Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



6.3. Опека и попечительство над несовершеннолетними

  Опека и попечительство устанавливаются в отношении недееспособных или не полностью дееспособных граждан для защиты их прав и интересов, а также в целях их воспитания. Права и обязанности участников отношений, связанных с опекой и попечительством, определены в главе 20 Семейного кодекса РФ, а также регулируются Гражданским кодексом РФ.
  Опека и попечительство над несовершеннолетними согласно п. 3 ст. 31 ГК РФ устанавливаются в следующих случаях:
  1. При отсутствии у них родителей, усыновителей;
  2. При лишении судом родителей родительских прав;
  3. Когда несовершеннолетние по иным причинам остались без родительского попечения, в частности, когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.
  Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия (п. 2 ст. 31 ГК РФ).
  В соответствии со ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними (лицами до 14 лет), а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. По смыслу данной статьи граждане, признанные судом недееспособными, приравнены по степени дееспособности к малолетним, то есть к лицам, не достигшим четырнадцати лет, хотя в п. 2 ст. 28 ГК РФ «Дееспособность малолетних» за малолетними закреплено право совершать определенные сделки.
  В связи с этим представляется более целесообразным в гражданском праве не смешивать понятие недееспособности граждан, признанных таковыми судом, и понятие дееспособности малолетних в возрасте от 6 до 14 лет.
  Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечители дают согласие на совершение сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно (ст. 33 ГК РФ).
  Органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления, назначают опекунов и попечителей по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, и осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей.
  Согласно ст.121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
  Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, с учетом их нравственных и иных личных качеств и способностей. Не назначаются опекунами и попечителями граждане, лишенные родительских прав (ст. 35 ГК РФ).
  Этот перечень значительно расширен п. 3 ст. 146 СК РФ, согласно которому не назначаются опекунами (попечителями) лица:
  - больные хроническим алкоголизмом;
  - отстраненные от обязанностей опекунов (попечителей);
  - ограниченные в родительских правах;
  - бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине;
  - не имеющие возможности по состоянию здоровья осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
  В перечень таких заболеваний, установленных Правительством РФ, входят:
  - туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации;
  - заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
  - злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
  - наркомания, токсикомания, алкоголизм;
  - инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;
  - психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
  - все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность.
  При решении вопросов об установлении опеки (попечительства) требуется представление медицинских документов об отсутствии перечисленных заболеваний.
  Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.
  Администрация местного самоуправления своим решением назначает выплату денежных средств на подопечных детей в случае, если они являются сиротами, либо если их родители не в состоянии лично воспитывать детей (лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, отбывают наказание в местах лишения свободы и др.).
  Прекращение опеки происходит при достижении малолетним подопечным 14 лет, опекун становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетними прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в порядке эмансипации с 16 лет (ст. 40 ГК РФ).
  Опека и попечительство также могут прекращаться по решению органа опеки и попечительства при следующих условиях:
  - в случае возвращения несовершеннолетнего его родителям или усыновителям;
  - при помещении подопечного в соответствующее воспитательное, лечебное учреждение, учреждение соцзащиты населения или другое аналогичное учреждение;
  - по просьбе попечителя при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.);
  - в случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей (использование опеки и попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи) (ст. 39 ГК РФ) 11 апреля 2008 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», одобренный Советом Федерации 16 апреля 2008 г., данный закон должен вступить в силу с 1 сентября 2008 г.
  Законом регулируются отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
  Используемые в законе основные понятия устанавливают, что недееспособным является гражданин, признанный таковым судом в соответствии со ст. 29 ГК РФ, согласно которой гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленным гражданским процессуальным законодательством.
  Не полностью дееспособным гражданином признается несовершеннолетний (за исключением лиц, приобретших гражданскую дееспособность в полном объеме до достижения ими совершеннолетия в случаях вступления в брак или эмансипации) или гражданин, ограниченный судом в дееспособности по основаниям, предусмотренным ст. 30 ГК РФ. Такими основаниями признаются случаи, когда гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение.
  В Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» установлены принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:
  1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке и попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителей своих обязанностей;
  2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
  3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных
  В статье 4 указанного закона определены задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству:
  1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
  2) защита прав и законных интересов подопечных;
  3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
  4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
  5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
  Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» не отменяет нормы семейного и гражданского права, регулирующие опеку и попечительство, а в необходимых случаях делает ссылки на них.


 
© www.txtb.ru