Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.4. Информированность и особенности поведения налогоплательщиков

  Осознание объективности и справедливости налоговой системы, равно как и развитие позитивных мотивов налогоплательщика или формирования в ней чувства боязни нарушения закона, во многом зависят от его информированности о налоговых поступлениях и тратах собранных средств.
  Все более популярная служба «Public Relations» (связи с общественностью) в государственном масштабе должна широко освещать названные аспекты налогообложения. Чтобы не быть голословными, приведем источники доходов и статьи расходов городских советов и советов графств Великобритании, о которых широко проинформирован любой налогоплательщик.
  Откуда поступают деньги?
  В каждом полученном фунте ст.
  47.5 пенсов от налогоплательщиков (24,4 пенса от населения; 9,4 пенса от коммерческих предприятий; 6,5 пенса от промышленности; 7,2 пенса - прочие).
  35.6 пенса - правительственные субсидии
  15.9 пенса - сборы
  1.0 пенса - резервный фонд
  Куда расходуются деньги?
  В каждом истраченном 1 фунте стерлингов
  62.0 пенса - на образование
  10.5 пенса - на социальные услуги
  9.9 пенса - на дороги, транспорт, планирование, отдых и уборку мусора
  9.6 пенса - на полицию
  2.3 пенса - на пожарную, спасательную, торговых стандартов и прочие службы
  2.9 пенса - на разработку стратегий и ресурсы
  1.8 пенса - на библиотеки и музеи
  1.0 пенса - на суды и исправительные предприятия
  Естественно, приведенная система информирования делает «прозрачной» систему налогообложения, демонстрирует ее социальную адресность, а все это влияет на восприятие справедливости налоговой системы, на формирование положительной мотивации. Подобная система во многих российских регионах или полностью отсутствует, или она настолько сложна и громоздка, что вызывает стойкую антипатию, нежелание с нею знакомиться, поскольку люди заранее уверены, что эта информация фальсифицирована.
  В опросе жителей Иркутска в октябре 2000 года (900 респондентов по репрезентативной выборке) мы задали вопрос следующего содержания: «Хорошо ли вы информированы о том, как расходуются собранные налоговыми органами средства?». Ответы иркутян распределились следующим образом (см. таблицу 21).

Таблица 21. Информированность жителей о расходовании средств бюджета

Таблица 21. Информированность жителей о расходовании средств бюджета

  Уверенно можно говорить, что большинство людей ждет четкой информации о расходовании средств (это ведь отторгнутые у них деньги), но по различным причинам этой информации не получают. Вне всякого сомнения, такая ситуация негативно влияет на психологию налогоплательщика, и должна целенаправленно преодолеваться. В последнее время разъяснению значимости своевременной выплаты налогов и характера налоговой системы в целом в обществе уделяется больше внимания. Но, на наш взгляд, эта работа организована еще не на должном уровне. Мы поинтересовались у наших респондентов, из каких источников информации они получают сведения о системе налогообложения, правилах уплаты налогов и действиях налоговых органов, и получили следующие ответы:
  1) Центральные российские телеканалы - 50,4%
  2) Друзья, близкие, знакомые - 31,4%
  3) Местные телеканалы - 24,9%
  4) Центральная пресса - 15,6%
  5) Специальные справочные издания - 13,2%
  6) Местная пресса - 9,9%
  7) Сеть Интернет - 7,1%
  8) Электронные базы данных - 3,7%
  9) Консалтинговые структуры - 2,2%
  Таким образом, основными источниками информации о системе налогообложения выступают телевидение и лица из близкого окружения. При этом местное телевидение заметно отстает от центрального. Социально - психологически значимым выступает тот факт, что значительную часть информации налогоплательщики получают от друзей, знакомых, родственников. В адекватности налоговому законодательству и достоверности таких сведений можно, мягко говоря, сомневаться. Но, вне всякого сомнения, подобная информация носит тенденциозный характер: изустно передается не только позитивный опыт добросовестной «законопослушной» уплаты налогов, но и в значительном количестве случаев реальной практики уклонения от налогообложения, «технология» бухгалтерских ухищрений, навыки использования противоправных способов работы с налоговиками (взятки, подкуп, обман и т. п.).
  Но все же обмен опытом уклонения от налогов зачастую конфиденциален, касается только близких людей из-за ряда психологических причин:
  Во-первых, уклонение от уплаты налогов не входит в перечень одобряемых значительной частью населения действий, особенно тех, кто слабо защищен социально: работники бюджетной сферы (врачи, учителя, преподаватели образовательных учреждений, сотрудники учреждений культуры и т.д.), пенсионеры и т.п. Человек, распространяющийся о своих успехах в уходе от налогообложения среди таких категорий, может столкнуться не только со скрытым, но и с явным возмущением людей;
  Во-вторых, обмен таким опытом среди заинтересованных лиц, особенно по оригинальным способам ухода от налогообложения, чреват тем, что «коллеги» постараются поскорее взять его на свое вооружение. Это означает, что в скором времени «тайное станет явным», а налоговики скорее найдут методы борьбы с подобными методами;
  В-третьих, неосторожные высказывания об используемых ухищрениях могут через разные каналы стать достоянием сотрудников фискальных органов, чего, естественно, все боятся.
  Таким образом, в информированности людей о финансировании налоговой системы есть немало психологических нюансов, касающихся уплаты или сокрытия доходов.
  Кстати, как показывает практика, налогоплательщики зачастую не знают не только свои обязанности в выплате средств, но и свои права на налоговые льготы: при покупке жилплощади, имущества, дорогих лекарств, при индивидуальном строительстве и т.д. и т.п. К примеру, при покупке или постройке жилья собственник, согласно закону, может «вернуть» (в 2002 г.) до 78 тысяч рублей из налоговой казны. При продаже жилья или земли налогоплательщик имеет льготу, дающую ему возможность «вернуть» до 130000 руб., если недвижимость была в собственности меньше 5 лет, и без ограничений, если больше 5 лет. Эти и другие льготы определяются некоторыми условиями, и информированность о них важна для каждого гражданина. Но кроме незнания информации о льготах, сдерживающим фактором является нежелание человека в «выбивании» положенных средств проходить через длинную вереницу разного рода чиновников, теряя на это и время, и нервы, и деньги.


 
© www.txtb.ru