|
Иммиграционная политика и экономическое развитие стран принимающих мигрантов (на примере действия программы «Зеленая карта» в Германии)
Алешковский И.А.
(Кафедра народонаселения Экономического факультета МГУ им М. В. Ломоносова, Москва)
Одной из основных задач иммиграционной политики в странах, принимающих мигрантов, является регулирование миграционных потоков с целью стимулирования их экономического развития. При этом государство стремится всячески поощрять въезд в страну тех категорий работников, потребность в которых испытывает экономика страны в настоящее время. Характерным примером иммиграционной политики, направленной на стимулирование экономического развития страны, является программа «Зеленая карта» (Green Card fur IT-Fachkrafte), осуществлявшаяся в Германии в 2000-2004 годах.
Причиной появлений этой программы стала ситуация, сложившаяся в секторе информационных и телекоммуникационных технологий в Германии в конце 1990-х годов: количество компаний в этом секторе выросло во второй половине 1990-х гг. почти на 30% (в сравнении с 8% ростом для всей экономики Германии в целом), а их оборот увеличился почти на 60% (в сравнении с 17% по экономике в целом). В результате к 1999 году в Германии возникла гигантская потребность в специалистах в области высоких технологий, оцениваемая более чем в 500 тысяч вакансий. В то же время, к примеру, в 2000 году вузы Германии выпустили всего 7900 выпускников в этой сфере и теоретически могли бы удовлетворить этот спрос только через 7-8 лет (с учетом среднего срока обучения по этой специальности и ежегодного количества выпускников) (SOPEMI, 2004; Zahlenkompass, 2004)! В виду особого приоритета сектора информационных и телекоммуникационных технологий для Германии (который, наряду с автомобилестроением и электротехникой, относится к трем крупнейшим отраслям экономики страны) 23 февраля 2000 года на открытие компьютерной ярмарки CeBIT в Ганновере федеральный канцлер Германии Герхард Шрёдер выступил с инициативой выдачи т.н. «зеленых карт», позволяющих иностранным ИТ-специалистам (прежде всего программистам, специалистам в области баз данных и специалистам по системным исследованиям) из стран, не входящих в ЕС, находиться и работать в Германии сроком до пяти лет. Стоит отметить, что эта инициатива была одним из редких случаев, когда в обществе не возникло серьезных разногласий: правительство, работодатели и профсоюзы признавали необходимость такого решения для экономики Германии в среднесрочной перспективе. Программа «Зеленая карта» начала действовать 1 августа 2000 года. Основным условием участия в программе являлось наличие у претендента высшего образования по специальности «Информационные и телекоммуникационные технологии» (университетский или политехнический диплом) или же высокой квалификации в данной области, подтверждением которой выступала договоренность с предполагаемым работодателем о годовой зарплате (до вычета налогов) в размере не менее 51 тысячи евро. Отметим, что знания немецкого языка не является обязательным условием для участия в программе (Migrationbericht der Integrationsbeauftragten, 2004, S. 65). Реализация программы «Зеленая карта» была поручена Федеральному ведомству по вопросам труда (Bundesanstalt fur Arbeit). С целью уменьшения бюрократических формальностей и повышения эффективности программы на веб-сайте последнего была создана электронная биржа труда (с английским и немецким интерфейсом) для специалистов в области компьютерых технологий (“Vermittlungsborse fur IT- Fachkrafte”). На этой online-площадке иностранные специалисты и немецкие предприятия могли вступить в контакт друг с другом. Квота для выдачи разрешений на работу в рамках программы «Зеленая карта» изначально была установлена в размере 10 000 «зеленых карт», однако в июле 2003 г. она была увеличена до 20000. При этом получить «зеленую карту» могли также, не выезжая из Германии, иностранные студенты-выпускники немецких вузов по соответствующей специальности (Migrationsbericht, 2005, S. 63). Заявление на участие в программе могло быть подано в период с 1 августа 2000 года по 31 декабря 2004 года. Благодаря упрощенной административной процедуре заявления рассматривались очень быстро. Так, заявление на выдачу въездной визы рассматривалось в течение недели. Отбор претендентов осуществлялся в соответствии со специально разработанной балльной системой оценки характеристик мигрантов (Денисенко, Хараева, Чудиновских, 2003, С, 135). Период действия визы и разрешения на работу был ограничен сроком действия контракта иностранного работника с немецким предприятием (но не более пяти лет).
В результате действия программы в период с августа по декабрь 2000 г. 4 341 специалист по информационным технологиям получил «зеленую карту», 6 409 специалистов — в 2001 году, 2 623 специалиста — в 2002, 2 285 специалистов — в 2003 г., и 1 128 специалистов — за первую половину 2004 года. Таким образом, почти за четыре года действия программы около 16,8 тысяч иностранных ИТ-специалистов получило разрешения на жительство и работу в Г ермании (Migration und Azyl in Zahlen, 2005, p. 66). Среди ИТ-специалистов, получивших немецкую «зеленую карту» к 31 декабря 2003 года, преобладающее большинство составляют мужчины (свыше 90%) и работники в возрасте до 35 лет (свыше 75%). Большинство трудящихся-мигрантов, получивших «зеленую карту», являются выходцами из Индии (27,7%), вторую по численности группу образуют граждане России, Белоруссии, Украины и стран Балтии (12,3%), за которыми следуют специалисты из Румынии (6,9%), а также Чешской и Словацкой Республик (6,4%). При этом около 16% «зеленых карт» было выдано иностранцам, окончившим немецкие вузы по специальности «Информационные и технологии» (см. таблицу 1).
Таблица 1. Распределение «Зеленых карт», выданных с 1.08.2000 г. по 31.12.2004 г. по гражданству, полу и месту въезда нахождения иностранного ИТ-специалиста
Стоит отметить, что 92,4% выданных «зеленых карт» предназначено для предприятий более развитых «старых» федеральных земель (прежде всего, Гессен (25,2%), Бавария (24,2%), Баден-Вюртемберг (18,9%) и Северный Рейн-Вестфалия(14,4%)), тогда как предприятия «новых» федеральных земель привлекли по этому программе всего 1 164 иностранных ИТ-специалиста. Как показали проведенные исследования, программа «Зеленая карта», в целом, оказала позитивное влияние на развитие немецкой экономики и повышение ее конкурентоспособности. Так, по данным исследования Wimmex AG (середина 2001 г.), каждый обладатель «зеленой карты» создал в среднем 2,5 новых рабочих места в Германии; свыше 82% опрошенных предприятий указали, что программа позволила им повысить их конкурентноспособсность; свыше 36% предприятий увеличили объем своих внутренних инвестиций. Наибольшее значение программа оказала на развитие малых и средних предприятий (по данным портала www.bundesregierung. de). Вместе с тем ухудшение экономической конъюнктуры в Германии в 2000-е годы не обошло стороной и сектор информационных технологий. Так, согласно исследованию М. Верана, около 22% обладателей «зеленой карты» были за время своей работы в Германии, как минимум, один раз безработными (Verana, 2004, S. 45). Программу «Зеленая карта», прекратившую свое действие 31.12.2004 г., заменил вступивший в действие 1 января 2005 г. новый иммиграционный закон (Zuwanderungsgesetz). Выданные «зеленые карты» сохраняют свою силу до окончания срока их действия. Новый закон упрощает процедуру получения вида на жительства в Германии для высококвалифицированных иностранных специалистов и предпринимателей, готовых вложить более 1 млн. евро и создать более 10 новых рабочей мест, усложняя ее в то же время для беженцев и вынужденных переселенцев, этнических немцев и членов семей иммигрантов. В законе оговаривается, что условием предоставление иностранному специалисту разрешения на работу в Германии является потребность экономики в работниках этой профессии, которую невозможность удовлетворить только с помощью немецких граждан или граждан ЕС. При этом в новом законе отсутствуют особые правила для представителей отдельных профессий.
Библиография
1. Денисенко М.Б., Хараева О.А., Чудиновских О.С. (2003) Иммиграционная политика в России и странах Запада. М. 2. Иммиграционная политика западных стран: альтернативы для России (2002) / Под ред. Г. Витковской. М.: Г ендальф. 3. Воробьева О.Д. (2001) Миграционная политика. В серии «Миграция населения. Вып. 6. Приложение к урналу «Миграция в России». М. 4. Migration und Asyl in Zahlen (2003). Bonn: Bundesamt fur Anerkennung auslansicher Fluchtinge. 5. Migration und Asyl in Zahlen (2005). Bonn: Bundesamt fur Migration und Fluchtinge. 6. Migrationbericht der Integrationsbeauftragten (2004). Im Auftrag der Bundesregierung. Berlin und Bonn. 7. Migrationbericht Deutschlands 2004 (2005). Bericht des Sachverstandigenrates fur Zuwanderung und Integration im Auftrag der Bundesregierung. Berlin und Bonn. 8. SOPEMI (2004) Trends in international Migration 2003. Paris: Sopemi, OECD. 9. Verana Mathias Green Card fur auslandische IT-Fachkrafte. Forschungsbericht im Auftrag des Bundesministeriums fur Wirtschaft und Arbeit. Marplan, 2004. 10. Zahlenkompass (2004). Fur die Bundesrepublik Deutschland. Wiesbaden: Statistisches Bundesamt, 2004. 11. www.bafl.de. 12. www.bundesagentur-fuer-arbeit.de. 13. www.bundesregierung.de. 14. www. zuwanderung. de.
|
|