|
3.4. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних
Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) приняты и провозглашены резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1990 г. В данном международном документе выделяется шесть основополагающих принципов. Содержание первого принципа основано на том, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе, а молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность путем участия в законной, социально полезной деятельности и вырабатывании гуманистического взгляда на общество и жизнь. Смысл принципа ясен и не нуждается в особой аргументации: допуская подростковую преступность, общество тем самым создает условия для взрослой преступности, а без предупреждения подростковой преступности невозможно эффективно предупреждать взрослую преступность. Оптимистический взгляд на воспитание является необходимым элементом педагогической деятельности и в этой связи возможность формирования у молодежи законопослушного поведения является целеполагающим фактором организации воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Второй принцип исходит из тезиса о том, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних будет эффективным только при усилиях всего общества в целом, направленных на обеспечение гармоничного развития подростков, при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства. В обществе не должно быть равнодушных людей к проблеме воспитания ребенка, так как подобное равнодушие оборачивается против всего общества. Уважение к личности подростка закладывает в нем ответное уважение к окружающим, что является основой социального поведения. Третий принцип ориентирует общество на нужды детей - молодые люди должны играть активную роль в обществе, быть его полноценными участниками и не рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе и для контроля. Иной подход к решению проблемы социализации детей был бы ошибочным, так как нельзя до 18 лет только готовить ребенка к жизни в обществе и контролировать его, а с 18 лет требовать от него самостоятельности и ответственности за свои поступки. Четвертый принцип заключается в том, что в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства. Данный принцип предостерегает государственную социальную политику от карательных мер в отношении несовершеннолетних и призывает предупреждать преступность среди несовершеннолетних социальнопедагогическими средствами, путем создания благоприятных условий для развития ребенка с раннего возраста. Пятый принцип состоит в признании необходимости и важности осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности несовершеннолетних и систематического изучения и выработки мер в этом направлении. Такая политика должна избегать криминализации поведения ребенка, не причиняющего серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим и должна предусматривать следующие меры: - обеспечение возможности в получении образования и развитии личности, создание системы поддержки молодых людей, особенно тех, кто явно находится под угрозой или в социально опасном положении и нуждается в особой заботе и защите; - разработку теории предупреждения преступности среди молодежи и подходы к этому вопросу, основанные на использовании законов, процессов, учреждений, средств и системы услуг, направленных на сокращение причин необходимости и возможности совершения правонарушений или ограничения условий, ведущих к этому; - вмешательство официальных органов должно осуществляться только с учетом общих интересов несовершеннолетнего и на основе беспристрастного и справедливого подхода; - обеспечение благополучия, развития, прав и интересов всех молодых людей; - учет того, что противоправность поведения молодых людей связана с процессом их взросления и роста, что по мере взросления, как правило, исправляется; - осознание того, что использование по отношению к молодому человеку социальных ярлыков «нарушитель», «правонарушитель», «начинающий правонарушитель» способствует развитию у него устойчивого стереотипа нежелательного поведения. Шестой принцип в деятельности по предупреждению преступности среди несовершеннолетних устанавливает приоритет за применением общинных служб и программ, а официальные учреждения социального контроля рекомендует использовать лишь в крайних случаях. Общие направления предупреждения преступности среди несовершеннолетних должны включать в себя всеобъемлющее планирование на всех уровнях управления и содержать следующее: 1. Углубленный анализ проблем и перечни программ услуг, учреждений и имеющихся ресурсов; 2. Четко определенные обязанности компетентных организаций, учреждений и сотрудников, участвующих в деятельности по предупреждению; 3. Механизмы для надлежащей координации деятельности правительственных и неправительственных учреждений в области предупреждения преступности; 4. Политику, программы и стратегии на основе прогнозирования, а также контроль и анализ их реализации; 5. Методы эффективного снижения правонарушений несовершеннолетних; 6. Участие общины в рамках широкого круга услуг и программ; 7. Тесное междисциплинарное сотрудничество между национальными, государственными, провинциальными и местными органами управления с участием частного сектора, представителей обслуживаемой общины, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоприменительных и судебных учреждений в принятии совместных мер по предупреждению преступности среди несовершеннолетних и молодежи; 8. Участие молодежи в процессе реализации политики в области предупреждения преступности среди молодежи, в том числе ориентацию на использование возможностей общины, самопомощь молодежи и программы компенсации и помощи потерпевшим; 9. наличие квалифицированного персонала на всех уровнях. В Эр-Риядских руководящих принципах политика предупреждения преступности несовершеннолетних рассматривается через процессы подготовки к жизни в обществе детей и молодежи. Обязательными компонентами этих процессов являются: семья, община, аналогичные возрастные группы, школа, профессионально-техническая подготовка, трудовая деятельность, добровольные организации. Семье уделяется первостепенное значение как основной ячейке, ответственной за первичную подготовку детей к жизни в обществе. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья. Правительствам в этом направлении предписываются следующие действия: - вырабатывать политику, способствующую воспитанию детей в условиях стабильной и благополучной семьи; - предоставлять необходимые услуги семьям для преодоления нестабильности, конфликтных ситуаций, проблем, связанных с экономическими, социальными и культурными изменениями; - принимать меры по информированию семей о роли и обязанностях родителей в отношении развития ребенка и ухода за ним и о проблемах, волнующих детей и молодых людей; - содействовать укреплению единства и гармонии в семье и препятствовать отделению детей от их родителей. В области образования на правительства возлагается обязанность обеспечивать всем молодым людям доступ к государственной системе образования. Системам образования, помимо учебной и профессиональнотехнической подготовки, следует уделять особое внимание таким вопросам, как: - привитие уважения к основным ценностям и воспитание уважения к культурной самобытности самого ребенка и его взглядам, к общественным ценностям страны, в которой ребенок проживает, культурам, отличающимся от культуры собственного общества, и к правам человека и основным свободам; - содействие развитию личности, таланта, умственных и физических способностей молодых людей; - вовлечение молодых людей в процесс образования в качестве его активных и подлинных участников, а не простых объектов; - помощь в выборе профессии; - оказание моральной поддержки молодым людям и недопущение психологического давления; - недопущение суровых дисциплинарных мер, особенно телесных наказаний. Среди прочих мер школы должны исполнять роль базовых и справочных центров для предоставления медицинской, консультативной и другой помощи молодым людям, особенно тем, кто стал жертвой жестокого отношения, лишен внимания и подвергается преследованиям и эксплуатации. В области социальной политики правительственным учреждениям следует обеспечивать надлежащее медицинское обслуживание молодежи, оказывать услуги по охране психического здоровья, питания, жилья, предупреждать злоупотребления наркотиками и алкоголем. Помещение молодых лиц в воспитательно-исправительные учреждения следует осуществлять в качестве крайней меры и на минимально необходимый срок, отдавая первостепенное значение интересам подростка. Планирование и разработку программ предупреждения преступности среди молодежи следует осуществлять на основе надежных научных исследований и периодически подвергать контролю, оценке и корректировке. В разделе «Законодательство и отправление правосудия в отношении несовершеннолетних» Эр-Риядские руководящие принципы рекомендуют принимать специальные законы и процедуры для содействия осуществлению защиты прав и благополучия всей молодежи, а также законодательство, запрещающее жестокое обращение с детьми и молодыми людьми, их эксплуатацию и использование как орудие в преступной деятельности. Никакой ребенок или молодой человек не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, в школе или других учреждениях. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних впервые в мировой практике сформулировали основные идеи по организации государственной политики, предупреждающей преступность несовершеннолетних. Особое внимание в этой сфере уделено необходимости проведения научных исследований и обмена информацией, опытом и знаниями, связанными с предотвращением преступности и правосудием в отношении несовершеннолетних. Имплементация (от лат. impleo - наполняю, исполняю) - это осуществление, исполнение государством международных правовых норм. Имплементация международного права означает реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне и осуществляется путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. Имплементация правовых норм может осуществляться и в рамках национального законодательства, когда, например, нормы Конституции РФ находят свое развитие в федеральном и региональном законодательстве. Совершенствование российского законодательства обусловлено необходимостью реализации международных договоров России. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В ч. 1 ст. 17 Конституции РФ установлено, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ). Кроме Конституции РФ ссылки на международное законодательство можно встретить во многих федеральных законах. Например, в ч. 2 ст. 3 УИК РФ говорится, что если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора. В ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О милиции» сказано, что милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, международными договорами РФ.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Значение Всеобщей декларации прав человека для обеспечения прав и свобод ребенка. 2. Основные направления деятельности по защите прав ребенка и содержание образования в Конвенции ООН о правах ребенка. 3. Цели правосудия в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. 4. Содержание общих направлений и шести руководящих принципов для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы). 5. Сущность имплементации. 6. Определить основные проблемы в российском законодательстве по обеспечению прав ребенка.
|
|