|
13.1. Причины и условия асоциального поведения несовершеннолетних
Необходимость борьбы с преступностью не нуждается в особой аргументации и может вызывать сомнение только у лиц, причастных к совершению преступлений, но даже им необходим минимальный порядок в обществе, обеспечивающий их безопасность и возможность пользоваться средствами, добытыми преступным путем. Стремительная криминализация нашего общества в 80-х и 90-х годах 20 в. основательно размыла грани социального и преступного поведения, развивая «удобный» тезис о том, что преступность победить нельзя. Уголовные авторитеты все чаще пытаются занять должности во властных структурах или поставить на них доверенных людей, окончательно установив «союзные» отношения государства и криминала. Развал СССР, передел собственности и обнищание граждан обострили социальные противоречия в обществе, породив новые причины для роста преступности. Несомненно, что в этих социально-экономических условиях борьба с преступностью осложняется, но для сохранения государства альтернативы такой борьбе не существует. Эффективная работа правоохранительной системы является важным сдерживающим фактором и звеном в предупреждении преступности, но не основным и не единственным. Преступность, порождаемая социально-экономическими проблемами и недостаточным вниманием государства к повышению культуры, воспитанности и образованности граждан, может быть удержана в определенных пределах только с устранением причин, порождающих ее. Опыт развитых зарубежных стран в сфере предупреждения преступности свидетельствует о реальной возможности обеспечения безопасности граждан. Преступниками не рождаются, а становятся, и время такого становления, как правило, приходится на период детства, когда в человеке должны закладываться нравственные устои и навыки законопослушного поведения. В криминологии применительно к понятию «преступность» употребляются термины «предупреждение», «предотвращение», «пресечение», «профилактика», которые можно расценивать как синонимы, а можно употреблять в качестве определенных этапов борьбы с преступностью. В настоящее время в обиход все прочнее входит понятие ювенальной криминологии, изучающей личность несовершеннолетнего преступника, причины и условия, порождающие преступность несовершеннолетних. В систему интересов ювенальной криминологии входят различные направления научных исследований: социологии, педагогики, психологии, психиатрии и других наук Общепринятые в обществе нормы поведения включают в себя обычаи, традиции, мораль и право, отклонение от этих норм, как правило, вызывает общественное осуждение и принудительные меры государственного воздействия. Отклоняющееся от норм поведение называют девиантным. Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение. У детей девиантное поведение проявляется в нарушении правил поведения, характерного для социальных отношений, принятых в среде ближайшего окружения (семье, школе, на улице и т.д.) и может выражаться в различных формах: агрессивности, непослушании, уклонении от учебы, бродяжничестве, пьянстве и т.п. Социальная дезадаптация ребенка, то есть неприспособленность к социуму, может иметь различные причины и принимать формы делинквентного поведения, характеризующегося более высоким уровнем отклоняющегося поведения, при котором асоциальные поступки детей становятся стереотипом и нарушают не только социальные нормы, но и правовые (за исключением норм уголовного права). Делинквентное поведение может выражаться: - в агрессивно-насильственных действиях (оскорбления, побои, издевательства); - в корыстных действиях (мелкие кражи, угон велосипеда и т. п.); - в сексуальных отклонениях; - в пьянстве, токсикомании, употреблении наркотиков и др. Криминальное поведение является наиболее общественно опасным и влечет за собой уголовную ответственность (при достижении определенного возраста) или иные меры воздействия, предусмотренные законом. Отклонения в поведении можно подразделять: - по видам преступлений и аморальных поступков - наркомания, пьянство, кражи, проституция и т. д.; - по масштабности отклонений - индивидуальное, групповое, массовое; - по внутренней структуре - принадлежность к социальной группе, половозрастные особенности; - по ориентированности на внешнюю среду - семья, учебное, трудовое или иное окружение; - ориентирование на самого себя (членовредительство, суицид и т.п.). Г. М. Миньковский подразделяет несовершеннолетних преступников по степени (глубине) деформации личности: 1. совершившие преступления в результате случайного стечения обстоятельств, вопреки общей положительной направленности личности; 2. совершившие преступления в результате попадания в ситуацию, связанную с неустойчивостью общей направленности личности; 3. совершившие преступления в результате отрицательной направленности личности, не достигшей устойчивой антиобщественной позиции; 4. совершившие преступления в результате сформировавшейся антиобщественной позиции. В причинности преступного поведения подростков и взрослых принято выделять пять групп факторов: 1. Биологические факторы, затрудняющие социальную адаптацию ребенка и требующие как социально-педагогической коррекции, так и медицинской. Подразделяются: - на генетические, то есть передаваемые по наследству (нарушения умственного развития, повреждения нервной системы, дефекты зрения, слуха и т.п.); - физиологические, включающие внешнюю направленность (дефекты речи, внешнее уродство, приводящие к нарушению межличностных отношений); - психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок и негативного воздействия окружающей среды, вызывающих различные заболевания; 2. Психологические факторы, включающие наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерного усиления) отдельных черт характера; 3. Социально-педагогические факторы, обусловленные недостатками школьного, семейного и иных видов воспитания, компенсирующиеся приобретением негативного социального опыта; 4. Социально-экономические факторы, выражающиеся в отсутствии социальных способов получения достойного заработка, безработице, инфляции, обнищании, экономическом неравенстве и т.п.; 5. Морально-этические факторы, состоящие в упадке нравственности, разрушении духовных ценностей, ориентировании только на материальные потребности и т.п. Кроме общих причин и условий, присущих преступности взрослых и несовершеннолетних, у преступности несовершеннолетних существуют специфические причины и условия, находящиеся в сфере социализации личности подростка: в семье, школе, трудовой, досуговой деятельности и др. В сфере семьи и ближайшего окружения такими причинами являются: - ослабление позитивного влияния семьи и ее возможностей защитить ребенка от отрицательного влияния, обеспечить необходимый уровень его умственного и нравственного развития; - рост числа неблагополучных семей и разводов; - снижение экономического благосостояния семьи; - отказы от детей; - формирование искаженных нравственных и правовых установок у детей; - распространение в семье алкоголизма, наркомании и криминальной идеологии и др. В сфере образования: - недостаточное стимулирование учеников к обучению; - непрофессионализм учителей, их неспособность компенсировать недостатки семейного воспитания; - неблагополучные социальные условия в школе (сквернословие, курение, торговля наркотиками и т.п.) и др. В сфере трудовой деятельности: - невозможность трудоустройства; - низкая заработная плата; - негативный социальный климат в трудовых коллективах и др. В сфере досуга: - отсутствие возможностей для полезного, развивающего времяпрепровождения; - развал детских клубов и спортивных секций; - культ насилия, насаждение субкультуры в средствах массовой информации; - активизация деятельности деструктивных религиозных сект по вовлечению в свои ряды молодежи и т. д.
|
|