|
1. Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика
Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон об аудите), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности. Отношения, возникающие в ходе осуществление аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности. Среди них можно назвать: — постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»; — постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 “О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации”; — постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, которым утверждены Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Особенности правового положения аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов, определяются Федеральным законом “ О сельскохозяйственной кооперации”. Согласно ст. 1 Закона об аудите под аудиторской деятельностью (аудитом) понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ПБОЮЛ). Такие организации и ПБОЮЛ именуются в законе как аудируемые лица. Помимо непосредственно аудита лицам, осуществляющим данный вид деятельности, запрещено заниматься другими видами предпринимательства, кроме оказания сопутствующих аудиту услуг перечень которых определяет Закон об аудите: 1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование; 2) налоговое консультирование; 3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование; 4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций; 5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам; 6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий; 7) оценку стоимости имущества, оценку предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков; 8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; 9) проведение маркетинговых исследований; 10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях; 11) обучение в установленном законодательством РФ порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; 12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью. Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В статье 9 Закона об аудите определены единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются: — на федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности; — внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Они не могут противоречить федеральным стандартам. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработанные с учетом международных стандартов аудита, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, в котором определены шесть федеральных правил (стандартов): — правило (стандарт) № 1 - “Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности”; — правило (стандарт) № 2 - “Документирование аудита”; — правило (стандарт) № 3 - “ Планирование аудита”; — правило (стандарт) № 4 - “Существенность в аудите”; — правило (стандарт) № 5 - “Аудиторские доказательства”; — правило (стандарт) № 6 - “Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности”. Таким образом, в соответствии с Законом об аудите, в качестве аудиторов могут выступать: а) штатный сотрудник аудиторской организации; б) лицо, привлекаемое аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора; в) предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
|
|