|
Тема 2. Транспортные обязательства
Транспортные обязательства вытекают из необходимости перемещения грузов, а также пассажиров и их багажа в пункты назначения, т. е. целенаправленного перемещения. Они выражены в форме договоров перевозки грузов и багажа видами транспорта (морской, ж/д, автомобильный и т. д.). Источниками правового регулирования транспортных обязательств являются, во-первых, ГК; во-вторых, специализированные акты (в том числе международные), например: Воздушный кодекс (ВТ) от 19.03.1997 г., ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (УЖТ), Кодекс внутреннего водного транспорта» (КВВТ) от 7.03.2001 г., Кодекс торгового мореплавания (КТМ) от 30.04. 1999 г., ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8.11.2007 г. и т.д. 1. Понятие и элементы договора перевозки грузов По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК). Договор является реальным, возмездным и взаимным. Форма данного договора - письменная, оформляется в виде коносамента или транспортной накладной. Коносамент применяется чаще всего в морской перевозке. Он представляет собой ценную бумагу, дающую право на получение груза. Коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать следующие данные: наименование отправите - ля и место его нахождения; наименование порта выгрузки; наименование получателя, если он указан отправителем; наименование грузоотправителя, грузополучателя и порта, данные о перевозчике; наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество, внешнее состояние груза и его упаковки; фрахт в размере, подлежащем уплате получателем, или иное указание на то, что фрахт должен уплачиваться им; время и место составления и подпись (ст. 142, 144 КТМ). Договор перевозки (в том числе грузов) является договором на оказание услуг, поэтому услуги по перевозке и будут являться предметом данного договора. Сторонами договора являются перевозчик (которым может быть лишь лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность) и грузоотправитель (любой субъект гражданского права). На стороне перевозчика может быть как один контрагент, так и несколько (множественность лиц в обязательстве). Статья 788 ГК выделяет прямое и смешанное сообщение. Срок договора не является его существенным условием, так как перевозчик, согласно ст. 792 ГК, обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определённые в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Выделяется также договор фрахтования, когда грузоотправителю предоставляется вместимость или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств (ст. 787 ГК). Такой договор вопреки общему правилу о перевозке является консенсуальным. 2. Содержание договора перевозки грузов Основной обязанностью перевозчика является доставка груза. Перевозчик отвечает за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Погрузка и выгрузка груза может быть обязанностью как отправителя или получателя груза, так и перевозчика. Ещё одной обязанностью перевозчика, согласно ст. 791 ГК, является подача транспортного средства. Причём отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза. Грузополучатель обязан принять груз в установленные сроки, а при их нарушении он или грузоотправитель (в зависимости от вида транспорта) должны оплатить расходы по его хранению. По общим правилам ст. 792 ГК ответственность наступает в порядке, установленном ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. По такому принципу наступает ответственность за неподачу транспортных средств. При этом п. 2 ст. 794 ГК предусматривает случаи, когда ответственность за это не наступает: 1) если это произошло вследствие непреодолимой силы; 2) если ограничены или прекращены перевозки грузов в данном направлении в установленном законом порядке; 3) в иных случаях. За недостачу, утрату и повреждение груза отвечает перевозчик, за исключением случаев, когда он докажет, что эти недостача, утрата или повреждение от него не зависели (ст. 796 ГК). Согласно той же статье, ущерб возмещается в размере стоимости утраченного или повреждённого груза. Перевозчик также обязан возвратить контрагенту (или лицу, в пользу которого заключён договор) провозную плату. Для договоров перевозки грузов в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения ст. 797 ГК предусмотрен обязательный претензионный порядок разрешения конфликта (до обращения в суд перевозчику должна быть предъявлена претензия).
3. Перевозка пассажиров и багажа
В силу ст. 786 ГК по данному договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на его получение лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Договор является консенсуальным, возмездным, взаимным и публичным (в случае перевозки транспортом общего пользования). Форма договора - письменная, в виде проездного билета, а на багаж - в виде багажной квитанции. Основной обязанностью пассажира является оплата проезда. При неисполнении данной обязанности пассажир обязан уплатить установленный соответствующими законами (в зависимости от вида транспорта) штраф, а также цену проездного билета. Пассажиры также обязаны соблюдать установленные правила перевозок. Пассажир имеет право занять место в соответствии с билетом. Различными транспортными законами и кодексами предусматриваются дополнительные права пассажиров. Если транспортная организация не может предоставить пассажиру место в соответствии с билетом, она с согласия пассажира обязана предоставить иное место, в том числе и более высокой категории, без дополнительной платы, а если предоставляется место более низкой категории, то пассажир вправе требовать возмещения ему разницы в цене билета (ст. 84 УЖТ). Согласно ст. 83 УЖТ, пассажир имеет право при проезде в поездах дальнего следования: провозить с собой бесплатно одного ребенка (также ст. 786 ГК) в возрасте не старше пяти лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от пяти до десяти лет с оплатой в соответствии с тарифом; занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в установленном порядке; получать от перевозчика полную или часть стоимости проезда за непроследованное расстояние в случае отмены отправления поезда либо задержки отправления поезда.
4. Буксировка
КТМ, КВВТ предусматривают такое обязательство, как буксировка. В обязательствах морской перевозки под договором буксировки понимают договор, по которому владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определённое расстояние (морская буксировка) либо для выполнения манёвров на акватории порта, в том числе для ввода судна или иного плавучего объекта в порт либо вывода их из порта (портовая буксировка) (ст. 225 КТМ). На внутреннем водном транспорте под буксировкой понимают обязательство буксировщика своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а отправитель обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить её (ст. 88 КВВТ). Договор буксировки является консенсуальным, возмездным и взаимным. Форма договора - письменная. Согласно ст. 228 КТМ, каждая из сторон договора обязана заблаговременно привести своё судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки. Буксировка должна осуществляться с мастерством, как того требуют обстоятельства, без перерыва и задержек, за исключением необходимых, и в соответствии с хорошей морской практикой (п. 2 ст. 228 КТМ). Ответственность за ущерб, причинённый при буксировке буксируемому судну или иному плавучему объекту либо находящимся на них людям или имуществу, несёт владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинён не по его вине (п. 1 ст. 229 КТМ).
5. Транспортная экспедиция
По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счёт другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определённых договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК). Договором могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза определённым транспортом или по определённому маршруту, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Гражданский кодекс, в ст. 801 в частности, называет ряд дополнительных услуг, оказываемых экспедитором. Например: получение требующихся для экспорта или импорта документов; проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения и т. п. Договор является взаимным, возмездным, может быть как реальным, так и консенсуальным. Стороны договора - клиент и экспедитор (лицо, занимающееся предпринимательством). Предмет - единственное существенное условие договора. Определяется предмет как услуги, связанные с транспортировкой груза. Форма договора - простая письменная, при этом клиент должен выдать экспедитору доверенность, если это необходимо для исполнения им своих обязанностей.
|
|