|
9.1. Понятие и принципы правотворчества
Правотворчество - это деятельность государственных и иных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают: 1) государственные органы (основной, главный субъект); 2) негосударственные организации, структуры (общественно- политические организации, органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями. Они могут быть субъектами правотворчества только в виде исключения и в реальной практике их два: а) когда создается совместный акт, в разработке которого участвует государственный орган и общественная организация; б) когда общественной организации специально делегированы правотворческие полномочия для создания проекта соответствующего акта; 3) народ. Правотворчество - совокупность актов, действий, направленных на создание права. Однако подход к пониманию правотворчества может быть разным в зависимости от самого понимания права. Например, с точки зрения естественного права правотворческий орган не творит, а только открывает, обнаруживает право, облекая его в законы (формы). С точки зрения юридического позитивизма, воля государства - единственный фактор, порождающий право. Однако, соотношении права и государства в настоящее время выражается в прагматическом подходе, в котором утверждается, что воля государства, выраженная в праве не голый приказ, а воля интегрированная, детерминированная, обусловленная многочисленными факторами общественной жизни. К правообразующим факторам, оказывающим решающее воздействие на процесс подготовки и формирования права, относятся экономические, политические, социальные, идеологические и иные факторы. Уровень качества и эффективность нормативно-правовых актов решающим образом зависят от того, насколько точно и всесторонне учитываются при их подготовке и издании все существующие на данный момент факторы, насколько адекватно отражается в них объективная действительность. Другими словами, для того, чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов и спрогнозировать позитивные и возможные негативные или побочные последствия. Правотворчество является составной частью правообразования, под которым понимается естественно-исторический процесс формирования права, в ходе которого осуществляется анализ и оценка сложившейся правовой действительности, выработка взглядов и концепций о будущем правового регулирования, а также разработка и принятие нормативных предписаний. Право- творчество выступает как завершающий этап правообразования. Сущность правотворчества состоит в возведении общих интересов, выраженных в государственной воле, в норму права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках процессуальных норм (процедур), содержащихся в конституциях, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что {признаки): 1) это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; 2) его основная продукция - юридические нормы, - воплощается главным образом в нормативных актах (в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); 3) уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, является показателем цивилизованности и демократии общества. Правотворчеству присущи следующие принципы как основополагающие идеи, руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или с заменой юридических норм, это ориентир, фундамент для органов, творящих право: 1) научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иную ситуацию, объективные потребности развития общества и т.п.); 2) профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные для этой роли люди - юристы, управленцы, экономисты и другие); 3) законность или правовая легитимность (подобная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов); 4) общесоциальная легитимность (эта деятельность опирается на широкую базу социального ожидания, согласия и поддержки членами общества); 5) демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе); 6) гласность (означает открытость, «прозрачность» правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации). 7) оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов); 8) системность (учет системного характера позитивного права и системной организации самой правотворческой деятельности).
|
|