Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



14.1. Исторические аспекты создания ювенальной юстиции в России

  История зарождения ювенальной юстиции в России имеет свое начало в законодательных актах, дифференцирующих подходы к взрослой и детской преступности.
  Ответственность малолетних была предусмотрена: в литовском Судебнике 1468 г., в «Правилах поместных соборов», в «Царских книгах», в «Градском законе», в «Ответах правильных Тимофея, Архиепископа Александрийского». Упоминание о наказаниях малолетних содержится в Судебнике 1497 г., в Судебнике 1950 г. и в Уложении 1649 г.
  В Новоуказных статьях 1666 г. содержится разъяснение о неподсудности семилетних детей.
  По Воинским Артикулам Петра I малолетний возраст преступников принимался во внимание при совершении ими воровства.
  Указ Сената от 23 августа 1742 г. впервые определил возраст малолетнего в уголовных делах - до 17 лет и установил запрет на пытки, сечение кнутом и смертную казнь в отношении малолетних, оставив такие телесные наказания, как сечение плетьми, розгами, батогами, заковывание в ножные кандалы.
  В Указе Екатерины II от 26 июня 1765 г. была закреплена полная невменяемость детей в возрасте до 10 лет, различались малолетние от 10 до 15 и от 15 до 17 лет, уголовное наказание для них смягчалось.
  Свод законов 1832 г. с изменениями, внесенными Законом от 28 июня 1833 г., сохранили положения Указа 1765 г. и возлагали на суд обязанность решать вопрос «о разумении» действий малолетнего.
  Малолетние преступники от 10 до 14 лет освобождались от каторжных работ, наказаний кнутом и публичных наказаний плетьми, а от 14 до 17 лет освобождались от телесных наказаний, но не от каторжных работ.
  Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. установило следующие положения, касающиеся несовершеннолетних:
  - до семи лет - нет вменения;
  - от 7 до 10 лет дети не подлежат ответственности, но отдаются родителям или родственникам для домашнего исправления;
  - от 10 до 14 лет, если совершил преступление без разумения, то ненаказуем, если с разумением, то подвергается наказаниям, но более мягким, чем взрослые;
  - возраст от 14 до 21 года являлся основанием только для уменьшения ответственности.
  Согласно Указам от 22 марта 1860 г. и от 1 января 1874 г. и Закону от 27 октября 1881 г. несовершеннолетние вместо ссылки на житье, отдачи в арестантские отделения и тюрьму приговаривались к тюрьме на сроки, уменьшенные на 1 или 2 ступени. При повторном совершении несовершеннолетними преступлений они несли ответственность наравне с совершеннолетними (ст. 146 Уложения 1845 г.).
  Закон от 20 мая 1892 г. «Об изменении постановлений, касающихся обращения в исправительные приюты и содержания в них малолетних преступников» внес изменения в ст. ст. 137 и 138 «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных». Существенное значение для облегчения участи несовершеннолетних преступников имел Закон от 8 февраля 1893 г. «Об изменении порядка заключения и пересылки несовершеннолетних, состоящих под следствием и судом», а также Закон от 2 июня 1897 г. «Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних».
  Данный закон изменил ст. ст. 137-140 Уложения и ст. ст. 6 и 11 Устава о наказаниях. На суд возлагалось решение вопроса о вменяемости несовершеннолетнего от 10 до 17 лет. В случае признания невменяемым к несовершеннолетнему могли быть применены меры:
  - отдача под ответственный надзор;
  - помещение в исправительно-воспитательные заведения впредь до исправления, но до достижения ими 21 года;
  - помещение в монастыри соответствующего вероисповедания до 21 года;
  - отдача в особые помещения для несовершеннолетних при тюрьмах и арестных домах на срок не свыше 3 лет.
  По Уложению от 1903 г. субъектом преступления становилось лицо по достижении им десятилетнего возраста.
  Закон от 2 июля 1897 г. «О малолетних и несовершеннолетних преступниках», действовавший до 17 января 1918 г., расценивался юристами как реакционный, этот закон сохранял для подростков наказание в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальных помещениях. К несовершеннолетним в возрасте от 17 до 21 года допускалось применение каторги и отправки на поселение.
  В России первый суд по делам несовершеннолетних был открыт в Санкт- Петербурге 22 января 1910 г. Функции судьи по делам несовершеннолетних осуществлял специальный мировой судья, к компетенции которого относились дела о преступлениях несовершеннолетних, а также взрослых, подстрекавших подростков к совершению преступлений. На судью также возлагались функции надзора за работой учреждений, в которых содержались малолетние преступники.
  С 1913 г. компетенция суда была расширена сферой гражданского и опекунского судопроизводства, им стали рассматриваться дела о беспризорных несовершеннолетних.
  В 1912 г. ювенальный суд был учрежден в Москве, а затем в Киеве, Харькове, Одессе и других городах.
  Специального закона о создании ювенальных судов в России не сущес твовало, и такие суды действовали на основе опыта деятельности зарубежных ювенальных судов и собственного опыта, который весьма высоко был оценен юристами того времени.
  Первым судьей по делам несовершеннолетних в Санкт-Петербурге был опытный юрист Н. Окунев.
  Создание специальных судов способствовало воспитательной направленности при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних, при этом выявлялись недостатки в надзоре и попечении о ребенке, а также условия, способствовавшие его преступному поведению.
  В задачи суда входило принятие мер в отношении беспризорных и защита интересов детей. Разбирательство проходило в особой комнате, при закрытом заседании, в присутствии только родителей или попечителей.
  Суд по делам несовершеннолетних в России имел следующие особенности:
  - рассмотрение дела единолично мировым судьей;
  - избрание судьи среди населения, проживающего в судебном округе (по принципу избрания мирового судьи);
  - профессиональная подготовка судьи предполагала знания детской психологии, педагогики и медицины;
  - достаточно широкая предметная подсудность;
  - конфиденциальность судебного разбирательства;
  - упрощенное судопроизводство без формального судебного разбирательства и обвинительного акта;
  - применение в качестве основной меры попечительского надзора;
  - обжалование решения в особое отделение съезда мировых судей.
  Создание ювенальных судов в России позволило уделять должное внимание изучению личности несовершеннолетнего преступника и причин совершения преступлений, а также повлияло на смягчение карательной функции в государственной уголовной политике в отношении несовершеннолетних.
  Декрет от 17 января 1918 г. «О комиссиях о несовершеннолетних» отменил суды для несовершеннолетних и установил, что дела несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в общественно опасных деяниях, подлежат ведению комиссией о несовершеннолетних.
  В компетенцию комиссии входило освобождение несовершеннолетних от ответственности или направление их в одно из убежищ Наркомата общественного призрения (сообразно характеру деяния).
  30 июля 1920 г. была опубликована Инструкция о работе комиссии о несовершеннолетних, определяющая направления ее деятельности и предусматривающая передачу несовершеннолетнего вместе с делом народному судье в случаях:
  - если признано недостаточным применение к несовершеннолетнему медико­психологических и воспитательных мер;
  - при упорных рецидивах;
  - при систематических побегах из детских домов;
  - при явной опасности для окружающих в случае оставления несовершеннолетнего на свободе.
  Несовершеннолетние в возрасте старше 14 лет доставлялись в течение 24 часов с момента задержания народному судье, входившему в состав комиссии о несовершеннолетних. Судья в течение трех суток должен был провести необходимые следственные действия и внести доклад о результатах расследования комиссии, которая принимала окончательное решение по делу.
  Малолетние в возрасте до 14 лет и несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, задержанные за незначительные правонарушения, поступив в приемные и распределительные пункты, подвергались воспитательным мерам воздействия по постановлениям, вынесенным в данных пунктах и утвержденным комиссией о несовершеннолетних.
  На публичных заседаниях комиссии о несовершеннолетних разрешалось присутствие прессы, но запрещалось публиковать фамилии несовершеннолетних.
  В связи с опасными преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними, и недостаточной эффективностью предупреждения таких преступлений комиссиями о несовершеннолетних 4 марта 1920 г. постановлением СНК РСФСР был утвержден декрет «О суде над несовершеннолетними». В данном декрете допускалась передача дел несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в народный суд, если комиссия о несовершеннолетних установила невозможность применения медико-психологических мер.
  Этот декрет восстанавливал некоторые элементы ювенального суда, однако сохранял юрисдикцию комиссии о несовершеннолетних.
  Судебное вмешательство производилось специальным составом судей и только в случаях совершения несовершеннолетними тяжких преступлений (до 1935 г.).
  Правосудие периода 20-х годов 20 в. в России имело тенденцию к ослаблению карательной политики в отношении несовершеннолетних.
  В 30-40-х годах карательная функция усилилась (снижение возраста уголовной ответственности до 12 лет по значительной части составов преступлений, восстановление принципа применения к несовершеннолетним всех видов наказаний, исключение из УПК РСФСР ст. 38 о выделении дел в отношении несовершеннолетних в отдельное производство и т.п.).
  Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. установил для несовершеннолетних более высокие возрастные границы - 15 и 16 лет, а с 1966 г. - 14 лет за отдельные виды преступлений.
  Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик от 2 июля 1991 г. № 2281-1 содержали специальный раздел «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних», в данном разделе правоохранительная система ориентировалась на применение к несовершеннолетним мер воспитательного характера.
  Гуманизация уголовной политики в отношении несовершеннолетних сохраняет тенденции до настоящего времени. Этому способствовало присоединение СССР к Конвенции ООН о правах ребенка и участие нашего государства в международной политике, направленной на защиту прав и законных интересов ребенка.


 
© www.txtb.ru