Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



13.1. Причины и условия асоциального поведения несовершеннолетних

  Необходимость борьбы с преступностью не нуждается в особой аргументации и может вызывать сомнение только у лиц, причастных к совершению преступлений, но даже им необходим минимальный порядок в обществе, обеспечивающий их безопасность и возможность пользоваться средствами, добытыми преступным путем.
  Стремительная криминализация нашего общества в 80-х и 90-х годах 20 в. основательно размыла грани социального и преступного поведения, развивая «удобный» тезис о том, что преступность победить нельзя. Уголовные авторитеты все чаще пытаются занять должности во властных структурах или поставить на них доверенных людей, окончательно установив «союзные» отношения государства и криминала.
  Развал СССР, передел собственности и обнищание граждан обострили социальные противоречия в обществе, породив новые причины для роста преступности. Несомненно, что в этих социально-экономических условиях борьба с преступностью осложняется, но для сохранения государства альтернативы такой борьбе не существует.
  Эффективная работа правоохранительной системы является важным сдерживающим фактором и звеном в предупреждении преступности, но не основным и не единственным.
  Преступность, порождаемая социально-экономическими проблемами и недостаточным вниманием государства к повышению культуры, воспитанности и образованности граждан, может быть удержана в определенных пределах только с устранением причин, порождающих ее.
  Опыт развитых зарубежных стран в сфере предупреждения преступности свидетельствует о реальной возможности обеспечения безопасности граждан.
  Преступниками не рождаются, а становятся, и время такого становления, как правило, приходится на период детства, когда в человеке должны закладываться нравственные устои и навыки законопослушного поведения.
  В криминологии применительно к понятию «преступность» употребляются термины «предупреждение», «предотвращение», «пресечение», «профилактика», которые можно расценивать как синонимы, а можно употреблять в качестве определенных этапов борьбы с преступностью.
  В настоящее время в обиход все прочнее входит понятие ювенальной криминологии, изучающей личность несовершеннолетнего преступника, причины и условия, порождающие преступность несовершеннолетних.
  В систему интересов ювенальной криминологии входят различные направления научных исследований: социологии, педагогики, психологии, психиатрии и других наук
  Общепринятые в обществе нормы поведения включают в себя обычаи, традиции, мораль и право, отклонение от этих норм, как правило, вызывает общественное осуждение и принудительные меры государственного воздействия.
  Отклоняющееся от норм поведение называют девиантным. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
  У детей девиантное поведение проявляется в нарушении правил поведения, характерного для социальных отношений, принятых в среде ближайшего окружения (семье, школе, на улице и т.д.) и может выражаться в различных формах: агрессивности, непослушании, уклонении от учебы, бродяжничестве, пьянстве и т.п.
  Социальная дезадаптация ребенка, то есть неприспособленность к социуму, может иметь различные причины и принимать формы делинквентного поведения, характеризующегося более высоким уровнем отклоняющегося поведения, при котором асоциальные поступки детей становятся стереотипом и нарушают не только социальные нормы, но и правовые (за исключением норм уголовного права).
  Делинквентное поведение может выражаться:
  - в агрессивно-насильственных действиях (оскорбления, побои, издевательства);
  - в корыстных действиях (мелкие кражи, угон велосипеда и т. п.);
  - в сексуальных отклонениях;
  - в пьянстве, токсикомании, употреблении наркотиков и др.
  Криминальное поведение является наиболее общественно опасным и влечет за собой уголовную ответственность (при достижении определенного возраста) или иные меры воздействия, предусмотренные законом.
  Отклонения в поведении можно подразделять:
  - по видам преступлений и аморальных поступков - наркомания, пьянство, кражи, проституция и т. д.;
  - по масштабности отклонений - индивидуальное, групповое, массовое;
  - по внутренней структуре - принадлежность к социальной группе, половозрастные особенности;
  - по ориентированности на внешнюю среду - семья, учебное, трудовое или иное окружение;
  - ориентирование на самого себя (членовредительство, суицид и т.п.).
  Г. М. Миньковский подразделяет несовершеннолетних преступников по степени (глубине) деформации личности:
  1. совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств, вопреки общей положительной направленности личности;
  2. совершившие преступления в результате попадания в ситуацию, связанную с неустойчивостью общей направленности личности;
  3. совершившие преступления в результате отрицательной направленности личности, не достигшей устойчивой антиобщественной позиции;
  4. совершившие преступления в результате сформировавшейся антиобщественной позиции.
  В причинности преступного поведения подростков и взрослых принято выделять пять групп факторов:
  1. Биологические факторы, затрудняющие социальную адаптацию ребенка и требующие как социально-педагогической коррекции, так и медицинской. Подразделяются:
  - на генетические, то есть передаваемые по наследству (нарушения умственного развития, повреждения нервной системы, дефекты зрения, слуха и т.п.);
  - физиологические, включающие внешнюю направленность (дефекты речи, внешнее уродство, приводящие к нарушению межличностных отношений);
  - психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок и негативного воздействия окружающей среды, вызывающих различные заболевания;
  2. Психологические факторы, включающие наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерного усиления) отдельных черт характера;
  3. Социально-педагогические факторы, обусловленные недостатками школьного, семейного и иных видов воспитания, компенсирующиеся приобретением негативного социального опыта;
  4. Социально-экономические факторы, выражающиеся в отсутствии социальных способов получения достойного заработка, безработице, инфляции, обнищании, экономическом неравенстве и т.п.;
  5. Морально-этические факторы, состоящие в упадке нравственности, разрушении духовных ценностей, ориентировании только на материальные потребности и т.п.
  Кроме общих причин и условий, присущих преступности взрослых и несовершеннолетних, у преступности несовершеннолетних существуют специфические причины и условия, находящиеся в сфере социализации личности подростка: в семье, школе, трудовой, досуговой деятельности и др.
  В сфере семьи и ближайшего окружения такими причинами являются:
  - ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его умственного и нравственного развития;
  - рост числа неблагополучных семей и разводов;
  - снижение экономического благосостояния семьи;
  - отказы от детей;
  - формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей;
  - распространение в семье алкоголизма, наркомании и криминальной идеологии и др.
  В сфере образования:
  - недостаточное стимулирование учеников к обучению;
  - непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания;
  - неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т.п.) и др.
  В сфере трудовой деятельности:
  - невозможность трудоустройства;
  - низкая заработная плата;
  - негативный социальный климат в трудовых коллективах и др.
  В сфере досуга:
  - отсутствие возможностей для полезного, развивающего времяпрепровождения;
  - развал детских клубов и спортивных секций;
  - культ насилия, насаждение субкультуры в средствах массовой информации;
  - активизация деятельности деструктивных религиозных сект по вовлечению в свои ряды молодежи и т. д.


 
© www.txtb.ru