|
6.7. Социальная ценность права
В отечественной науке ТГП это сравнительно новый вопрос. Разработка началась в конце 60-х годов. Первым, кто стал заниматься изучением вопроса ценности права, был проф. Алексеев С.С. (в 1968 году он написал статью о ценности права). В 60-е годы получила развитие аксеология - наука о ценностях. Юристы осторожничали, т.к. с 20-х гг. в нашей стране утвердился правовой нигилизм; право считалось временным явлением. В 30-е годы право выступало как карательный элемент, в нем видели репрессию. Негативное отношение к праву было и в 60-х, и в 70-х годах; можно сказать, что оно существует и в настоящее время. По мнению проф. Тугаринова, ценности - суть, предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели, идеала. Ценность - то, что составляет благо для человека. В этом плане право рассматривается как ценность для общества в целом, для государства, для отдельной личности. Социальная ценность права имеет две стороны: 1. Инструментальная ценность права, выражается в том, что право полезно для общества, государства и отдельных индивидов, как регулятор общественных отношений (инструмент воздействия на общественные отношения), т.е. как инструмент социального регулирования, право это ведущий основной регулятор общественных отношений. Право полезно, прежде всего, для государства, т.к. оно является государственным регулятором общественных отношений. С помощью позитивного права государство создает в обществе необходимый для себя порядок. Однако право как инструмент социального регулирования может быть полезным не только для государства, но и для общества в целом, для каждого отдельного индивида. 2. Социальная ценность права выражается в том, что право изначально, по своей природе, как мера и гарант свободы для каждого отдельного индивида. Социальная ценность проявляет себя там, где позитивное право основано на естественном праве. В этом случае позитивное право призвано не только определять границы поведения индивида, но и защищать, обеспечивать его свободу, права и интересы. Право призвано быть мерой справедливости. Ценность предметов и явлений проявляется по отношению к человеку. Ценность не внутренне присуща праву, а выражается в отношении к человеку. Поэтому собственной ценности право не имеет, сама по себе ценность права не существует. Всякому предмету имманентны определенные свойства (например, металл ценен благодаря своим свойствам). Точно так же и право. Иногда свойства права отождествляют с признаками, что не совсем правильно, хотя свойства могут быть отражены через признаки. Свойства, которые выражают социальную ценность права, оказывается присущи не только праву, но и многим другим социальным нормам, хотя в праве они выражены более ярко. Другими словами свойства права через признаки выражены вовне. Можно назвать следующие свойства права: 1. Право - это средство организации управления обществом, оно придает действиям людей согласованность. 2. Право - это действенное средство защиты существующего общественного строя. 3. Право - это средство обновления общества, фактор прогресса - развивает те общественные отношения, в которых общество заинтересовано. 4. Право - это выразитель справедливости. 5. Право определяет меру свободы личности в обществе.
|
|