|
6.10. Типология права
Это специфическая классификация права и выражает она определенную концепцию правопонимания, то или иное общее понятие права. Марксистско-ленинская теория для характеристик исторического развития права использовала категорию «исторический тип права». Эта категория во многом совпадает с категорией «исторический тип государства». Исторический тип права - совокупность общих, существенных признаков, присущих правовым системам одной общественно-экономической формации, т.е. право в определённых конкретно-исторических условиях (оно выражает общие признаки различных правовых систем). Марксистско-ленинская теория выделяла пять общественноэкономических формаций и четыре основных исторических типов права: рабовладельческое; феодальное; капиталистическое (буржуазное); социалистическое. Каждый тип выражал; определённую ступень в историческом развитии права. В соответствии с марксистско-ленинской теорией право развивается от рабовладельческого типа к социалистическому (последний этап - нормы коммунистического общежития). В последнее время эта типология подвергается сомнению, т.к. она не совсем адекватно отражает процесс развития права. В науке ТТЛ существуют и другие точки зрения по данному вопросу, например, своеобразной и весьма интересной является типология права, предложенная профессором Лейстом О.Э., который выделяет три типа права: 1. Сословное право. Для него характерно то, что оно делит людей на определённые сословия, устанавливает различный правовой статус этих сословий; данный тип права присущ правовым системам Древнего мира и Средневековья - рабовладельческое и феодальное право; памятники права носят сословный характер, т.к. они выделяют сословия или касты (варны). 2. Формальное или буржуазное право. Оно приходит на смену сословному праву, появляется в эпоху Нового времени и присуще буржуазному государству (право Нового времени). Правовые нормы отменили сословность и установили формальное равенство независимо от пола, национальности, размере дохода и т.д.. 3. Социальное право. Оно присуще обществу Новейшего времени (право Новейшего времени). Социальное право отличается от формального тем, что оно устанавливает не только формальное равенство, но стремится и к фактическому равенству, оно связано с решением социальных проблем;, направлено на повышение благосостояния народа,, пронизано гуманизмом, заботой о человеке). Основой данной типологии является не общественно-экономическая формация, а право как таковое, его специфика. В свою очередь, проф. Алексеев С.С., пытаясь охватить развитие права в целом, отмечает, что право развивается от дикости, варварства к цивилизации, а именно, к гуманистическому праву. Рабовладельческое, феодальное право по своей сути не заботится о человеке, оно направлено против личности, его назначение состоит в преследовании, подавлении личности. Эта жестокость постепенно исчезает из права (на смену жестоким наказаниям приходят более гуманные и т.д.). Современное право повёрнуто лицом к человеку, защищает его, заботится о нём. В настоящее время вопрос о типологии права чаще всего рассматривается по аналогии с вопросом о типологии государства, поэтому те подходы, которые используются при рассмотрении вопроса о типологии государства, применимы и при рассмотрении вопроса о типологии права. Поэтому при рассмотрении вопроса о типологии права сегодня используют: 1) формационный подход, учитывающий уровень экономического развития государства (материальную сферу); 2) цивилизационный подход, учитывающий пути возникновения и развития права (духовную сферу).
Формационный подход основан на марксистко-ленинской теории, которая признает базис (тип производственных отношений) решающим фактором и выделяет выше указанные типы права (рабовладетельское, феодальное, буржуазное. социалистическое). Цивилизационный подход в основном базируется на трудах английского историка А.Тойнби и в его рамках выделяются следующие типы права: право древних государств, право средневековых государств, право государств Нового времени и право современных государств. К данной типологии некоторые авторы добавляют еще классификацию права в зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков: национальноправовая система (конкретного государства) и правовая семья (романогерманская, англо-саксонская, религиозно-традиционная).
|
|