Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Составление предварительного списка присяжных заседателей

  Общие и запасные списки присяжных заседателей в соответствии со ст. 81 и 82 Закона "О судоустройстве РСФСР" в редакции закона Российской Федерации от 16.07.1993 составляются краевыми, областными, районными, городскими администрациями ежегодно, с включением в них необходимого для нормальной работы того или иного суда число граждан, постоянно проживающих в районах и городах края, области.
  В соответствии ст. 326 УПК РФ представление о количестве присяжных заседателей, необходимых для нормальной работы суда, вносит председатель соответствующего суда заблаговременно главе краевой или областной администрации.
  В понятие "нормальной" работы судьи в данном случае входит достаточное количество присяжных заседателей для рассмотрения уголовных дел, поступающих ежегодно в суд, с учетом порядка отбора присяжных заседателей, определяемого ст. 326 УПК РФ.
  В соответствии с ч. 4 ст. 325 в судебное заседание вызывается не менее 20 присяжных заседателей. Конкретное количество присяжных заседателей определяется судьей в зависимости от многих обстоятельств: степени информированности населения об обстоятельствах дела, особенностей географии региона и его транспортных коммуникаций, занятости населения сезонными работами и др. При этом обязательно должно учитываться требование ч. 3 ст. 326 УПК РФ, согласно которой одно и то же лицо не может участвовать в течение года в судебных заседаниях в качестве присяжного заседателя более одного раза. Это же требование содержится и в ч. 3 ст. 85 Закона "О судоустройстве РСФСР". Нарушение этого требования Закона является одним из оснований отмены приговора.
  Так, кассационная палата Верховного Суда РФ отменила приговор суда присяжных и направила дело на новое судебное рассмотрение в связи с тем, что по делу было установлено, что присяжный заседатель с 12 по 20 марта исполняла обязанности по рассмотрению уголовного дела, после этого, менее месяца спустя, минуя процесс случайной выборки, вновь была вызвана для осуществления правосудия и участвовала в составе коллегии присяжных заседателей в рассмотрении дела.
  Судебная практика суда с участием коллегии присяжных заседателей показала, что отбор присяжных заседателей с учетом сложности этого процесса, должен осуществляться специально выделенным опытным работником аппарата суда, именуемым в ст. 326 УПК РФ помощником судьи.
  Секретарю судебного заседания, главной обязанностью которого является изготовление протокола судебного заседания по каждому конкретному делу и который не имеет достаточного времени, весьма сложно одновременно заниматься отбором и составлением предварительного списка кандидатов в присяжные заседатели.
  Методика случайной выборки заключается в следующем. Например, в общем и годовом списке присяжных заседателей суда значатся 3000 человек. Распоряжением председательствующего судьи определено вызвать 30 присяжных заседателей, из которых необходимо отобрать комплектных и запасных заседателей для рассмотрения дела. Следовательно, каждый сотый присяжный может быть внесен в список вызываемых.
  Из ста номеров путем случайной выборки выбирается один. Этот номер и явится началом отсчета. Это так называемый примерный простейший способ случайной выборки. При наличии компьютерной техники случайную выборку легко осуществить путем создания специальной программы.
  Обстоятельства, препятствующие участию лица в уголовном деле в качестве присяжного заседателя, изложены в ст. 80 Закона РФ от 16.07.1993 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".
  Согласно этому Закону в списки присяжных заседателей не включаются лица:
  1) не внесенные на предшествовавших составлению списков присяжных заседателей выборах или всенародном голосовании (референдуме) в списки избирателей или граждан, имеющих право участвовать в референдуме;
  2) не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет;
  3) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
  4) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности.
  Какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей, в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.
  Из списков присяжных заседателей исключаются по их письменному заявлению:
  1) лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство в данной местности;
  2) немые, глухие, слепые и другие лица, являющиеся инвалидами;
  3) лица, не способные, в силу своих физических или психических недостатков, подтвержденных медицинскими документами, успешно исполнять обязанности присяжных заседателей;
  4) престарелые (достигшие возраста 70 лет);
  5) руководители и заместители руководителей органов представительной и исполнительной власти;
  6) военнослужащие;
  7) судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, нотариусы, а также лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел и государственной безопасности;
  8) священнослужители.
  По завершении отбора кандидатов в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовного дела секретарь суда или помощник судьи составляет предварительный список присяжных в том порядке (под номерами), в котором проходила случайная выборка. Последнее обстоятельство является реализацией демократического формирования коллегии присяжных заседателей.
  Извещения о вызове лиц, включенных в предварительный список, должны быть вручены не менее чем за 7 суток до начала судебного заседания. Таким образом, при направлении таких извещений должно быть учтено время "почтового пробега".


 
© www.txtb.ru