Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



Глава 3. Переписи и другие виды статистического учета населения

   Потребность в учете населения появилась еще в глубокой древности. Сохранились сведения о таких учетах в Древнем Египте, Двуречье, Китае, Индии, Японии, Древней Греции, Древнем Риме. Необходимость учета вызывалась в те далекие времена в первую очередь военными и фискальными нуждами.
  Наиболее совершенными в древности были учеты населения, проводившиеся в Древнем Риме. Там с 435 г. до н.э. по I в. н.э. регулярно проводились так называемые цензы, во время которых каждый римский гражданин под присягой сообщал цензорам (переписчикам) свое имя и возраст, имена и возраст членов своей семьи, а также сведения о своем имуществе.
  В средние века учет населения имел случайный, эпизодический характер и в большинстве случаев проводился после войн, эпидемий, голода и других социальных потрясений. Самым распространенным видом учета были описания хозяйств. Единицей учета обычно выступал дом, домашний очаг. Самым полным учетом населения в средневековье, сведения о котором дошли до нас, является землеописание 34 графств Англии, осуществленное в 1086 г. по приказу Вильгельма Завоевателя и вошедшее в историю под названием "Книга Страшного суда".
  Проводились в средневековье учеты населения и в отдельных городах, например, в Нюрнберге в 1449 г. и в Страсбурге в 1473 г. В 1567 г. учет населения был произведен в швейцарском кантоне Цюрих.
  С середины ХУШ в. в связи с возросшим интересом к изучению населения его учет в развитых странах стал более или менее регулярным. Однако все тогдашние учеты длились по нескольку лет и не охватывали всего населения. Поэтому их нельзя назвать переписями в современном значении этого слова.
  На Руси учитывать население стали с IX в. (имеются данные о проведенных в IX в. учетах в Киевской Руси и в Земле Новгородской). Поскольку эти учеты населения преследовали лишь фискальные цели, они охватывали только податное и в основном мужское население. Позднее, в период татаро-монгольского ига, по требованию татарских ханов в целях определения размеров дани был произведен учет населения некоторых русских княжеств. Такие учеты были осуществлены в 1245, 1257, 1259 и 1273 гг.
  Поскольку на ранних этапах русской истории главной целью учета населения был сбор налогов, то формы этих учетов зависели прежде всего от характера существовавшей в тот или иной период системы обложения.
  Так, в XIV в. единицей налогового обложения был земельный участок, производительно использовавшийся в хозяйстве, и учет населения носил поземельный характер.
  В XVII в. с развитием ремесел и торговли единицей налогообложения вместо земельного участка стал двор (т.е. хозяйство), и "переписи" превратились из поземельных в подворные. Они учитывали главным образом тягловое (платившее налоги) население. Общегосударственные "подворные переписи" были проведены в 1646, 1678-1679, 1710 и 1715-1716 гг. Все они имели тот недостаток, что учитывали только тягловые дворы и только мужское население. Кроме того, получаемые в результате них данные были неточными, потому что недоучитывали часть населения как по причине несовершенной организации, так и из- за умышленного искажения подаваемых сведений, поскольку от результатов исчисления зависели размеры налогов; нередки были и ошибки писцов.
  В начале XVШ в. налоговая система претерпела новые изменения. Вводилось подушное обложение, единицей которого стала мужская душа. В соответствии с новой системой налогообложения была принята и новая форма учета населения - так называемые ревизии ("подушные переписи"). Всего в России было проведено 10 ревизий. Указ о проведении Первой ревизии издал Петр I 26 ноября 1718 г. Сама же «перепись» началась после опубликования указа Сената от 22 января 1719 г. и продолжалась до 1727 г. В ходе проведения этой ревизии были переписаны не только русские, но и большинство других народов. И все же ряд народов (башкиры, часть татар и др.) не был учтен. Кроме того, первоначально ревизия не распространялась на Прибалтику, Малороссию, Слободскую Украину, а также на украинцев, живших в русских губерниях. Правда, позже на всех этих территориях были проведены местные ревизии населения или осуществлены другие формы учета населения (например, в Малороссии - «переписи», учитывавшие численность дворов и служащего казачества).
  Вторая ревизия была произведена после опубликования указа от 16 декабря 1743 г. Она, как и Первая ревизия, вновь не коснулась ряда народов (башкир, части татар, сибирских племен, лопарей). Не проводилась Вторая ревизия и на территории Малороссии. Тем не менее Вторая ревизия охватила некоторые категории населения, которые не были охвачены Первой ревизией. В частности, были учтены жители Ингерманландии (населенная финнами часть нынешней Ленинградской области), украинцы на русских землях и в Слободских полках, а также и иностранцы, принявшие православие. Большим достижением было издание 22 марта 1746 г. специального сенатского указа, в котором предусматривалось, что отдельно должна регистрироваться этническая принадлежность учитываемого ревизией населения. К сожалению, при этом разрешалось при учете крещеных инородцев не указывать их этническую принадлежность.
  В отличие от Первой ревизии Вторая ревизия была проведена в более сжатые сроки и закончена в 1747 г.
  Третья ревизия началась в 1762 г. и в основном завершилась к середине 1764 г. Однако она недоучла значительную часть населения, и позже, уже в ходе следующей, Четвертой, ревизии было обнаружено большое число недоучтенных Третьей ревизией приписных душ. К началу Третьей ревизии был окончательно установлен список категорий населения, подлежащих ревизскому учету, и разработана форма документов, составляемых во время ревизий. В них обращалось внимание, в частности, на религиозную и этническую принадлежность переписываемых. Однако этническая принадлежность регистрировалась лишь у "некрещеных иноверцев", крещеные же опять не подразделялись по своей национальности. Такой подход весьма затрудняет выявление истинного этнического состава населения, тем более, что ко времени проведения Третьей ревизии многие российские народы (часть мордвы, чувашей, марийцев, удмуртов) были уже в значительной мере крещены. Правда, в ряде поуездных "перечневых ведомостей" (например, в Поволжье) выделялась категория "новокрещеных", для которых национальность указывалась.
  В 1781-1783 гг. проходила Четвертая ревизия. В отличие от всех предыдущих она распространилась на всю территорию России, охватив и те окраинные районы, где до этого проводились лишь свои местные исчисления.
  Во время этой ревизии достаточно большое внимание было уделено учету этнической принадлежности населения. Четвертая ревизия выгодно отличалась от предшествующих ревизий тем, что она указывала этническую принадлежность не только "некрещеных иноверцев", но и "новокрещеных", т.е. принявших православие в 30-50-х годах XVIII в. К сожалению, и эта ревизия, как и все предыдущие, не выделяла давно принявшие христианство этнические общности: белорусов, поляков (кроме живших в Риге), латышей, эстонцев, ижорцев, карел, финнов, коми, коми-пермяков и др.
  23 июня 1794 г. был издан именной указ о проведении следующей, Пятой, ревизии, которая должна быть завершена к началу 1796 г. Формуляры документов остались такими же, как и во время Четвертой ревизии. Однако в материалах Пятой ревизии, к сожалению, нет таких подробных, как в Четвертой, сведений об этническом составе населения России.
  В последующих ревизиях - Шестой, Седьмой, Восьмой, Девятой и Десятой (они начали проводиться соответственно в 1811, 1815, 1833, 1850, 1857 гг.) - данные об этническом составе населения постепенно сходят на нет. Уменьшение интереса к национальной принадлежности населения, по-видимому, обусловливалось тем, что наиболее значительные инородческие группы несколько сблизились в хозяйственном отношении с основной массой русского населения, а также с тем, что сильно сократилось "некрещеное население", к этнической принадлежности которого предыдущие ревизии проявляли наибольший интерес.
  На протяжении почти полутора столетий ревизии фактически являлись единственной достаточно широкой формой учета населения страны (лишь в некоторых районах помимо них проводились местные исчисления). Однако этот вид учета имел целый ряд существенных недостатков. Так, ревизии не охватывали полностью все население, большинство из них не покрывало всей территории страны, а главное, они были растянуты во времени (хотя сроки их проведения постепенно уменьшались). Все это вместе взятое сильно искажало сведения о численности и составе населения, и ревизии, конечно, нельзя считать переписями населения в современном понимании.
  Первая настоящая перепись населения была проведена в 1790 г. в США в соответствии с принятым в 1787 г. решением конгресса. Тогда же было предусмотрено, что переписи должны проводиться в стране через каждые 10 лет.
  В первой американской переписи определялось лишь сравнительно небольшое число демографических характеристик: учитывались численность свободных белых мужчин с подразделением их на две возрастные группы (до 16 и старше 16 лет), численность свободных женщин, а также численность свободного цветного населения и рабов. Объектом исчисления в этой переписи, в отличие от большинства других ранних переписей, было постоянное население, т.е. все люди переписывались там, где они обычно жили, лица же, не имевшие постоянного места жительства, фиксировались в том месте, где они находились в первый понедельник августа 1790 г.
  Являясь первым опытом подлинно научного переписного учета, первая американская перепись населения имела некоторые дефекты. Так, из-за недостаточно тщательной организации переписи были неточно определены границы ряда счетных участков, что приводило к ошибкам при подведении итогов переписи. Угроза нападения со стороны индейцев помешала счетчикам своевременно попасть в некоторые регионы страны. Тем не менее, несмотря на все эти недостатки, первая перепись населения США была крупным достижением в деле учета населения.
  В 1800 г. перепись была проведена и в одной из европейских стран - Швеции (вместе с принадлежавшей ей тогда Финляндией), а затем переписи стала проводиться и в ряде других стран (табл. 1). В XIX в. начали проводить переписи населения и в большинстве стран Латинской Америки и Вест-Индии (табл. 2). В 1851 г. было впервые переписано население Канады и Новой Зеландии, а в 1881 г. - население английских колоний Австралии. Страны Азии и Африки в XIX в. были слабо охвачены переписным учетом. В прошлом веке переписи были проведены лишь на Цейлоне, в Индии, Японии, Нигерии, Египте и некоторых других странах. В большинстве же азиатских и африканских стран переписи населения впервые прошли уже в нашем столетии (табл. 3, 4). В XX в. впервые были проведены переписи и в некоторых странах Америки (в Сальвадоре, Никарагуа, Панаме и др.), Океании (в Вануату, на Соломоновых Островах, в Папуа - Новой Гвинее и др.) (табл. 5), а из европейских стран - в получивших независимость Польше2 и Албании, а также в двух государствах-карликах: Ватикане и Андорре.
  В истории переписей населения обычно выделяют три этапа.
  Первый, начальный, этап длился с 1790 г. до середины XIX в. В то время закладывались основы организации переписей, и их программы были весьма ограниченными, включая очень небольшое число вопросов. Регулярность проведения переписей в разных странах заметно различалась.
  Второй этап в истории проведения переписей охватывает примерно столетие: с середины XIX до середины XX в. Важным рубежом, ознаменовавшим собой наступление нового этапа в переписном учете, явилась перепись населения Бельгии 1846 г., которая прошла под руководством бельгийского ученого А. Кетле. Это была первая однодневная перепись (т.е. приуроченная к определенному моменту). Кроме того, бельгийская перепись 1846 г. учла наличное население в самом строгом смысле слова. При проведении этой переписи впервые использовались специальные бланки и инструкции к ним.
  Вскоре и в других западноевропейских государствах начинают проводить однодневные переписи. В некоторых наиболее развитых в экономическом и культурном отношениях странах Европы вводится принцип самосчисления (саморегистрации). По сравнению с первым этапом на втором - существенно расширяются программы переписей,

Таблица 1. Годы проведения первой переписи населения в странах Европы

Таблица 1. Годы проведения первой переписи населения в странах Европы

конкретизируется содержание учитываемых признаков (особенно это относится к возрасту). В программах появляются вопросы, призванные определить уровень образования населения, миграционную активность, вводятся также блоки вопросов о социально-экономических характеристиках (занятие, место работы, положение в занятии, безработица). Если в начальный период проведения переписей учитывалось в большинстве случаев наличное население, то затем намечается переход к учету постоянного населения или к одновременному учету

Таблица 2. Годы проведения первой переписи населения в странах Америки

Таблица 2. Годы проведения первой переписи населения в странах Америки

обеих этих категорий населения. В случае учета как постоянного, так и наличного населения основная часть материалов обычно разрабатывалась только по постоянному населению. География проведения переписей на втором этапе существенно расширилась. Следует также отметить, что во второй половине XIX в. большую роль в организации переписей населения стали играть международные статистические конгрессы, инициатором которых был А. Кетле. На конгрессах вырабатывались важнейшие правила проведения переписей, формулировались основные принципы переписи населения, решался вопрос о периодичности переписей (рекомендовалось проводить их через 5 или 10 лет), определялись категории учитываемого населения, наконец, делались попытки унифицировать программы переписей с целью получения сопоставимых данных. В частности, на одном из таких конгрессов была предложена система признаков, 15 из которых рассматривались как обязательные и 8 - как факультативные. Международные статистические конгрессы проводились сравнительно недолго - с 1853 по 1876 г. (всего состоялось 9 сессий). Впоследствии вопросами, связанными с проведением переписей населения, стал заниматься Международный статистический институт.

Таблица 3. Годы проведения первой переписи населения в странах Азии

Таблица 3. Годы проведения первой переписи населения в странах Азии

  Третий, современный, этап в истории переписей населения начался с середины XX в. Его характерной чертой явилось распространение переписей населения практически на весь мир. Именно в этот период они впервые прошли во многих странах Азии и Африки, и к концу 1980-х годов почти все население земного шара было охвачено переписями (исключение составляет арабская страна Оман).
  В России первая всеобщая перепись населения была проведена в 1897 г. Ей предшествовали местные переписи, которые начали проводиться еще в 60-е годы XIX в. Местные переписи состоялись в столичных городах (Санкт-Петербурге и Москве), крупных губернских и некоторых уездных городах. Полностью до всеобщей переписи было переписано только население Лифляндской (1881 г.), Курляндской (1867, 1881 гг.) и Эстляндской (1881 г.) губерний. В некоторых

Таблица 4. Годы проведения первой переписи населения в странах Африки

Таблица 4. Годы проведения первой переписи населения в странах Африки

губерниях переписывалось только городское население. Всего с 1862 по 1917 г. на территории Российской Империи было организовано приблизительно 200 местных переписей. Большую помощь в проведении местных переписей населения оказывали представители российской общественности. Так, в 1882 г. во время переписи населения Москвы рядовым счетчиком работал Л.Н. Толстой. По своим впечатлениям он

Таблица 5. Годы проведения первой переписи населения в Австралии и странах Океании

Таблица 5. Годы проведения первой переписи населения в Австралии и странах Океании

написал статьи "О переписи в Москве" (1882 г.), "Так что же нам делать?" (1906 г.).
  Достаточно часто местные переписи проводились только в Москве и Санкт-Петербурге, в других городах — лишь от случая к случаю. Почти все местные переписи были приуроченными к определенному моменту, осуществлялись в сжатые сроки, а некоторые — даже в течение одного дня.
  Учет сельского населения в Российской Империи велся земскими статистиками.
  Первая всеобщая перепись населения Российской Империи проводилась по состоянию на 9 февраля (28 января по старому стилю) 1897 г. Она была организована под руководством известного русского географа и статистика П.П. Семенова-Тян-Шанского. Перепись учитывала три категории населения: наличное, постоянное, приписное (юридическое). Однако результаты разрабатывались в основном по наличному населению. Перепись строго приурочивалась к определенному моменту. Переписная программа была весьма подробной.
  Позже переписи населения в нашей стране состоялись в 1920 , 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг. Переписи 1920 и 1926 гг. учитывали наличное, а в городах - наличное и постоянное население, перепись 1937 г. - только наличное. Начиная с переписи 1939 г. стало учитываться как постоянное, так и наличное население (с последующей разработкой материалов в основном по постоянному населению). Из проведенных в СССР переписей в достаточно подробном виде были опубликованы лишь данные переписи 1926 г. Что же касается переписи населения 1937 г., то ее результаты оказались настолько ошеломляющими и красноречиво отражающими в демографическом плане проводившиеся в стране репрессии (они выявили огромные потери населения, сильное увеличение доли жителей в "ссыльных" северных и восточных районах), что эта перепись была забракована, а ее результаты объявлены дефектными. Поэтому в 1939 г. была проведена следующая перепись, материалы которой попытались "подшлифовать". Однако и ее результаты были опубликованы лишь в самом кратком виде. По официальной версии, подробные итоги этой переписи не были изданы из-за начавшейся войны, однако и в послевоенный период этого не было сделано.

* * *

  По мере того как в разных странах накапливался опыт проведения переписей, учеными стали вырабатываться основные требования, которым должны отвечать переписи населения. Как уже отмечалось, немалую роль в этом сыграли международные статистические конгрессы. Сведенные воедино и окончательно принятые на Петербургском конгрессе в 1872 г. правила проведения переписи населения почти не изменились и поныне. В последние десятилетия большая работа в целях выработки рекомендаций по организации переписей населения ведется в ООН. Из предъявляемых к переписям населения требований основными являются следующие:
  1) Централизованность переписи, означающая, что перепись должна проводиться под руководством правительства страны при участии местных органов власти. Во многих государствах существует специальное законодательство о переписи населения и даже имеются особые статьи в конституциях. В большинстве стран есть специальная государственная статистическая организация, ответственная за проведение переписей населения. В нашей стране проведением переписей наряду с другими вопросами занимается Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). В тех же странах (например, в США, Великобритании, Франции), где единого государственного статистического учреждения нет и сбор статистической информации децентрализован, существуют определенные структуры, отвечающие за проведение переписи населения. В США этим занимается Бюро переписи Министерства торговли, в Великобритании - Бюро переписей населения и обследований Управления генерального регистратора, во Франции - входящий в состав Министерства финансов и экономики Национальный институт статистики и экономических исследований (в нем имеется Управление общей статистики с отделом демографии и переписей).
  2) Охват определенной территории, границы которой должны быть строго оговорены правительственным постановлением или решением статистических органов. Как правило, перепись населения проводится в границах государства.
  3) Всеобщность, под которой подразумевается охват переписью всех лиц с недопущением, с одной стороны, каких-либо пропусков и, с другой — двойного счета. Чтобы максимально снизить возможность ошибок (они, к сожалению, почти неизбежны), перед проведением переписи обычно производится предварительный обход жилищ, а после — контрольный опрос населения.
  4) Одномоментность, что означает приуроченность получаемых сведений к так называемому критическому моменту, например, к 12 часам ночи какого-либо определенного дня. Так, в СССР при проведении последней переписи населения критическим моментом была избрана полночь на 12 января 1989 г.
  Даты переписей в разных странах сильно различаются. Выбор времени проведения переписи обычно падает на сезон, в который население наименее подвижно. Стремятся также к тому, чтобы условия для работы счетчиков были достаточно благоприятными. В большинстве стран для проведения переписей выбирают зимнее время. Вместе с тем учитывается, что проведение переписи зимой может сказаться на распределении населения по отраслям труда, в связи с чем устанавливаются специальные правила для записи некоторых сезонных занятии (водников, трактористов и др.). Очень важно правильно выбрать не только сезон, но и месяц и даже день, когда население наименее подвижно. В России месяцем наименьшей подвижности считается январь. Однако из этого месяца исключают первую декаду (школьные каникулы) и последнюю неделю (студенческие каникулы), так как миграции в это время усиливаются. Что касается выбора дня переписи, то не следует назначать критический момент на субботы, воскресенья и понедельники (в эти дни население более подвижно), а в странах, где много мусульман, - также пятницы (считающиеся у них праздничными днями).
  Установление определенного критического момента переписи, конечно, не означает, что счетчики должны опрашивать людей именно в этот момент, что, впрочем, и невозможно, так как каждый счетчик приходится на большое число человек. Тем не менее продолжительность переписи должна быть, по возможности, сокращена: ее надо успеть провести, пока люди не забыли, что было в критический момент. Наиболее удобен первый день переписи. В некоторых странах вообще стремятся проводить перепись за один день. Например, в Турции, где перепись населения проводят в течение одного воскресного дня, жителям запрещается покидать дома до посещения их счетчиками. Подобным образом совершаются переписи и в некоторых других странах (в Ливии, Ираке и др.). Однако принцип проведения переписи за один день все же не нашел широкого распространения: он требует очень большого числа счетчиков и поэтому легко осуществим лишь в сравнительно небольших странах. Кроме того, он противоречит правилу, что перепись не должна нарушать нормального течения жизни.
  В целях сокращения сроков проведения переписи переписные листы иногда заполняют заранее, а затем приводят, если это необходимо, в соответствие на критический момент. В большинстве же стран мира переписные листы заполняются уже после критического момента. При наличии достаточного числа квалифицированных счетчиков и в этом случае удается провести перепись в довольно сжатые сроки. Чаще всего продолжительность переписей колеблется в разных странах от одной-двух недель до месяца. Причем в сельской местности из-за меньшей плотности населения на перепись затрачивается обычно больше времени, чем в городах. В развивающихся странах в большинстве случаев перепись проводится дольше, чем в странах развитых. Это связано с дисперсностью расселения, плохими дорожно-транспортными условиями, низкой квалификацией счетчиков, слабой подготовленностью населения и невысоким уровнем организации переписи.
  5) Наличие установленной программы переписи и ее единство. Данное требование связано с тем, что перепись населения призвана получить сведения не только о численности населения, но и о его составе. Совершенно очевидно, что о всех людях должны быть собраны сведения по одним и тем же признакам и по одинаковой методике. Этому требованию не противоречит то, что нередко вместе со сплошной переписью проводится выборочная, заключающаяся в том, что группа вопросов задается не всем, а определенной части населения, например, каждому четвертому (так называемая 25-процентная выборка). В зависимости от ставящихся задач программы переписей в разных странах могут заметно различаться как по объему, так и по преобладанию тех или иных вопросов.
  6) Индивидуальность при регистрации (или поименностъ) и непосредственное получение сведений у населения. Хотя целью переписи является получение сведений о населении в целом, конкретные данные необходимо иметь о каждом отдельном человеке. Это дает возможность производить детальные комбинированные группировки по различным признакам. Причем данные собирают о каждом индивидууме, а не о семье или всех членах домашнего хозяйства в целом (последнее не исключает того, что в программу могут быть включены и вопросы, адресованные ко всей семье). Кроме того, согласно указанному принципу, сведения получают непосредственно у людей, а не берут из различных документов и списков (которые не всегда адекватно отражают реальное положение).
  Из этого требования вытекает и действующий в современных переписях принцип самоопределения, т.е. фиксации тех сведений, которые дает сам опрашиваемый.
  7) Обработка и публикация данных по административным подразделениям страны и по основным социально-демографическим признакам, характеризующим население. При этом все материалы должны обрабатываться, а затем издаваться централизованно и единообразно.
  Что касается методики сбора сведений, то в большинстве стран мира применяется экспедиционный способ наблюдения. Он состоит в том, что счетчики обходят все дома и в личной беседе получают данные о населении, которые вносят в переписные листы. В отдельных же странах люди сами заполняют присланные или принесенные им переписные листы и затем отправляют их по почте или сдают регистратору. Применение этого способа, называемого самосчислением, возможно лишь при сравнительно несложной программе и в странах с достаточно высоким культурно-образовательным уровнем населения. Впрочем, надо заметить, что даже в некоторых развитых странах, где ранее вводился указанный способ получения информации, от него в дальнейшем отказались как от не оправдавшего себя.
  В настоящее время тот или иной учет населения считают переписью лишь в том случае, если он отвечает всем перечисленным выше требованиям. Однако надо помнить, что сами эти критерии подвергались изменению в ходе исторического развития, и первые переписи не отвечали всем современным требованиям.
  При решении вопроса о том, относится или не относится определенное исчисление к переписи, надо также учитывать и конкретные условия, в которых оно проводилось. Так, одним из главных критериев переписи считается ее всеобщность, и в этой связи возникает проблема, можно ли считать переписью проводившиеся в некоторых странах Африки (например, в ЮАР, Камеруне) учеты населения, касавшиеся лишь белого населения. При строгом толковании принципа всеобщности встает вопрос и по поводу российской переписи 1920 г., которая из-за продолжавшихся на окраинах России военных действий смогла охватить лишь 72% ее населения. В подобных спорных случаях обычно исходят из того, была ли переписана преобладающая часть населения, насколько были выполнены другие предъявляемые к переписям требования и насколько совершенной была ее научнометодологическая база вообще.
  Что касается критического момента проведения переписи, то в ранних европейских переписях он не соблюдался, нарушалось это требование и в некоторых недавно проведенных переписях в странах Азии и Африки, хотя, безусловно, соблюдение критического момента весьма существенно для получения достаточно точных данных о численности и составе населения.
  Чтобы иметь действительно полное и адекватное представление о населении, очень важен не только уровень самого проведения переписи, но и то, насколько подробно и хорошо разрабатываются и публикуются переписные материалы. Разработка данных переписи - это длительный процесс, его цель - максимально использовать результаты переписи. Впрочем, степень детальности разработки заметно различается в разных странах. Во многих развивающихся странах на долгосрочные программы по разработке переписей не хватает средств. В послевоенный период при ООН были созданы специальные демографические комиссии по каждой части света. Они, в частности, оказывают помощь развивающимся странам в разработке материалов переписей. Занимаются эти комиссии и выработкой рекомендаций по составлению программы переписей населения для разных частей света. На современном этапе программы переписей в разных странах мира довольно сильно различаются как по своему объему, так и по тематической направленности. Эти различия зависят от экономических возможностей стран, своеобразия местных условий, конкретных целей, которые ставятся при проведении переписи. Обычно программы переписей включают несколько блоков вопросов. Во-первых, это так называемая адресная часть. В нее входят адрес в собственном смысле слова (название населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры и т.п.), фамилия, имя (в России и отчество), отношение к главе семьи. Наличие адресов позволяет проверить, насколько полно охвачено население и дает возможность разработки переписи в территориальном разрезе. Фамилия фиксируется в переписи для повышения ответственности опрашиваемых за правильность сообщаемых ими сведений и для различных контрольных операций (сверка со списками переписываемых и т.д.). Вопрос об отношении к главе семьи позволяет выделить семьи и домохозяйства.
  В программах переписей всегда имеется комплекс вопросов, выясняющих демографические признаки (пол, возраст, брачное состояние, число детей). Все эти показатели очень важны при изучении воспроизводства населения. Вопрос о возрасте ставится в переписях по- разному: либо выясняется число исполнившихся лет, либо определяется дата рождения. Впрочем, иногда для упрощения последующих расчетов в переписном листе содержатся оба вопроса, определяющие возраст человека. В программах переписей некоторых развивающихся стран предусмотрено лишь распределение населения по основным возрастным группам.
  Вопрос о брачном состоянии может ставиться либо кратко, либо развернуто. При кратком варианте выделяют две категории: состоящих в браке на момент переписи и не состоящих; при развернутом - четыре: состоящих в браке, никогда не состоявших в браке, вдовых и разведенных (или разведенных и разошедшихся вместе). В различных странах по-разному определяют, что следует считать браком. В большинстве стран учитываются не только зарегистрированные браки, но и фактические брачные отношения. В некоторых переписях задается дополнительный вопрос: зарегистрирован брак или нет. Если учитываются и незарегистрированные браки, то отмечают и тех из разошедшихся, у которых распался незарегистрированный брак. В последнее время в некоторых переписях ставятся вопросы, выясняющие дату вступления в брак, а также, какой по счету брак заключен. Во многих странах у женщин при проведении переписи спрашивают о числе рожденных ими детей и о числе детей, живых на момент переписи.
  В программах переписей обычно имеется то или иное число вопросов, выясняющих социально-экономические признаки (занятие, отрасль хозяйства, источник средств существования, доход, положение в занятии и др.). Вопрос о занятии определяет конкретную работу или должность. Иногда вместо него (или наряду с ним) ставится более широкий вопрос, выясняющий отрасль экономики, в которой трудится опрашиваемый. Во многих переписях есть вопрос о положении в занятии, что означает, является ли опрашиваемое лицо хозяином, наемным работником или помогающим членом семьи. Для коммунистических стран было характерно наличие в программе вопроса об общественной группе (в СССР, например, все население подразделялось на рабочих, служащих, колхозников, кустарей, крестьян-едино- личников и служителей культа). В странах, где остро стоит проблема безработицы, при проведении переписи путем постановки соответствующего вопроса определяется число безработных. Однако выясняемые во время переписи данные о безработице далеко не всегда достаточно объективны и по разным странам трудно сопоставимы. Дело в том, что даже полная безработица (не говоря уже о частичной) учитывается неодинаково. В одних случаях за основу берется факт получения пособия, в других - факт потери работы, в третьих - факт поиска работы.
  В программах переписей в том или ином виде фигурируют вопросы об образовательном уровне населения (грамотность, посещение школы, число лет обучения, достигнутый уровень образования, оконченное учебное заведение, иногда профессия или уровень квалификации). Наличие в переписи тех или иных вопросов, касающихся образовательного уровня, а также то, какой в них вкладывается смысл, зависит от общего культурно-образовательного уровня конкретной страны. Следует также отметить, что вопрос о грамотности или образовании задается лицам, начиная с определенного возраста. Само понятие "грамотность" трактуется в переписях различных стран по-разному. В одних случаях под ним подразумевается умение читать, в других - не только читать, но и писать. Впрочем, в странах, где практически ликвидирована неграмотность, вопрос о грамотности обычно отсутствует.
  В программах переписей в большинстве случаев имеются вопросы, дающие возможность определить этническую структуру населения. Это могут быть как прямые вопросы о принадлежности к тому илииному народу или этнической группе, так и различные вопросы, позволяющие косвенно судить об этнической принадлежности опрашиваемого (родной или разговорный язык, знание других языков, страна происхождения, страна рождения, гражданство, раса, вероисповедание).
  В ряде стран (особенно в тех из них, где население довольно подвижно) программы переписей имеют и вопросы о миграциях. Например, часто ставится вопрос о длительности проживания на данном месте, о прежнем месте жительства, месте рождения, расположении места работы или учебы, а для иностранцев - о времени прибытия в страну и о стране выбытия. Иногда бывают специальные вопросы относительно беженцев, перемещенных лиц и т.п.
  В некоторых переписях есть вопросы об участии в войне и о военной службе, о физических и психических недостатках.
  Довольно часто перепись населения объединяется с другими переписями (сельскохозяйственной, жилищной и т.д.). В этих случаях программа переписи дополняется блоком специальных вопросов.
  Как уже отмечалось, программы переписей в разных странах довольно сильно разнятся. Различие проявляется как в специфике определяемых признаков, так и в степени детальности. Наиболее подробны программы переписей в развитых странах. Весьма значительное место в них отведено социально-экономическим вопросам. Большое внимание в программах переписей развитых стран уделяется также миграциям. Еще одной характерной чертой переписей развитых стран является то, что они часто проводятся одновременно с жилищными, промышленными, торговыми и другими переписями.
  Достаточная детальность была свойственна программам переписей населения, проводившихся в России и бывшем СССР, причем от переписи к переписи подробность обычно возрастала. Постепенно все более развернутым становился блок собственно демографических вопросов. Начиная с 1970 г. сплошная перепись населения стала сочетаться с выборочной. При таком сочетании на большую часть вопросов отвечали все опрашиваемые, а на определенную группу вопросов - лишь 25% постоянного населения. От переписи к переписи менялись некоторые формулировки и некоторые вопросы. До 1939 г. в программах переписей стояли вопросы и о грамотности, и об уровне образования, а с 1939 г. первый вопрос был исключен. По-разному ставились вопросы, призванные выяснить этническую структуру населения. Если в 1897 г. определялся родной язык, то в последующих переписях наряду с вопросом о родном языке имелся и прямой вопрос о национальности (народности). Начиная же с переписи 1970 г. в программе появляется еще и вопрос о знании второго языка народов СССР, включенный по настоянию Института этнографии Академии наук и сыгравший важную роль в изучении этноязыковых процессов . К сожалению, лишь в двух переписях нашей страны (1897 и 1937 гг.) был вопрос о религиозной принадлежности населения.
  Что касается программ переписей в развивающихся странах, то в них в большинстве случаев определяется сравнительно небольшое число признаков. В переписях обычно довольно кратки комплексы социально-экономических вопросов и вопросов, выясняющих культурно-образовательный уровень населения. Но даже при наличии в программе переписи развивающейся страны специального вопроса на деле не всегда удается получить полноценные сведения. Особенно это относится к вопросу о возрасте. Хотя все страны включили его в программы своих переписей, не во всех из них получены точные и детальные результаты о распределении населения по возрастам. Дело в том, что в развивающихся странах, особенно африканских, есть районы, где многие люди не знают своего возраста или знают его приблизительно. Поэтому в некоторых странах во время переписи население распределяется лишь по одной из трех возрастных категорий: дети, взрослые, старики. В некоторых странах, для того чтобы легче было бы определить год рождения опрашиваемых, счетчикам выдают таблицы с указанием дат важнейших исторических событий или стихийных бедствий, происходивших в данной стране или в данном районе.
  Поскольку во многих развивающихся странах плохо налажен текущий статистический учет, в программах переписей обычно имеются вопросы о случившихся в семье рождениях и смертях.
  Как и в развитых государствах, в развивающихся странах переписи населения иногда объединяются с экономическими цензами.
  Меньшая по сравнению с развитыми странами подробность программ переписей большинства развивающихся стран объясняется как их скромным опытом в деле проведения переписей населения, так и ограниченностью средств на разработку переписных материалов.
  Наличие некоторых вопросов в программе переписи той или иной страны порой зависит и от конкретной ситуации. Так, в странах с интенсивной миграцией перепись призвана достаточно детально отразить территориальные перемещения населения, в государствах со сложным этническим составом населения в программах переписей обычно в том или ином виде предусматриваются вопросы, призванные его определить; там, где наблюдается очень низкий или, наоборот, очень высокий естественный прирост населения, в программах переписей ставится ряд вопросов, связанных с рождаемостью.
  Для того чтобы перепись прошла успешно, необходимо провести предварительную работу по подготовке к ней населения. Если люди не будут ознакомлены с целями переписи, возможны попытки уклонения от нее, особенно когда перепись проводится впервые. Например, во время первой переписи населения России 1897 г. были даже случаи самосожжения старообрядцев, не желавших, чтобы их переписывали. Население должно знать, что данные переписи могут быть использованы только в статистической обработке и что разглашение сведений о конкретных людях категорически запрещено.
  Как уже говорилось, во время переписей могут проводиться и выборочные обследования населения. Это связано с тем, что перепись не удовлетворяет полностью потребностей государства в сведениях о населении, так как программа переписи не может быть слишком подробной (это стоило бы очень дорого). Кроме того, разработка материалов переписи требует достаточно много времени. Поэтому для получения материалов по более широкой или специальной программе, а также для разработки части результатов в относительно сжатые сроки пользуются выборочным методом. Выборочное обследование охватывает лишь часть населения (обязательно устанавливается, каков процент выборки). Такие обследования населения иногда проводятся и в период между переписями (микропереписи). Обычно выборочные обследования призваны подробно изучить какое-нибудь определенное демографическое явление: рождаемость, занятость, миграцию и т.д.
  Помимо переписей и выборочных обследований, в большинстве стран ведется текущий статистический учет населения, главная цель которого - получить данные о естественном движении населения и миграциях. Основным источником сведений о естественном движении населения являются записи актов гражданского состояния (регистрация рождений, смертей, браков и разводов). Хотя регистрация рождений и смертей в подавляющем большинстве обязательна, из-за плохо поставленной службы учета в некоторых странах происходит недореги- страция этих событий. Что же касается браков и разводов, то они, как известно, не всегда юридически оформляются (особенно это характерно для стран Африки, Латинской Америки, Вест-Индии). И если во время переписи обычно фиксируются не только зарегистрированные, но и фактические браки и разводы, то в материалах текущего учета такие браки и разводы не отражаются.
  Важной задачей текущего статистического учета является также изучение миграции. Учет внешних миграций не представляет особых трудностей, поскольку пересечение государственных границ в большинстве случаев сопряжено с выполнением определенных формальностей. Внутреннюю же миграцию учитывать довольно сложно, а во многих странах, где территориальные перемещения людей не связаны с выполнением каких-либо формальностей, обусловленных паспортным режимом, и где нет системы регистров населения, текущий учет миграции вообще отсутствует.
  Разработка материалов текущего статистического учета населения ведется по ряду признаков, в том числе иногда и по национальности.


 
© www.txtb.ru