|
Способности и качества личности во взаимосвязи с собственностью
Мотивы многое значат в жизнедеятельности человека, поскольку они обеспечивают общее направление и энергоемкость его активности. Но все же немало мотивов остаются втуне из-за своей нереализованности конкретными действиями личности. «Хочу много, мочи нет», - так говорят о таких случаях в народе. В связи с этим возрастает значение тех «инструментов» личности, посредством которых она превращает свои желания в конкретные дела, и если брать сугубо психологическое содержание данных «инструментов», то таковыми выступают прежде всего способности, знания, умения и навыки, а также некоторые качества личности. Свои способности и «инструментальные» потенциалы в экономической сфере человек проявляет в процессе реализации разных экономических ролей. Экономическая роль - условное понятие. Оно отражает набор функций, предписаний и поведенческих реакций, которые индивид вынужден выполнять для удовлетворения своих потребительских и хозяйственных запросов в разного рода экономических структурах. Если сделать более-менее широкое обобщение, то каждый из нас в целом или в определенных ситуациях задействован, как минимум, в выполнении следующих экономических «ролей»:
- потребителя любых вещей и предметов, что дает работу и самому индивиду, и создателю благ, и обеспечивает наше существование;
- покупателя товаров и услуг, что необходимо и их «создателю» и работникам торговли;
- производителя каких-то материальных и интеллектуальных продуктов, необходимых себе и другим;
- предпринимателя, вкладывающего свои средства и (или) усилия в производство товаров и развитие экономических услуг;
- продавца, реализующего произведенные собой или другими предметов потребления;
- плательщика налогов и сборов, установленных государством или компетентными органами.
Мы называем совокупность экономических ролей человека «6П» и охарактеризуем их в следующем разделе. В данном же контексте отметим, что каждая из таких ролей, во-первых, определенным образом связана с собственностью, например, поскольку возможность и покупать и организовывать бизнес зависит от наличия средств. Во-вторых, реализация любой из ролей предполагает наличие у человека соответствующих способностей и ресурсов. Способности человека и уровни его собственности могут быть связаны по следующим (как минимум) схемам. 1) Человек в силу своих дарований является мастером своего дела, специалистом с «золотыми руками» и создает предметы, вещи, изделия, которые широко востребованы, являются престижными для многих людей и, отсюда, приносят высокие доходы. 2) Индивид имеет способности, специфические навыки и качества, посредством которых добивается увеличения своего имущества и недвижимости, своих накоплений через выгодные продажи и перепродажи объектов собственности, производство востребованных товаров и услуг, талантливой торговли ценными бумагами и «игры» на бирже и т.п. В данном случае уровни собственности в основном зависят от наличия предпринимательских способностей, понимаемых в широком смысле слова. Современное выражение «бизнес пляшет под дудку таланта» хорошо отражает суть этого явления. 3) В силу своих организаторских способностей, умения формировать слаженные и работоспособные команды, навыков налаживания контактов с другими людьми, стимулирования их энергии, а так же развитого красноречия и искусства убеждать, человек активно использует силы и разум других для увеличения своей собственности. 4) Творческий человек имеет специфические дарования, позволяющие ему создавать различные «объекты» интеллектуальной собственности, признаваемые и ценимые другими людьми, используемые в производственных процессах, в искусстве и шоу-бизнесе, в СМИ, рекламе и т.п. Конкретным примером здесь можно назвать Билла Гейтса, который с помощью своих математических и предпринимательских способностей смог достичь огромных успехов в Интеллектуальном бизнесе. Это так же различного рода изобретения и нововведения, научные и литературные произведения, за внедрением которых в жизнь следует материальное вознаграждение (шире некоторые аспекты этого вопроса мы раскроем в разделе об интеллектуальной собственности). Конкретные механизмы проявления всех перечисленных схем бесконечны и разнообразны, как и сферы бизнеса, в которых происходят перетоки объектов собственности. В связи с этим мы не будем детально рассматривать специфические особенности некоторых способностей, за исключением тех, которые связаны с интеллектуальной собственностью. Но всё же стоит остановиться на некоторых значениях и качествах, специфических чертах личности, которые помогают человеку добиваться успехов в правильном использовании своей собственности.
Р.Кийосаки вводит понятие финансовый IQ (Ай-Кью - коэффициент интеллекта) - «совокупность знаний, относящихся к самым различным сферам деятельности» и включает в него следующие «составляющие».
Первое - это бухгалтерский учёт или финансовая грамотность. Они представляют собой способность читать и понимать финансовые отчёты. Это позволяет видеть силу и слабость любого бизнеса. Чем за большее количество собственности человек несёт ответственность, тем большая требуется точность, а иначе любое дело может разрушиться. Второе - это умение делать инвестиции - наука о том, как деньги делают деньги. Здесь кроме знаний определённых стратегий и формул, необходима высокая степень творчества. Третье - это знание о рынке, и прежде всего о закономерностях спроса и предложения. Нужно знать «технические» аспекты рынка, которые управляют эмоциями. Здесь также важен ответ на вопрос о целесообразности инвестиций. Имеет ли то или иное капиталовложение смысл в текущих рыночных условиях? Четвёртое - это закон. «Если вы будете создавать свою корпорацию на основе знаний бухгалтерского дела, инвестирования, рынка и добавите к этому юридические знания, она начнёт расти очень быстро. Человек, который знает о пользе корпорации в смысле уплаты налогов и юридической защиты, может разбогатеть гораздо быстрее, чем обычный служащий или владелец мелкого бизнеса» [см.39, с.137-138]. Не трудно заметить, что в данных размышлениях способность людей делать деньги, т.е. увеличивать свою собственность трансформируется в простые, прагматические знания и навыки, которые может формировать в себе любой человек. Сегодня многие исследователи делают попытки составлять обобщённые личностные портреты бизнесменов, которые включают преимущественно интеллектуальные, коммуникативные, волевые свойства и некоторые деловые качества, необходимые для обеспечения успеха в предпринимательстве. С примерами данных портретов полезно ознакомиться любому начинающему российскому собственнику (см.86,с.295). Опираясь на такого рода работы, перечислим ряд особенностей человека, способствующих его успеху: • бережливость, • расчётливость, • ориентированность в конъюнктуре рынка, • умение видеть перспективы бизнеса, • профессионализм, знание дела, • деловая хватка, настойчивость, • организованность, • инициативность, • обязательность, умение держать слово, • лёгкость в общении, • умение находить компромиссы, • способность обойти конкурентов, • умение устанавливать нужные связи, • высокий интеллектуальный потенциал, • желание учиться новому, • надёжность в партнёрских отношениях, • способность отстоять свои права, • законопослушность, • умение находить и использовать для дела способности других людей, • умение защитить себя от нападок. Мы сказали, что на рассмотренные качества стоит ориентироваться российскому собственнику, но при этом понимая, что любые перечни достоинств человека нуждаются в осмыслении и тренировке, повседневно реализуясь в конкретных делах.
|
|