|
2.4. Федеративное устройство РФ
Понятие федеративного устройства. Впервые Россия как Федерация была создана в 1918 г., что было закреплено Конституцией 1918 г. До этого Россия существовала как унитарное государство - Российская империя. Формирование Федерации продолжалось до 1922 г., когда был создан СССР. В 1924 г. была принята Конституция СССР, которая предусматривала принятие автономными социалистическими республиками собственных Конституций. В 1925 г. была принята Конституция РСФСР. Во всех Конституциях союзных республик было провозглашено право на самоопределение, но фактически с созданием СССР оно не могло быть реализовано длительное время. В 1990 г. Совет Народных Депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», содержащую положения о выходе РСФСР из состава СССР, что повлекло в 1991 г. распад СССР. В 1992 г. Совет Народных Депутатов РСФСР изменил название РСФСР на РФ - Россия. 12 декабря 1993 г. (сейчас празднуется как День Конституции) всенародным голосованием была принята ныне действующая Конституция РФ, согласно (ст. 5) которой РФ состоит из равноправных субъектов Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономных областей, автономных округов. Каждый субъект Федерации независимо от названия, размера своей территории и количества населения обладает равным количеством прав. Республика (государство) имеет свои Конституцию и законы. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав (основной закон - аналог конституции) и законодательство. Принципы федеративного устройства. Российская Федерация основана на следующих принципах федеративного устройства: 1) государственная целостность; 2) единство системы государственной власти; 3) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов Федерации; 4) равноправия и самоопределения народов РФ. Особенности федеративного устройства. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами Федерации раскрывается через различие в правовом статусе РФ и субъектов Федерации. Поэтому рассмотрим особенности правового статуса РФ и субъектов РФ. Основной особенностью правового статуса РФ является то, что РФ - федеративное государство. Основа правового статуса РФ заключается в полном государственном суверенитете, то есть только РФ обладает всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) на всей территории России, за исключением тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией переданы ее субъектам. РФ имеет свою Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства, взаимоотношения РФ с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими государствами. РФ основана на территориальном единстве. Ст. 74 К РФ гласит: на территории РФ не должно устанавливаться таможенных границ, пошлин, сборов или каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств. РФ обладает высшей властью на своей территории. В РФ единое гражданство. В РФ общая система органов государственной власти. Высшими органами государственной власти РФ являются: Президент - глава государства, Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган, Правительство - исполнительный орган, Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный Суды - органы судебной власти. В РФ единая система права, куда входят федеральные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, ратифицированные РФ также являются составной частью российской правовой системы. Единство системы права РФ заключается также в верховенстве Конституции РФ, которая: - обладает высшей юридической силой на всей территории РФ; - имеет прямое действие; - применяется на всей территории РФ. РФ имеет свою собственность. В собственности РФ находятся наиболее важные из объектов собственности, например: объекты национального богатства страны; объекты, необходимые для функционирования общероссийских органов государственной власти и решения общероссийских задач; объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства. К объектам, составляющим основу национального богатства, относятся: ресурсы континентального шельфа, морских вод, охраняемые природные объекты (заповедники), объекты историко-культурного и природного наследия, художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения. К объектам, необходимым для функционирования органов государственной власти, относятся: государственная казна РФ (республиканский бюджет, средства Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, другие внебюджетные фонды, золотой запас). К объектам оборонного производства относятся: все предприятия, производящие вооружение, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющие и радиоактивные материалы, ракетные носители. Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства: предприятия добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, электроэнергетики, железнодорожный, воздушный, водный транспорт, газификация, федеральные автомобильные дороги, связь, телевизионные и радиоцентры. Статус земли, недр, вод, лесных и других природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и субъектов Федерации. В РФ единая денежная и кредитная система. Денежные единицы выпускает исключительно Центральный Банк РФ (Банк России), единым платежным средством на всей территории РФ является рубль. В РФ единые вооруженные силы. Субъекты РФ не имеют права иметь собственную армию. В РФ единый государственный язык. Вместе с тем народы России имеют равные права на развитие и поддержку своих языков. Исключительная привилегия РФ - право на внешние сношения с иностранными государствами от имени России, установление дипломатических отношений, объявлять войну и заключать мир. Теперь рассмотрим правовой статус субъектов РФ. Согласно ст. 65 Конституции РФ, все субъекты Федерации являются равноправными, независимо от своего наименования: республика, край, город федерального значения или иного. Так как их правовой статус является одинаковым, рассмотрим его на примере республики. Конституция РФ определяет республику как государство в составе Федерации. Республика в составе РФ: - обладает своей территорией; - имеет верховенство власти на своей территории; - имеет свою конституционно-правовую систему. Республика принимает свою Конституцию самостоятельно, что не требует ее утверждения федеральными органами государственной власти. Республика самостоятельно принимает законы. Но Конституция республики и ее законы являются составной частью правовой системы РФ, что означает, что они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае противоречия применяются Конституция РФ и федеральные законы. Кроме того, республика обладает правом законодательной инициативы; - республика самостоятельно определяет свою систему органов власти в соответствии с основными принципами организации представительной, исполнительной и судебной власти в РФ. То есть республика, как и РФ, имеет главу, представительный орган, правительство (орган исполнительной власти), Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. В настоящее время в рамках судебной реформы в республиках создаются Конституционные Суды; - имеет свою собственность: земли, недра, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, исторические и культурные ценности; - республика вправе устанавливать свой государственный язык, который используется на территории республики наряду с общегосударственным языком, которым является русский; - республика имеет право на свою государственную символику; - республики вправе самостоятельно решать вопрос о своем наименовании. Все остальные субъекты Федерации, не являющиеся республиками, имеющие другое наименование (например, край, область), имеют такой же правовой статус, что и республики. На основании ст. 72 Конституции РФ каждый субъект Федерации и РФ заключают между собой договор о разграничении предметов ведения. Этой же статьей предусмотрены предметы совместного ведения, по которым одновременно издаются федеральные законы и законы субъектов Федерации.
|
|