Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1. Налоговое воздействие государства на предпринимательскую деятельность: общая характеристика

  Налог представляет собой изъятие в пользу государства или муниципальных образований части имущества налогоплательщика, что свидетельствует о властно-имущественном характере налоговых отношений. Налогообложение представляет собой проявление фискального суверенитета государства, и для предпринимателя-налогоплательщика важным является выявление пределов действия этого суверенитета.
  В ст. 3 НК РФ закреплены важнейшие принципы налогообложения, отражающие стремление законодателя установить определенный баланс частных (налогоплательщика) и публичных интересов (государства): законность установления налогов и сборов; всеобщность и равенство налогообложения; определенность налогообложения по всем его элементам; толкование неустранимых сомнений, противоречий и неясностей налогового законодательства в пользу налогоплательщика.
  Законность установления налогов предполагает определенность в вопросе, какие именно налоги подлежат уплате на территории РФ.
  Виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, устанавливаются исключительно НК РФ (ст. 1 НК РФ) и разделяются на три вида: федеральные, региональные и местные. В основе деления лежит структура бюджетной системы РФ (ст. 10 БК РФ).
  К числу федеральных налогов и сборов относятся (ст. 13 НК РФ): налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, единый социальный налог. При осуществлении отдельных видов деятельности предприниматели уплачивают также: налог на доходы от капитала, таможенную пошлину и таможенные сборы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной, водный, экологический налоги, федеральные лицензионные сборы.
  Региональными налогами и сборами являются (ст. 14 НК РФ): налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог на игорный бизнес, дорожный налог, транспортный налог, региональные лицензионные сборы.
  Местными налогами и сборами являются (ст. 15 НК РФ): земельный налог. налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, местные лицензионные сборы.
  Весьма важным является исчерпывающий характер перечня налогов и сборов, взимаемых в РФ, т.е. могут взиматься только такие налоги и сборы, которые предусмотрены НК. НК РФ содержит запрет возложения на кого-либо обязанности уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, но не предусмотренные либо не установленные НК (п. 5 ст. 3). Налог обладает признаками обязательности, индивидуальной безвозмездности и представляет собой изъятие имущества налогоплательщика, сбор, также обязателен и признается условием совершения в отношении плательщика юридически значимых действий со стороны государственных (муниципальных) органов и должностных лиц (ст. 8 НК).
  Государственными органами, призванными осуществлять налоговый контроль, являются органы Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ (государственные налоговые инспекции по субъектам РФ, городские, районные, районные в городе и межрайонные налоговые инспекции), структура и полномочия которых определяются НК РФ и Федеральным законом “О налоговых органах в Российской Федерации”. В случаях, предусмотренных НК, полномочиями налоговых органов обладают также таможенные органы (ст. 30).
  В ходе осуществления налогового контроля налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Важными гарантиями, обеспечивающими права налогоплательщиков при этом, являются правила о том, что налоговые проверки в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов проводятся по единым правилам; глубина налоговой проверки не может превышать 3 календарных лет, предшествующих году ее проведения; запрещается проведение повторных налоговых проверок.
  Повторными являются проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период. Выездные налоговые проверки допускаются не чаще одного раза в календарный год (ст. 89 НК). Камеральные проверки — не чаще одного раза в 3 года. В исключение из этих правил допускаются повторные налоговые проверки в случаях реорганизации или ликвидации организаций-налогоплательщиков, а также по решению вышестоящего налогового органа в порядке контроля деятельности налоговых инспекций, осуществляющих первичные налоговые проверки.
  Камеральная налоговая проверка заключается в анализе документов, представленных налогоплательщиком, - налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и др. Целью проверки является выявление отклонений от выполнения требований налогового законодательства в части своевременности и полноты уплаты налогов и сборов. Срок проверки — 3 месяца со дня представления налоговой декларации. Если налоговым органом выявлена недоимка, проверка завершается составлением требования об уплате налога и пени.
  Выездная налоговая проверка представляет собой комплекс контрольных мероприятий, который кроме анализа документов включает в себя такие действия, как осмотр помещений налогоплательщика; инвентаризацию его имущества; истребование и выемку документов и предметов; экспертизу. Срок проведения выездной налоговой проверки ограничивается 2 месяцами (ст. 89 НК). Однако он может быть продлен вышестоящим налоговым органом до 3 месяцев. По результатам выездной проверки при выявлении налоговых нарушений могут быть составлены: протокол об административном правонарушении; акт выездной налоговой проверки, который является основой производства по привлечению к налоговой ответственности (налогового производства); решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.


 
© www.txtb.ru