|
§ 6. Отграничение права социального обеспечения от других отраслей права
Признавая самостоятельность той или иной отрасли права, необходимо отграничить ее от других отраслей, регулирующих смежные отношения. Для права социального обеспечения такими являются трудовое, административное и финансовое право. Трудовое право, как известно, регулирует трудовые и тесно связанные с ними общественные отношения. Право социального обеспечения хотя и связывает определенные свои виды обеспечения с наличием у гражданина трудовых отношений в настоящем или прошлом, однако в их содержание не вмешивается, а потому может существовать параллельно, вытекать из них либо предоставляться независимо. Общими для трудового права и права социального обеспечения являются вопросы, связанные с трудовым стажем — общим, специальным, непрерывным. Однако в каждой из указанных отраслей этим видам трудового стажа придается различное юридическое значение. Так, если непрерывный стаж в социальном обеспечении учитывается при назначении пособия по временной нетрудоспособности, то в трудовом праве его продолжительность имеет значение при возникновении права на вознаграждение за выслугу лет или премии по результатам работы предприятия за год. Специальный стаж в трудовом праве является одним из условий продвижения по службе. В праве социального обеспечения специальный стаж необходим для назначения пенсий за выслугу лет, а также пенсий по старости в связи с особыми условиями труда. КЗоТ РФ содержит главу XVI « Государственное социальное страхование», которая предусматривает право работников на обеспечение пенсиями и пособиями по государственному социальному страхованию. Эти вопросы включаются в настоящее время в предмет права социального обеспечения. Наличие такой главы в КЗоТе объясняется тем, что до 1971 г. (ныне действующий КЗоТ был принят в декабре 1971 г.) право социального обеспечения еще не выделилось в самостоятельную отрасль и его вопросы рассматривались в рамках трудового права. Отношения между различными органами государственного управления в связи с их исполнительно-распорядительной деятельностью по организации социального обеспечения составляют предмет административного права. Отношения, связанные с образованием и расходованием средств различных государственных фондов — Пенсионного, Фонда социального страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, — не являются предметом права социального обеспечения, а относятся к финансовому праву. В последние годы в России наблюдается значительный рост числа негосударственных пенсионных фондов, что создает предпосылки для формирования разветвленной сети дополнительного пенсионного обеспечения. 22 апреля 1998 г. был принят Федеральный закон « О негосударственных пенсионных фондах», закрепляющий правовой статус таких некоммерческих организаций. Однако исключительным видом их деятельности является негосударственное пенсионное обеспечение участников конкретного фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда. Таким образом, указанные отношения следует считать гражданско-правовыми и не имеющими отношения к праву социального обеспечения.
|
|