете на профессиональной основе. Совет принимает законы Алтайского края простым большинством голосов (кроме изменений в Устав). Принятый закон в десятидневный срок направляется для подписания главе администрации края, который в десятидневный срок либо подписывает его и обнародует, либо отклоняет. Он обязан его подписать, если депутаты примут закон повторно 2/3 голосов. Глава администрации вправе распустить Совет в случае принятия последним нормативного акта, противоречащего федеральному законодательству или Уставу, и не устранения противоречий в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда. В соответствии с п. 6 ст. 73 Устава Совет наделяет полномочиями главу администрации края по представлению Президента РФ. Исполнительную власть края осуществляют администрация Алтайского края и иные органы. Администрация Алтайского края является высшим органом исполнительной власти Алтайского края. Ее деятельность регулируется гл. 9 Устава и Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. № 94-ЗС «Об администрации Алтайского края»1. В состав администрации входят глава администрации, его первый заместитель, заместители и руководители важнейших исполнительных органов края. В составе администрации также действует более узкий Совет администрации, являющийся коллегиальным совещательным органом. Глава администрации Алтайского края - это «высшее должностное лицо в системе органов исполнительной власти Алтайского края» (п. 1 ст. 83 Устава); таким образом, алтайский закон не предусматривает должность главы Алтайского края, как во многих субъектах Федерации. Глава администрации, как было сказано, назначается Советом народных депутатов по представлению Президента РФ на 4 года. Он издает нормативные правовые акты в виде постановлений и ненормативные - в виде постановлений и распоряжений. Судебную власть Алтайского края осуществляют мировые судьи как судьи общей юрисдикции. Их деятельность на краевом уровне регулируется ст. 92-1 Устава, Законом Алтайского края от 2 сентября 1999 г. № 39-ЗС «О порядке назначения и деятельности мировых судей в Алтайском крае» и Законом Алтайского края от 6 марта 2000 г. № 13-ЗС «О создании судебных участков и должностей мировых судей в Алтайском крае». Федеральное законодательство разрешает создание в субъектах Федерации также собственных конституционных (уставных) судов, но в Алтайском крае такого суда нет. Все остальные суды на территории края, вплоть до районных, являются федеральными, поэтому ошибочно их перечисление в гл. 10 Устава Алтайского края.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Назовите юридические свойства Конституции РФ. 2. В чем заключаются основы конституционного строя РФ? 3. Дайте понятие и раскройте значение гражданства. 4. Назовите основные экономические права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ. 5. Дайте понятие федерализма и назовите принципы федеративного устройства РФ. 6. Что такое гражданство РФ? 7. Раскройте правовой статус Президента РФ. 8. Что такое право местного самоуправления? 9. Предусмотрена ли Уставом Алтайского края должность главы края?
|
|