Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 4. Пенсионное обеспечение

  Законодательством всех стран Восточной Европы регламентировано обеспечение пенсиями по старости (по трудовому стажу и возрасту), по инвалидности, которые часто называются « личными пенсиями», пенсиями в связи со смертью кормильца («наследственными пенсиями»), а также пенсиями за выслугу лет (преимущественно военнослужащих) и социальными пенсиями. Пенсионное обеспечение осуществляется главным образом за счет фондов социального страхования (пенсионного страхования), причем пенсиями из этих фондов обеспечиваются не только наемные работники и приравненные к ним лица, но также лица, осуществляющие самостоятельную хозяйственную деятельность, крестьяне, лица свободных профессий и т. п. Пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также предоставление социальных пенсий проводится, как правило, за счет бюджетных ассигнований.
  В регулировании пенсионного обеспечения важное значение имеет: а) учет условий труда и характера прежней работы пенсионируемых; б) способ учета трудового (пенсионного, страхового) стажа; в) установление основы исчисления пенсий.
  А. Учет условий труда и характера работы.
  Учет условий труда и характера работы проводится законодательством Болгарии, Польши, Румынии и СРЮ. Новые законы о пенсиях Венгрии и Чехии отказались от учета условий труда при пенсионировании, но сохранили применение связанных с условиями труда прежних льгот на длительный переходный период.
  В пенсионном законодательстве Болгарии и Румынии выделяются работы 1- й категории — особо тяжелые, опасные и вредные для здоровья, 2-й категории — тяжелые и вредные для здоровья и общие условия труда (3-я категория). Перечни работ 1-й и 2- й категорий, установленные в этих странах, значительно уже предусмотренных российским законодательством. В принципе, сходным с этим является выделение пенсионным законодательством СРЮ по различным основаниям четырех групп работ, выполнение которых дает право на льготы.
  В польском законодательстве применено установление двух перечней (категорий): перечень работников, занятых в особых условиях (практически — в особо тяжелых, опасных и вредных), и перечень работников с особым характером труда (например, пожарные, таможенники, артисты, журна-писты, профессорско-преподавательский состав, работники науки и т. п.) с особым выделением лиц, занимающих руководящие государственные должности.
  Дополнительные льготы по условиям труда и характеру выполняемой работы часто устанавливаются специальными законами и актами правительства. Так, в Румынии в 1990 г. постановлением правительства были установлены дополнительные льготы для шахтеров, декрет-законами — для железнодорожников, артистов.
  Б. Трудовой стаж.
  Продолжительность трудового стажа — одно из основных условий возникновения права на пенсию и установления ее размера. Трудовой стаж, учитываемый для назначения пенсий, как правило, не совпадает с периодами фактического выполнения работы, поскольку в него включаются также прямо указанные в законодательстве периоды, когда работник не был занят или был освобожден от выполнения работы (например, болел, был безработным и получал пособие по безработице, участвовал в законной забастовке, не работал, но добровольно уплачивал страховые взносы и т. п.). Польский Закон 1998 г. различает периоды, за которые уплачивались страховые взносы, и периоды, за которые страховые взносы не уплачивались, учитывая последние в размере, не превышающем V 3 первых.
  В большинстве стран учитывается специальный стаж выполнения работы в особых условиях или работы особого характера, причем в Румынии, Болгарии, СРЮ и Польше установлены правила о перерасчете специального стажа в общий в повышенном размере. Так, согласно румынскому законодательству один год выполнения работ 1- й категории засчитывается в общий стаж как 18 месяцев, а 2- й категории — как 15 месяцев (с одновременным снижением соответственно на 6 или 3 месяца требования по возрасту при назначении пенсии по стажу и возрасту). В Болгарии три года трудового стажа работ 1- й категории или четыре года — 2- й категории засчитывается как пять лет стажа на работах 3-й категории, причем для работающих по добыче радиоактивных, силикозо- или марганцеопасных веществ один год страхового стажа 1-й категории засчитывается как три года страхового стажа 3- й категории. По законодательству СРЮ год выполнения работ, отнесенных к одной из четырех групп, засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж соответственно как 14, 15, 16 или 18 месяцев.
  Поскольку учитываемый стаж не совпадает с трудовым, в пенсионном законодательстве большинства стран применяются термины « период страхования» и «замещающий период страхования» (Чехия), « страховой стаж» (Венгрия), « пенсионный стаж» в двух разновидностях: « стаж страхования, который учитывается по его фактической продолжительности» и « стаж страхования, который учитывается в повышенной длительности» (СРЮ). Особенность законодательства СРЮ — пропорциональный зачет в пенсионный стаж работы с неполным рабочим временем.
  Специальный стаж учитывается либо для применения льготных условий при назначении пенсий по старости (Болгария, СРЮ), либо также для установления права на исчисление пенсии в повышенном размере (Румыния, Польша).
  В. Основа исчисления размера пенсий.
  Основой исчисления размера пенсии является средняя заработная плата (доход) застрахованного. Пенсионное законодательство всех стран устанавливает подробные перечни выплат, учитываемых при расчете среднего месячного заработка. В отношении лиц, ведущих самостоятельную хозяйственную деятельность, и иных лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, в расчет принимается застрахованная сумма дохода или декларированный доход, который не может быть ниже установленного минимума. Так, минимальный страхуемый доход в Болгарии — 2- кратная минимальная заработная плата — для лиц свободных профессий, торговцев и минимальная зарплата — для крестьян; в Сербии для самостоятельно хозяйствующих лиц — средняя месячная заработная плата в стране, а для крестьян — 50%, в Польше — 60% средней заработной платы, в Чехии — 50% суммы, засчитываемой в основу исчисления пенсии в полном размере (см. об этом ниже).
  В ряде стран установлен максимальный размер заработной платы (дохода), учитываемой при определении основы исчисления пенсии. Так, согласно болгарскому Кодексу обязательного социального страхования страхуется доход не свыше десятикратного размера минимальной заработной платы, в Сербии максимальная пенсионная основа — 3,8 средней месячной заработной платы в республике (при назначении пенсии самостоятельно хозяйствующим лицам — четырехкратный ее размер), а в Польше — 250% средней годовой заработной платы в стране.
  В Венгрии и Чехии при определении основы исчисления пенсии производится редукция используемых для ее расчета сумм заработной платы (дохода). Так, согласно венгерскому Закону 1997 г. на 1998 г. была установлена такая шкала редукции: сумма до 35 000 форинтов учитывается полностью, от 35 001 до 40 000 форинтов — 90%, от 40 001 до 45 000 форинтов — 80% и т. д., а доход свыше 90 000 форинтов — только в размере 10%. По чешскому Закону 1995 г. сумма среднего месячного заработка (дохода) до 5000 крон входит в основу исчисления пенсии полностью, с суммы от 5000 до 10 000 крон в основу исчисления включается 30%, а с превышающей 10 000 крон—10%.
  Основа исчисления пенсии устанавливается по заработку (доходу) за определенный период. В Венгрии этот период — календарный год перед годом, в котором назначается пенсия. В других странах учитываемый период более продолжителен: в Румынии — 5 лет подряд за последние 10 лет, в СРЮ — любые 10 лет подряд за весь период страхования, а в Польше — 10 лет подряд из 20 лет перед выходом на пенсию. Чешским Законом 1995 г. установлено общее правило: заработок (доход) учитывается за 30 лет страхования; применяется индексация; полученная общая сумма делится на число календарных дней в этом периоде и умножается на 30,4167 (среднее число дней в месяце). Конечно, при установлении для расчета длительных периодов возникают затруднения, особенно при назначении пенсий по инвалидности, поэтому в законах содержатся оговорки, согласно которым расчет основы исчисления пенсии производится по фактическому периоду работы (страхования).
  В болгарском Кодексе 1999 г. используется установление основы исчисления пенсии с помощью индивидуального коэффициента застрахованного лица. Индивидуальный коэффициент как соотношение между среднемесячным страхуемым доходом лица и средней заработной платой в стране исчисляется из дохода за период трех лет подряд за последние 15 лет стажа страхования до 1 января 1997 г. по выбору застрахованного и из дохода за весь период после этой даты до пенсионирования. Основа исчисления пенсии определяется умножением среднемесячной заработной платы в стране в году, предшествующем году назначения пенсии на индивидуальный коэффициент. Специального ограничения величины коэффициента нет.
  Пенсии по старости
  Законодательство стран Восточной Европы различает общие и льготные условия назначения пенсий по старости (в разных странах они могут называться иначе).
  А. Общие условия права на пенсию, установленные законами отдельных стран, приведены в таблице

Таблица

  Поясним данную таблицу применительно к решениям об условиях возникновения права на пенсию по старости, принятым в отдельных странах.
  Предусмотренный пенсионным законодательством Румынии возрастной предел связывается с правом и обязанностью работодателя направить документы в орган, назначающий пенсию; с назначением пенсии трудовое отношение прекращается в силу закона. Однако работник вправе по своему желанию продолжить работу еще в течение 3 лет, и работодатель должен, не передавая документы, обеспечить ему такую возможность. По истечении этого периода назначение пенсии обязательно. Румынское законодательство установило также повышенный на 3 года предельный возраст для профессоров, доцентов и научных работников высших категорий и возможность продолжения по их желанию работы еще в течение 5 лет.
  Указанные в таблице условия по возрасту в Венгрии и Чехии будут введены постепенно: в Чехии — к 2007 г., а в Венгрии — к 2009 г. Новые условия означают повышение пенсионного возраста в Чехии на 2 года для мужчин и на 4 года для женщин, а в Венгрии — на 2 года для мужчин и на 7 лет для женщин. Введение единого для всех застрахованных условия о пенсионном возрасте (с отменой льгот в связи с условиями труда) определило установление законом норм, регламентирующих порядок постепенного перехода к новым условиям пенсионирования по старости.
  Болгарский Кодекс 1999 г. установил постепенное повышение пенсионного возраста (на 6 месяцев в каждом очередном году, начиная с 2000 г.) до 63 лет для мужчин и до 60 лет для женщин (т.е. на 3 года и 5 лет соответственно). Но особенностью является то, что право выхода на пенсию в соответствующем возрасте связано с так называемой совокупностью продолжительности страхового стажа и возраста, которая в 2000 г. должна быть для мужчин 98 (т.е. страховой стаж должен составлять 37,5 лет) и 88 для женщин (страховой стаж 32,5 года) и постепенно повышаться для мужчин до 100 (страховой стаж 37 лет) и 94 для женщин (страховой стаж 34 года). Если застрахованный не имеет установленной на данный год совокупности продолжительности страхового стажа и возраста, то пенсия и мужчинам и женщинам назначается по достижении возраста 65 лет при условии, что они имеют страховой стаж не менее 15 лет, из которых 12 лет фактического стажа.
  Б. Льготные условия обеспечения пенсиями по старости состоят прежде всего в снижении требований по возрасту и стажу. Наиболее часто льготы устанавливаются в связи с особыми условиями труда и характером выполняемой работы. Так, по румынскому законодательству в отношении работников 1- й категории, которые имеют стаж выполнения таких работ 20 лет, возрастное требование 52 (женщины — 50) года, а для работников, которые выполняли работы 2-й категории 25 лет, — 57 (женщины — 52) лет. Работникам, которые не имеют такого специального стажа, требование по возрасту за каждый год выполнения работ 1-й категории снижается на 6 месяцев, а за год выполнения работ 2-й категории — на 3 месяца. В СРЮ льгота по возрасту пенсионирования в связи с условиями труда обеспечивается снижением требования на 2, 3,4, 6 месяцев за каждый год выполнения работ одной из четырех групп (не менее чем в течение 10 лет), но в целом пенсионный возраст не может быть ниже 50 лет. Льготное обеспечение пенсиями с учетом условий и характера выполняемой работы достаточно широко применяется в Польше.
  Подобного рода льготы по возрасту и стажу в связи с особыми условиями труда содержались и в ранее действовавших законах Венгрии, Чехословакии и Болгарии. Действие этих норм в той или иной форме сохраняется в переходный к новым условиям пенсионирования период. Своеобразно решен этот вопрос болгарским Кодексом 1999 г. Перспективным является введение дополнительной профессиональной пенсии для работающих в условиях 1- й и 2- й категорий труда (накопительная система). Одновременно на период до конца 2009 г. действует правило, что лица, которые проработали 15 лет при условиях 1- й категории труда или 20 лет при условиях 2- й категории труда, могут выходить на пенсию, если соответствуют требованию совокупности страхового стажа и возраста, но не ранее 47 лет для женщин и 52 лет для мужчин при 1- й категории труда и 52 года для женщин и 57 лет для мужчин при 2- й категории труда.
  Как льготу следует рассматривать содержащееся в законодательстве ряда стран право работника, имеющего полный трудовой (страховой) стаж, выйти на пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Так, гославский работник, который имеет пенсионный стаж 40 (женщина — 35) лет, приобретает право на пенсию до достижения общего требования, но не ранее чем в возрасте 50 лет; на 2 года ранее установленного предельного возраста может выйти на пенсию румынский работник, который имеет полный трудовой стаж (30 лет для мужчин и 25 лет для женщин). Возможность досрочного выхода на пенсию работников, имеющих необходимый трудовой (страховой) стаж, предусмотрена законодательством Польши, Чехии, Венгрии.
  Законами или специальными правительственными актами устанавливаются пенсионные льготы для различных категорий работников, например, учителей, преподавателей вузов, научных работников, артистов и т. д., а также для инвалидов (особенно слепых), участников войны, многодетных матерей. Так, в Румынии возрастное требование в отношении женщины, имеющей 25 лет трудового стажа, снижается на год, если она родила и воспитала до десятилетнего возраста 3 детей; на 2 года — матери 4 детей и на 3 года — матери, которая имеет 5 детей и более, но не ниже чем до возраста 50 лет.
  В. Размеры пенсий по старости.
  Законодательством каждой страны установлен свой способ исчисления размера пенсии по старости. При этом решаются все или большинство из следующих основных задач:
  - обеспечить достаточный жизненный уровень пенсионера;
  - обеспечить более благоприятные условия исчисления размера пенсий для лиц с более низким доходом;
  - обеспечить преимущества для лиц, имеющих длительный трудовой (пенсионный, страховой) стаж;
  - обеспечить преимущества для выполнявших тяжелые, опасные или вредные для здоровья работы либо работы особого характера.
  С учетом всех этих задач разработано пенсионное законодательство Польши, Румынии, СРЮ.
  Так, польский Закон 1998 г. устанавливает, что пенсия по старости состоит из трех частей: 1) единая сумма в размере 24% базовой квоты — суммы средней месячной заработной платы по стране за вычетом уплаченных работником страховых взносов; 2) по 1,3% основы исчисления за каждый год периода, за который уплачивались страховые взносы; 3) по 0,7% основы за каждый год периода, за который страховые взносы не платились.
  В румынском пенсионном законе для исчисления пенсии по стажу и предельному возрасту дана процентная шкала по трем категориям работ. Так, по 3-й категории (общие условия) при полном трудовом стаже происходит снижение отчисляемой в пенсию основы исчисления с 75% (низкие заработки) до 54% (высокие заработки), по 1-й и 2- й категориям — с 85 (по 2-й — 80%) до 58% (соответственно до 56%) основы исчисления. Длительность трудового стажа учитывается надбавкой в размере 1% основы исчисления за каждый из пяти первых лет и по 0,5% ее за каждый последующий год (в течение пяти лет) сверх полного трудового стажа.
  По Закону об основах пенсионного страхования СРЮ 1996 г. пенсия по старости мужчине составляет 35% пенсионной основы за 15 лет пенсионного стажа и по 2% ее за каждый последующий год; пенсия женщине — 40% основы за 15 лет стажа, по 3% ее за год стажа от 15 до 20 лет и по 2% основы за каждый последующий год. Максимальный размер пенсии при полном пенсионном стаже — 85% основы.
  Своеобразен расчет пенсии по Закону о пенсионном страховании Чешской Республики 1995 г.: пенсия по старости состоит из двух частей — 1) твердой месячной суммы всем пенсионерам в размере 680 крон и 2) суммы, исчисляемой в размере 1,5% пенсионной основы за каждый год страхования (по достижении возраста 18 лет) до возникновения права на пенсию, но не менее 770 крон. Если застрахованный после приобретения права на пенсию продолжает работать, не получая пенсию, размер ее повышается на 1% основы за каждые 90 календарных дней такой оплачиваемой деятельности.
  В Венгрии до 2013 г. будет применяться процентная шкала, по которой пенсия за 10 лет стажа составляет 33% основы исчисления и до стажа 25 лет возрастает на 2% за каждый год; начиная с 26 лет и до 37- го года стажа пенсия возрастает на 1% основы, а начиная с 37-го — на 1,5% основы. Предусмотренный шкалой высший размер пенсии — 80% основы. Установлено также, что если застрахованный, который достиг возраста 62 года и имеет страховой стаж 36 лет, продолжает работать, не получая пенсию, в течение не менее года, его пенсия повышается на 0,3% основы за каждый месяц работы.
  С 2013 г., когда в Венгрии вступит в действие накопительная система пенсионного страхования, будут применяться различные способы расчета пенсий для застрахованных только по системе социального страхования и для вступивших в члены пенсионной кассы. Для первых пенсия будет составлять 33% заработной платы-брутто за стаж 20 лет с повышением ее на 1,65% основы за каждый последующий год страхования до 40 лет (т.е. 66% основы). Пенсия членам пенсионной кассы по социальному страхованию — 24,4% основы за 20 лет и по 1,22% за каждый последующий год стажа до 40 лет (т.е. 48,8% основы). Пониженный размер пенсии объясняется тем, что общий платеж страховых взносов по социальному страхованию за членов пенсионной кассы составляет 3/4 суммы страховых взносов за работника, застрахованного только по системе социального страхования. Но застрахованный — член пенсионной кассы будет получать от этой кассы пенсию в размере не ниже 25% пенсии по социальному страхованию. Конкретный размер пенсии будет установлен пенсионной кассой с учетом длительности уплаты членских взносов.
  Болгарский Кодекс обязательного социального страхования 1999 г. установил, что пенсия по страховому стажу и возрасту (т.е. пенсия по старости) эпределяется путем умножения основы исчисления (среднемесячной зарплаты по стране в предыдущем году, умноженной на индивидуальный коэффициент пенсионируемого) на сумму, образованную по 1% за каждый год страхового стажа и соответствующей пропорциональной части от 1% за месяц страхового стажа.
  Г. Пенсии по старости не имеющим полного трудового стажа и досрочные пенсии.
  Застрахованным, не имеющим полного трудового (страхового) стажа, пенсия по старости назначается при соблюдении особых требований. Так, требование по возрасту повышается до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин в СРЮ или до 65 лет независимо от пола — в Болгарии и Чехии. Застрахованный должен иметь минимальный стаж — 10 лет — в Румынии, 15 лет — в Болгарии, СРЮ и Чехии, 20 лет (мужчина) и 15 лет (женщины) — в Польше.
  Пенсия назначается по общим правилам исчисления пенсий по старости, но польское законодательство не гарантирует в таком случае повышение пенсии до минимального ее размера. Только в Румынии, где не установлены повышенные возрастные требования при назначении неполной пенсии, она назначается имеющим стаж не менее 15 лет в пропорциональном соотношению имеющегося у работника и необходимого стажа размере, а имеющим трудовой стаж 10—15 лет — в твердых суммах с учетом разницы в стаже в этих пределах.
  Массовая безработица в странах Восточной Европы вызвала необходимость досрочного перевода на пенсию лиц, которым до пенсионного возраста не хватает нескольких (2—5) лет, если трудоустройство их на другой работе невозможно. Такая досрочная пенсия выплачивается в пониженном размере до достижения пенсионного возраста. Так, согласно чешскому Закону о пенсионном страховании работник вправе перейти на пенсию до достижения пенсионного возраста, если имеет страховой стаж 25 лет, состоял на учете как ищущий работу безработный не менее 180 дней, а до достижения пенсионного возраста ему осталось не более двух лет. Но до достижения пенсионного возраста пенсия будет выплачиваться в пониженном размере: 680 крон + по 1 %, а не по 1, 5% основы исчисления за каждый год стажа страхования.
  Досрочный выход на пенсию не в связи с безработицей предусмотрен законодательством ряда стран и обусловлен наличием полного трудового стажа. В Румынии, СРЮ такой досрочный уход не сказывается на размере пенсии. Но в Чехии, где согласно закону работник, имеющий 25 лет страхового стажа, вправе выйти на пенсию за три года до достижения пенсионного возраста (после 2001 г. — за четыре, а после 2006 г. — за пять лет), досрочный уход на пенсию существенно сказывается на ее размере, поскольку размер ее снижается на 0,6% основы исчисления за каждые 90 полных и начатых календарных дней. По достижении пенсионного возраста пенсия выплачивается в полном размере.
  В Польше возможность досрочного выхода на пенсию предусмотрена, для женщин, которые достигли возраста 55 лет и имеют 30- летний стаж или признаны полностью нетрудоспособными, и для мужчин, которые признаны полностью нетрудоспособными, достигли возраста 60 лет и имеют стаж не менее 25 лет.
  Пенсии по инвалидности
  Право на обеспечение пенсией по инвалидности возникает у застрахованного в случае постоянной либо длительной утраты трудоспособности или значительной ее части. По степени утраты трудоспособности законодательство большинства стран различает три группы инвалидности, причем в болгарском и венгерском законодательстве используется метод установления группы по % утраты трудоспособности. Чешское и польское законодательство выделяет полную и частичную инвалидность (в Польше — « нетрудо­способностью), но поскольку часть полных инвалидов обеспечивается надбавкой по уходу (в порядке норм о социальной поддержке), то и в этих странах мы видим неформальное деление инвалидности на три группы. В отличие от других стран законодательство СРЮ различает утрату трудоспособности и снижение трудоспособности, причем право на пенсию возникает не во всех случаях признания застрахованного инвалидом.
  Условия пенсионирования по инвалидности во всех странах различаются с учетом ее причины: а) общее заболевание, б) трудовое увечье или профессиональное заболевание.
  А. Пенсия по инвалидности от общего заболевания.
  Право на пенсию по инвалидности от общего заболевания обусловлено наличием у инвалида некоторого трудового (страхового) стажа, который обычно не превышает 5 лет и дифференцируется по возрасту пенсионируемого. Боспее высокие требования по стажу предусмотрены в Болгарии (для лиц старяще 40 лет — 10 лет страхового стажа), в Венгрии (до 20 лет стажа при возр асте свыше 55 лет, а для выполнявших работы, по которым предоставляются льготы, — 16 лет) и Румынии (при возрасте 60 лет мужчина должен иметь стаж 22 года, женщина— 17 лет, а лицо с высшим образованием — 17 лет). В Чехии, где нет выделения пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем, наступление инвалидности от трудового увечья (профессионального заболевания) освобождает от исполнения требования по стажу. Правила исчисления пенсий по инвалидности исходят в большинстве стран из тех же правил, что применяются при исчислении пенсий по старости, но с учетом группы инвалидности пенсионируемого лица. Однако лицо, ставшее инвалидом, обычно не имеет длительного страхового стажа, поэтому в законодательстве Чехии, Польши, Болгарии введена фикция « прибавленного стажа», учитываемого при назначении пенсии по инвалидности. «Прибавленный стаж» согласно законодательству этих стран есть разница между установленным законом пенсионным возрастом (в Чехии у женщин — пенсионным возрастом для бездетных) и возрастом, когда наступила инвалидность, но в Польше эта разница признается только в пределах 25 лет общего страхового стажа, а в Болгарии учитывается с понижающим в зависимости от степени утраты трудоспособности (« группы» инвалидности) коэффициентом: 0,9; 0,7; 0,5.
  В Чехии пенсия полному инвалиду составляет 680 крон + 1,5% за каждый год страхового и «прибавленного» стажа, причем переменная (по стажу) часть не может быть менее 770 крон; пенсия частичному инвалиду ниже за счет снижения до 0,75% коэффициента расчета переменной части пенсии и снижения гарантии ее до 385 крон; в Польше пенсия при полной нетрудоспособности начисляется как и пенсия по старости, но при « прибавленном стаже» общий стаж не превышает 25 лет, пенсия при частичной нетрудоспособности — 75% пенсии при полной нетрудоспособности.
  В румынском пенсионном законодательстве установлена шкала для исчисления пенсии инвалиду 1- й группы, дифференцированная с учетом размера заработной платы и трудового стажа. При стаже до 15 лет доля включаемого в пенсию заработка постепенно снижается с 40% (низкие заработки) до 27% (высокие заработки), а при стаже 30 лет — с 70 до 49%. При стаже от 15 до 30 лет назначается пропорциональная пенсия. Пенсия по инвалидности 2- й группы составляет 85%, а по 3- й группе — 60% пенсии по инвалидности 1-й группы.
  В СРЮ пенсия по инвалидности назначается полностью утратившим трудоспособность, а также лицам со сниженной трудоспособностью, которым по возрасту (50 лет — мужчины, 45 лет — женщины) не обеспечивается право на переквалификацию и переобучение. Для размера пенсии по инвалидности от общего заболевания важное значение имеет соотношение имеющегося у застрахованного пенсионного стажа и так называемого трудового возраста — разницы между возрастом, когда наступила инвалидность, и возрастом 20 лет (у обучавшихся очно в системе полувысшего образования — 23 года, а в высшей школе — 26 лет). Если это соотношение равно % или более, то пенсия за стаж до 15 лет составляет у мужчин 55%, а у женщин — 60% пенсионной основы; за каждый последующий год пенсионного стажа до 25 лет пенсия повышается на 2% основы исчисления, а за каждый год стажа после 25 лет — на 1%. Если соотношение пенсионного стажа и трудового возраста равно '/2 или более, то часть пенсии за стаж до 15 лет составляет 50% основы — для мужчин и 57,5% — для женщин с указанным выше повышением пенсии за стаж свыше 15 лет; при соотношении менее V: пенсия за стаж до 15 лет составляет соответственно 45 и 55%, а повышение пенсии за стаж свыше 15 лет — 2% основы исчисления за каждый год. Максимум пенсии по инвалидности — 85% основы исчисления.
  Инвалид со сниженной трудоспособностью, не имея права на пенсию, пользуется рядом иных прав: правом на трудоустройство по остаточной тру-; доспособности, правом на переобучение, на выплату работодателем денежной компенсации заработной платы за время до трудоустройства или направления на переобучение и до его окончания; за счет органа страхования ему выплачивается компенсация утраченного заработка при последующей нижеоплачиваемой работе.
  Б. Пенсия по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием.
  Право на пенсию связано с признанием наступления инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Пенсионное или трудовое законодательство всех стран дает специальные перечни случаев, когда увечье признается трудовым, а заболевание — профессиональным. Эти перечни в основе (но не всегда) совпадают с установленными в российском законодательстве.
  В отличие от пенсионирования по инвалидности вследствие общего заболевания при назначении пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием не применяется, как правило, условие о необходимом трудовом (страховом) стаже. Пенсия назначается в повышенных размерах.
  Так, в СРЮ пенсия по инвалидности в связи с трудовым увечьем назначается в максимальном размере — 85% пенсионной основы. В Польше пенсия по инвалидности назначается в соответствии со специальным Законом от 12 июня 1975 г. об обеспечении в случае трудового увечья и профессионального заболевания по правилам, установленным Законом от 17 декабря 1998 г. о пенсиях из Фонда социального страхования (т.е. с учетом длительности страхового стажа), но эта пенсия не может быть ниже 80% основы исчисления — при полной и 60% — при частичной нетрудоспособности. Пенсия на период переобучения— 100% основы исчисления. Если вследствие трудового увечья или профессионального заболевания трудоспособность работника снизилась не менее чем на 20% и в связи с этим он получает заработную плату, по крайней мере, на 10% ниже прежней, ему назначается уравнительная пенсия в размере разницы между прежним и новым заработками, но не свыше 30% прежнего заработка, на срок до 3 лет. Кроме того, Законом 1975 г. предусмотрена единовременная выплата соответственно проценту причиненного здоровью ущерба.
  По венгерскому Закону о пенсионном страховании пенсия по инвалидности в связи с трудовым увечьем составляет: по 1-й группе инвалидности — 70%, по 2-й — 65% и по 3-й — 60% основы исчисления. За каждый год трудового стажа пенсия повышается на 1% основы, но общий размер пенсии не может превышать основу исчисления. При утрате трудоспособности от 16 до 66% (при силикозе — до 50%) выплачивается пособие в размере до 30% основы.
  В венгерском и польском решении видна связь размера пенсии с трудовым стажем. Связь размера пенсии с трудовым стажем, а в отношении инвалидов 3- й группы — и с правом на пенсию установлена законодательством Румынии. Для каждой категории работ в румынском пенсионном законе приводится особая таблица, по которой определяется пенсия инвалиду 1-й группы. Процент включаемой в пенсию доли заработной платы более высок при низких заработках и более низок при высоких заработках. В каждой таблице дается шкала расчета пенсии при стаже 5,15 и 30 лет. В пределах этих стаже-вых рамок рассчитывается пропорциональная пенсия. Пенсия инвалиду 2-й группы составляет 85%, а инвалиду 3- й группы — 60% пенсии инвалиду 1- й группы. За стаж сверх полного, как и при пенсиях по старости, начисляется надбавка в размере 1% заработка за каждый год из пяти последующих лет стажа и 0,5% его за каждый из следующих за ними 5 лет. Пенсии инвалидам 1- й и 2- й групп, не имеющим стажа 5 лет, назначаются в твердых суммах; инвалиды 3-й группы в этом случае пенсией не обеспечиваются.
  Пенсии в связи со смертью кормильца
  Пенсия в связи со смертью кормильца назначается находившимся на иждивении умершего при условии, что он получал или по своему возрасту и стажу (при смерти от трудового увечья или профессионального заболевания — независимо от возраста и стажа) мог бы получать пенсию по старости или инвалидности.
  Законодательством каждой страны определен круг лиц, пользующихся правом на обеспечение такой пенсией. В Венгрии он включает детей умершего (в том числе усыновленных), а также братьев, сестер, внуков, не имеющих трудоспособных родителей, супругу (супруга), родителей (усыновителей) умершего, деда и бабку. Польский Закон 1998 г. в отличие от венгерского законодательства не включает в круг обеспечиваемых деда и бабку. Пенсионный закон СРЮ различает членов узкой семьи, к которой отнесены супруг (супруга) и дети умершего (рожденные в браке, вне брака, усыновленные, пасынки и падчерицы, внуки), и широкой семьи, к которой отнесены родители (отец, мать, отчим, мачеха и усыновители), братья, сестры и другие дети без родителей и иные лица, находившиеся на иждивении умершего (члены широкой семьи пенсионируются за счет суммы остатка пенсии умершего после пенсионирования членов узкой семьи). Но в Болгарии правом на обеспечение пенсией в связи со смертью кормильца пользуются только дети и переживший супруг, а также родители, которые не получают личную пенсию; в Чехии таким правом пользуются дети, вдова и вдовец, а в Румынии — лишь дети и вдова.
  Дети пользуются правом на обеспечение пенсией, если они не достигли определенного возраста (15 лет — в СРЮ, 16 лет — в Венгрии, Польше и Румынии, 18 лет — в Болгарии, до окончания обязательного посещения школы — в Чехии. При продолжении обучения такое право сохраняется до 25 лет — в Венгрии и Польше, до 25— 26 лет — в Румынии, до 26 лет — в Болгарии и Чехии, до 26—27 лет — в СРЮ). Дети- инвалиды обеспечиваются пенсией по случаю потери кормильца обычно независимо от возраста.
  Вдова имеет право на постоянную пенсию, если она к моменту смерти мужа (а по законодательству некоторых стран, например Польши, СРЮ, и в течение определенного периода после смерти мужа) достигла возраста: 45 лет — в СРЮ, 50 лет — в Польше, 55—50 лет — в Румынии,55 лет — в Чехии, на 5 лет менее пенсионного возраста — в Болгарии, пенсионного возраста — в Венгрии. Право на постоянную пенсию имеет также вдова-инвалид.
  Временная пенсия назначается вдове, когда она ухаживает за ребенком, имеющим право на пенсию. При прекращении права на такую пенсию по законодательству ряда стран право вдовы на пенсию может возникнуть вновь по достижении установленного возраста или при наступлении инвалидности. При вступлении вдовы в новый брак выплата пенсии обычно прекращается.
  По законодательству некоторых стран вдове назначается пенсия независимо от возраста, трудоспособности и наличия детей на определенный срок: до трудоустройства (но не менее чем на 6 месяцев) — в Румынии, на год — в Чехии, на год, а при продолжении обучения — на два года — в Польше.
  Вдовец имеет право на пенсию в связи со смертью жены на таких же условиях, что и вдова, но требование по возрасту выше: например, 50 лет — в СРЮ, 58 лет — в Чехии.
  Пенсия родителям умершего назначается при условии, что они находились на его иждивении и достигли определенного возраста (отец умершего — 55 лет, мать — 50 лет в СРЮ; пенсионного возраста — в Болгарии; 65 лет — в Венгрии) либо являются инвалидами.
  В большинстве стран назначается единая пенсия на всех обеспечиваемых. Так, в Болгарии и Румынии пенсия в связи со смертью кормильца составляет 50% — на одного, 75% — на двоих, 100% — пенсии, которую получал или мог получать умерший,— на троих и более обеспечиваемых. В Польше пенсия на одного обеспечиваемого — 85%, на двоих — 90% и на троих — 95% пенсии умершего. В СРЮ эта пенсия составляет 70% пенсии умершего на одного, 80% — на двоих, 90% — на троих и 100% — на четверых и более членов узкой семьи.
  В Венгрии и Чехии применяется установление самостоятельных пенсий каждому обеспечиваемому, которая исчисляется в доле пенсии, которую получал или мог получать умерший. Так, в Венгрии пенсия вдове, вдовцу, родителям равна 50% пенсии умершего, сироте (каждому) — 30%. В Чехии вдове и вдовцу пенсия составляет 680 крон + 50% переменной части пенсии умершего, но если он не удовлетворяет условиям назначения пенсии, то пенсия составляет 680 крон + 25% переменной части. Пенсия сироте — 680 крон + 40% переменной части пенсии умершего.
  Особые правила расчета пенсии устанавливаются в отношении круглых сирот. Так, в СРЮ круглым сиротам начисляется 20% пенсии второго умершего родителя — на одного, 40% — на двоих, 60% — на троих и 100% — на четверых и более круглых сирот; в Румынии пенсия на троих круглых сирот исчисляется из высшей пенсии одного из родителей, но на четверых — из высшей пенсии одного и половины пенсии другого родителя, а при пяти и более круглых сиротах — из пенсий обоих родителей; в Венгрии пенсия круглому сироте вдвое выше (60% пенсии умершего родителя), а в Чехии и Болгарии пенсия круглым сиротам назначается из совокупности пенсий умерших родителей, на которые они имели бы право.
  Надбавки к пенсиям, не входящие в их состав
  Законодательством всех стран установлены надбавки к пенсиям, не входящие в их состав. Назначение этих надбавок не влечет какого-либо ограничения размера пенсии.
  Так, во всех странах установлена выплата надбавки к пенсии лиц, нуждающихся в постороннем уходе. К таким лицам отнесены инвалиды 1- й группы (полные инвалиды), а в ряде стран и престарелые (например, в Польше достигшие возраста 75 лет). Надбавка по уходу установлена либо в твердой сумме (Польша, Румыния), иногда дифференцированной с учетом степени нуждаемости в постороннем уходе (Чехия), либо в процентном отношении к средней заработной плате по стране (60% — в СРЮ,) или к социальной пенсии (75% — в Болгарии). В Чехии надбавка по уходу выплачивается из средств государственного бюджета.
  Только в Польше повышение обеспечения круглых сирот осуществляется надбавкой к пенсии в твердом размере (200 злотых).
  Иные виды пенсий
  Кроме описанных видов пенсий по социальному (пенсионному) страхованию в ряде стран применяются или будут применяться иные виды пенсий, направленные на повышение материального уровня жизни пенсионера или обеспечение лиц, которые не имеют права на пенсию в общеустановленном порядке (социальные пенсии, о которых в параграфе о социальной помощи).
  Так, в Румынии еще в 1977 г. было введено обязательное страхование наемных работников, военнослужащих и адвокатов на дополнительную пенсию, фонд для выплаты которой образуется из взносов застрахованных в размере 3% заработной платы (2% — у адвокатов). Фонд дополнительных пенсий самостоятелен и расходуется только на выплату дополнительных пенсий. Дополнительная пенсия выплачивается сверх пенсии по государственному социальному страхованию. Размер пенсии зависит от стажа уплаты страховых взносов и составляет 7% заработной платы при уплате взносов в течение 5—10 лет, 10%— 10—15 лет, 13%— 15—20 лет, 15% —20—25 лет и 16% заработной платы при стаже уплаты взносов в течение свыше 25 лет. Дополнительные пенсии назначаются как пенсии по старости, по инвалидности или в связи со смертью кормильца. При исчислении пенсий применяются общие правила о пенсиях по государственному социальному страхованию.
  Цель повышения жизненного уровня пенсионера преследует постепенно вводимая в Венгрии, Польше и Болгарии накопительная система пенсионного обеспечения.
  Решения вопросов накопительной системы пенсионирования, данные законодательством этих стран, имеют значительные различия. По-разному решается вопрос о соотношении пенсионирования по системе социального страхования и по накопительной системе. В Венгрии и Болгарии эти системы сочетаются, в то время как согласно польскому пенсионному Закону 1998 г. с течением времени (конечно, длительного) пенсионирование по старости по накопительной системе полностью заменит пенсионирование по старости по системе социального страхования.
  С различиями решен вопрос о круге застрахованных, включаемых в накопительную систему. Согласно венгерскому Закону 1997 г. в накопительную систему (в члены пенсионной кассы) в силу закона включаются лица, не достигшие 42 года, если они впервые застрахованы после 30 июня 1998 г. («новые работники»). Все остальные, кто застрахован до этой даты, могут вступить в члены пенсионной кассы по своему желанию. Болгарский Кодекс обязательного социального страхования 1999 г. ввел два вида накопительных фондов по дополнительному обязательному пенсионному страхованию: 1) универсальный пенсионный фонд, в который включаются все застрахованные, которые родились начиная с 1 января 1960 г., и 2) профессиональный пенсионный фонд, в который включаются все застрахованные, выполняющие работы 1- й и 2- й категории. Польский Закон 1998 г. подразделил застрахованных на три группы: 1) рожденные до 1 января 1949 г., которые в накопительную систему не включаются, 2) рожденные после 31 декабря 1948 г. и до 1 января 1969 г., которые могут вступить в эту систему, и 3) рожденные после 31 декабря 1968 г., в отношении которых Закон никаких оговорок не содержит и, следовательно, они включаются в накопительную систему пенсионирования по старости в силу закона.
  Накопительные фонды формируются прежде всего из страховых (членских) взносов. В Венгрии член пенсионной кассы уплачивает членский взнос в размере 8% заработной платы, но по своему желанию может повысить его до 10%; венгерский работодатель может делать дополнительный взнос, но размеры его не указываются. В Польше страховой взнос по накопительной системе — 7,3% (в таком размере орган социального страхования, собирающий взносы, перечисляет средства организации, проводящей пенсионирова-ние по накопительной системе); для тех, за кого работодатель до 1 января 1999 г. уплачивал страховые взносы, устанавливается начальный капитал как часть базовой квоты (24% средней месячной заработной платы по стране во 2- м квартале 1998 г.) с учетом возраста застрахованного, имеющегося у него страхового стажа и условий права на пенсию по возрасту и стажу, но не свыше 100% базовой квоты; исчисленная таким способом сумма умножается на выраженную в месяцах среднюю ожидаемую продолжительность жизни по достижении возраста 62 года и зачисляется на личный счет застрахованного. В Болгарии Законом о бюджете социального страхования на 2000 г. взнос, уплачиваемый только работодателем, в профессиональный пенсионный фонд установлен в размере 12% дохода — за работников 1- й категории труда и 7% — за работников 2- й категории; размер взноса в универсальный пенсионный фонд работодателем и работником будет впервые установлен Законом о бюджете социального страхования на 2002 г.
  Суммы взносов аккумулируются на личных счетах застрахованных. Использование накопленных средств в финансовом обороте, 6 необходимых случаях индексация их за счет средств государственного бюджета способствует дальнейшему росту накоплений на лицевых счетах застрахованных и повышению уровня их пенсионного обеспечения.
  Из накопленных на лицевых счетах сумм выплачиваются пенсии по старости по достижении установленного пенсионного возраста. Размер пенсии зависит от размера накопленной на лицевом счете суммы и установленного специальным нормативным актам срока дожития, одинакового для мужчин и женщин. Болгарское и венгерское законодательство допускает назначение выплат в связи с установлением инвалидности застрахованного, а также выплату неиспользованных или не полностью использованных в связи со смертью застрахованного накоплений наследникам (польский Закон 1998 г. не допускает наследования накоплений).
  Согласно болгарскому Кодексу 1999 г. выполнявшие в течение не менее 10 лет работы 1- й категории пользуются правом выхода на пенсию на 8 лет ранее общеустановленного условия по возрасту, а выполнявшие не менее 15 лет работы 2- й категории — на 3 года. Профессиональный пенсионный фонд предназначен для выплаты пенсий таким работникам на период более раннего выхода на пенсию до приобретения права на пенсию по социальному страхованию с возможностью получения дополнительной пенсии из универсального пенсионного фонда.
  Обслуживание застрахованных по накопительной системе осуществляется в Венгрии через пенсионные кассы, управляемые самими членами кассы, в Польше — через так называемые открытые фонды пенсий по старости, в Болгарии — через пенсионно­страховые общества. Все эти организации действуют под надзором государственных органов и органов социального страхования.
  В большинстве стран развивается добровольное пенсионное страхование, регламентируемое либо специальными законами (например, в Польше), либо, как в СРЮ, пенсионными законами. Пенсионный Закон СРЮ 1996 г. подчеркивает, что «добровольным пенсионным страхованием застрахованные могут в соответствии с законом обеспечить себе и членам своей семьи больший объем и иной вид прав, чем права, установленные этим законом».


 
© www.txtb.ru