Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.3. Правовой статус личности в РФ

  Правовым статусом личности называют систему прав, свобод и обязанностей индивида, закрепленных за ним государством в законодательстве. По своей сути правовой статус представляет собой систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых государством и, как правило, одобряемых обществом.
  В структуру правового статуса (см. рис.1) входят юридические права, свободы и обязанности.

Рис. 1. Правовой статус личности

Рис. 1. Правовой статус личности

  Права человека - это установленные и гарантируемые государством в правовой норме возможности (правомочия) индивида совершать определенные действия в указанной в законе сфере жизни общества (т.е. дозволенное поведение). Предоставленным ему правом человек либо может воспользоваться, реализовать его, либо нет.
  Свободами человека называют те сферы, области его деятельности, в которые государство не должно вмешиваться и в которых индивид может действовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и целями, не выходя, разумеется, за установленные законодательством пределы. Если права человека определяют его конкретные действия (например, право свободно передвигаться, выбирать места пребывания и жительства), то свободы закрепляют за индивидом возможность самостоятельного выбора варианта своего поведения, не очерчивая при этом его конкретного результата.
  Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей.
  Юридические обязанности - это установленные и гарантированные государством требования к поведению человека, обязательные для исполнения.
  Являясь элементами правового статуса личности, права, свободы и обязанности личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Права и свободы одного индивида заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого.
  Гражданство. Правовой статус индивида, находящегося на территории конкретного государства, различается в зависимости от того, является ли он гражданином данного государства, иностранным гражданином либо лицом без гражданства (апатридом).
  Гражданством называется устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека. Гражданство следует отличать от подданства. Последнее используется для обозначения правовых связей лица и государства при монархии (там, где есть император, царь, король, есть и их подданные).
  Наличие у индивида гражданства государства является юридической предпосылкой возможности пользоваться теми правами и свободами, которые данное государство предоставляет своим гражданам, а также нести установленные его законом обязанности. РФ допускается для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т.е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральными законами или международным договором РФ (ст. 62 Конституция РФ).
  Виды прав человека. В зависимости от сферы общественных отношений, в которой индивид реализует свои права и свободы, различают личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человечка.
  Гражданские (личные) права - это права, принадлежащие человеку как биосоциальному существу. Они призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена общества, ограждать его от любого незаконного внешнего вмешательства в частную жизнь. К данной группе прав относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство, на гражданство (а следовательно, на защиту государства), равенство перед законом и судом, презумпция невиновности, свобода выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и другие права.
  К политическим правам относятся права, обеспечивающие возможность участия граждан в политической жизни страны и осуществлении государственной власти. Политические права признаются лишь за гражданами государства, поскольку непременным условием их обладания является наличие гражданства. К данной группе прав принадлежат: избирательные права, т. е. право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода слова, мысли, совести, мирных собраний, создания союзов и объединений, а также право направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы государственной власти.
  Экономические права отражают отношения собственности в государстве. Согласно Конституции России все виды собственности признаются равными, при этом количество и состав частной собственности не ограничиваются.
  Социальные права граждан - это права на благосостояние и достойный уровень жизни: право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; право на жилище; право на медицинскую помощь (бесплатную в государственных учреждениях здравоохранения); право на защиту материнства и детства; право на благоприятную окружающую среду. Объем и степень реализации данных прав во многом зависят от состояния экономики государства.
  Культурные права человека обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности: право на образование, право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества, право на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями и т. д.), право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие права.
  Всеобщая декларация прав человека ООН. Права человека являются одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. О том, какими правами должен обладать каждый человек на Земле, говорится в специальном документе - Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Этот день ежегодно отмечается в мире как День прав человека.
  Декларация заложила основу современного международного права в области прав и свобод человека. Она состоит из преамбулы и 30 статей, охватывающих все основные сферы жизнедеятельности человека, и содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социальных, экономических и культурных прав. В Декларации также сформулирован ряд условий и требований к осуществлению провозглашенных в ней прав.
  Всеобщая декларация прав человека была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она имеет лишь рекомендательный характер. Однако провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека основные права и свободы в настоящее время рассматриваются подавляющим большинством государств мира в качестве юридически обязательных. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ, включают в себя целый ряд его положений. Не является исключением и Конституция РФ. Закрепленные в ней права, свободы и обязанности являются основными, обладают высшей юридической силой и подлежат повышенной защите.
  Личные права и свободы человека гражданина в РФ. Личные права и свободы человека закреплены в ст. 20-28 Конституции РФ. Данная группа прав и свобод включает:
  1) право на жизнь - основное, фундаментальное право человека. Оно является первичным по отношению к остальным правам, поскольку в случае гибели человека последние утрачивают свое значение.
  Право на жизнь, с одной стороны, означает право человека на свободу от любых незаконных посягательств на его жизнь как со стороны государства, так и частных лиц, с другой — право человека свободно распоряжаться своей жизнью.
  Никто не может быть произвольно лишен жизни; смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Конституция РФ предусматривает, что в перспективе смертная казнь в России будет отменена.
  Право на жизнь предполагает также возможность обращения человека к государству за защитой в случае любого незаконного или неоправданного в медицинском отношении вмешательство в его организм. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам;
  2) право на свободу и личную неприкосновенность. Человек имеет право располагать собой и своим временем по собственному усмотрению. Недопустимо любое вмешательство извне в сферу индивидуальной жизнедеятельности личности, запрещено применение физического или психического насилия по отношению к индивиду. Ограничение права на свободу и личную неприкосновенность допускается только в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления и только на основании закона;
  3) право на неприкосновенность частной жизни. Оно включает в себя следующие компоненты: а) право на личную и семейную тайну; б) право на защиту своей чести и доброго имени; в) право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; г) право на неприкосновенность жилища.
  Законодательством установлено, что государственные органы и должностные лица не имеют права разглашать сведения о частной жизни человека помимо его воли. Каждому человеку гарантируется защита чести и доброго имени при распространении помимо его воли сведений, касающихся его частной жизни, если последние могут подорвать его репутацию в обществе. Сбор, хранение, использование и распространение без согласия лица сведений о его частной жизни недопустимы. Наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях, а также иные ограничения права на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан могут производиться только на основании судебного решения и в порядке, установленном законом. Никто не может без законного на то основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц;
  4) право определять и указывать свою национальную принадлежность. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Определение индивидом своей национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий не может являться основанием для дискриминации лица либо, напротив, предоставления ему каких-либо особых привилегий;
  5) право на пользование родным языком. Государственным языком на всей территории Российской Федерации признан русский язык. Государственным языком называется определяемый Конституцией или иными законодательными актами язык той или иной нации, которому официально придается правовой статус в определенных сферах языкового общения.
  Однако провозглашение русского языка государственным ни в коей мере не препятствует существованию иных языков в субъектах Федерации. Каждый гражданин РФ имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества;
  6) право на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Граждане РФ имеют право свободно выезжать за пределы России и возвращаться в свою страну. Однако данное право может быть ограничено в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
  7) право на свободу совести. Каждый имеет право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Конституция РФ закрепляет светский характер государства и положение о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Все религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства и равны перед законом.
  Политические права и свободы. Политические права и свободы закреплены в ст. 29 - 33 Конституции РФ. К данной группе относятся:
  1) свобода мысли и слова. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, т. е. возможность беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения по различным вопросам другим людям как индивидуально, так и в средствах массовой информации. При этом, однако, никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства;
  2) свобода информации. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом и является исчерпывающим. Свобода информации также ограничивается авторскими правами других лиц;
  3) право на создание общественных объединений. Данное право представляет собой гарантируемую государством возможность граждан образовывать любой союз для защиты общих интересов и достижения общих целей в рамках, предусмотренных законом, а также вступать в существующие общественные объединения и беспрепятственно из них выходить. Создание и деятельность таких общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни запрещено;
  4) право на проведение публичных мероприятий. Граждане имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Последние являются формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения граждан по любому вопросу государственной или общественной жизни. Цель проведения публичного мероприятия не должна противоречить Конституции и законодательству РФ. Незаконное воспрепятствание проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них со стороны должностных лиц уголовно наказуемо;
  5) право на участие в управлении делами государства. Граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Каждый дееспособный гражданин РФ имеет равные возможности поступления на государственную службу при наличии вакансий и профессионализма без какой-либо дискриминации по признаку расы, пола, национальности, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии.
  Избирательная система и референдум РФ.
  Выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.
  Понятия избирательной системы и избирательного права во многом совпадают, а в обиходе часто употребляются как идентичные. Тем не менее определенное различие между ними все же имеется.
  Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определения результатов голосования. Термин «избирательная система» имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяется пропорционально поданным голосам, а вторая - распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителем является кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительного большинства, когда победителем становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат). В рамках этих основ систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.
  Понятие избирательного права тоже употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это опять же вся совокупность норм и правил, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, и в этом смысле оно образует обширный институт конституционного права, а в узком смысле - нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах (активное и пассивное избирательное право). Активное избирательное право - право избирать, а пассивное - право быть избранным.
  Понятия «избирательной системы» и «избирательного права» носят собирательный характер. В Российской Федерации они включают в себя различные подсистемы, устанавливающие порядок избрания соответствующих органов государственной власти:
  • порядок избрания Президента Российской Федерации,
  • порядок избрания депутатов Г осударственной Думы,
  • порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации,
  • порядок избрания органов местного самоуправления.
  Каждая из этих подсистем регулируется отдельными
  правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.
  Важной чертой российского избирательного права (избирательной системы) является то, что в самом главном порядок избрания Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы устанавливается только Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, т.е. без регулирования со стороны субъектов Федерации. Субъектам Федерации предоставлено только право принимать правовые акты по вопросам организации и проведения выборов (составление списков избирателей, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий). Этим положение дел в России отличается, пример, от такого федеративного государства, как Соединенные Штаты Америки, в котором избирательная система по выборам в федеральные органы власти (Президента США, обеих палат Конгресса США) только в самых общих вопросах устанавливается Конституцией США, а детально регулируется законами самих субъектов федерации (штатов).
  Особенностью России является и то, что в отличие от многих (если не большинства) других государств с относительно новыми конституциями, в ее Основном Законе нет специального раздела об избирательном праве (избирательной системе), в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права - всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и др.
  Только в самой общий форме активное и пассивное избирательное право закреплены в ст. 32 Конституции Российской Федерации, а также в ст. 81 при определении порядка избрания Президента Российской Федерации.
  Под принципами избирательного права (избирательной системы) понимаются обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть причины легитимными. Эти принципы сформулированы в международно­правовых актах, Конституции и законах Российской Федерации.
  Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах. Специальные условия, которые ограничивают это право, называются цензами. Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенного срока).
  В Российской Федерации активное избирательное право и право голосовать на референдуме предоставляется гражданам, достигшим 18 лет. Федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения и активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации. Однако эти условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и срока такого проживания. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой и территории выборов, референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ или органы местного самоуправления, в референдуме субъекта РФ, местном референдуме. Из лиц, обладающих в активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.
  Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных государств (Австралия, Бельгия, Гремим и др.) в России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных кампаний, особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, которое в конституционном праве обозначают термином «абсентеизм» (от англ. слова, означающего отсутствие). Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического решения, т. е. бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры.
  Что же касается пассивного избирательного права, оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборы в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года, а при выборах главы исполнитель органа государственной власти (Президента) - 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст не может превышать 21 года. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.
  Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Так, депутатами законодательных органов не могут быть судьи, прокуроры, должностные лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, работники прокуратуры РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций субъектов, депутатами законодательных органов субъектов РФ, должностными лицами местного самоуправления, но при этом служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.
  Избирательные права граждан законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
  Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.
  Российское избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы. Такие ограничения не свойственны демократическим государствам.
  Российским федеральным законом не закрепляется право отзыва депутатов, допускающее возможность досрочного лишения полномочий депутатов избирателями. Это право встречается в демократических странах (США, Австрия), но в целом довольно редко, главным образом из-за сложности его практической реализации и вследствие утвердившейся концепции независимости депутатов.
  Равное избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан в выборах «на равных основаниях». Эта скупая формула означает, что все граждане, удовлетворяющие требованиям закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели.
  Принцип равенства имеет значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т. д., т. е. на всех стадиях избирательного процесса. Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как «один человек - один голос»). Все голоса должны иметь «равный вес», т. е. одинаково влиять на результат выборов. Следовательно, процедуры, касающиеся определения границ избирательных округов, регистрации избирателей или составления избирательных списков, направленные на отстранение или ослабление участия в выборах отдельных лиц, групп или географических районов или на уменьшение числа голосов, являются недопустимыми.
  Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, партиям, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных и многостепенных, когда избиратели путем выборов образуют некую коллегию выборщиков, которые в свою очередь избирают какого- либо депутата или должностное лицо. Так, в США через каждые четыре года граждане избирают выборщиков количестве 438 человек, и эти выборщики избирают Президента США. Косвенные или многостепенные выборы нельзя считать явно недемократической формой народного волеизъявления, и не случайно международно-правовые акты в области избирательного права не содержат требования, что выборы обязательно были прямыми. Но прямые выборы предпочтительнее для установления непосредственной связи между избирателями и избираемыми, что в большей степени гарантирует волю избирателей от всяких искажений, исключая возможность каких-либо неожиданностей со стороны промежуточных выборных звеньев.
  Тайное голосование - обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т. е. установить личность избирателя.
  В Российской Федерации в отличие, например, от США не применяются машины для голосования, а голосование проводится с помощью избирательных бюллетеней. Для гарантированности тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц.
  Обязательность и периодичность проведения выборов. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Если соответствующим органом выборы не назначаются, то это вправе сделать соответствующий суд общей юрисдикции. Срок полномочий всех выборных органов, а также полномочий депутатов не может быть более пяти лет. Изменение срока не допускается.
  Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов. Такими комиссиями являются:
  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии. В пределах одной административно­территориальной единицы с большим количеством избирателей создается несколько территориальных избирательных и комиссий;
  • участковые избирательные комиссии.
  Избирательные комиссии действуют в качестве комиссии референдума.
  Конституция РФ, предусмотрела необходимость принятия Конституционного закона о референдуме. Новая редакция такого закона была принята 28 июня 2004 г. Согласно данному нормативному акту, референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Отношения по поводу референдума регулируется также Федеральным законом «Об новых гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. Предусматриваются три вида референдума: общероссийский, региональный (на уровне субъекта РФ) и местный.
  Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так, на общероссийский референдум в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Но определенные вопросы не могут выноситься общероссийский референдум. Среди них вопросы:
  • изменения статуса субъектов РФ;
  • досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, Совета Федерации и Государств ной Думы, а равно о проведении досрочных выборов Президента, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);
  • принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;
  • введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
  • принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;
  • амнистии и помилования.
  Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
  Социальные, экономические и культурные права и свободы граждан закреплены в ст. 34-44 Конституции РФ. Данная группа включает:
  1) право на предпринимательство. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества любым, не запрещенным законом способом для ведения предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности;
  2) право на частную собственность. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно и другими лицам. Исключение составляет имущество, которое в соответствии с законом или международными договорами РФ не может принадлежать гражданину по соображениям государственной или общественной безопасности. Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
  Наряду с правом частной собственности Конституция РФ закрепляет и право наследования. Порядок реализации данного права определяется нормами гражданского законодательства;
  3) право на землю. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Любой гражданин или какое-либо объединение граждан без каких-либо предварительных условий, в порядке, установленном законодательством, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему на праве частной собственности земельным участком. Владение землей означает возможность собственника устанавливать границы своего земельного участка и требовать от государственных органов, в том числе и суда, их защиты от посторонних лиц. Пользование землей представляет собой возможность собственника эксплуатировать полезные свойства земельного участка и извлекать из него доход. Наконец, право распоряжения означает узаконенную возможность собственника определить судьбу земли путем совершения в отношении ее юридических актов (продать, сдать в аренду, заложить и т. п.).
  Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются Земельным кодексом РФ;
  4) право на свободный труд. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Закрепленное за гражданами РФ право на свободный труд означает возможность каждого свободно и самостоятельно выбирать - работать или не работать, определять вид своей деятельности или свою профессию. Принудительный (не добровольный) труд запрещен; он допускается только в силу выполнения обязанностей воинской службы, приговора суда или в условиях чрезвычайных обстоятельств.
  Свобода труда включает в себя и право каждого на справедливые и благоприятные условия труда. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  Конституция РФ признает также право граждан на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;
  5) право на отдых. Каждый имеет право на отдых. Гражданину, работающему по трудовому договору, гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск;
  6) право на социальное обеспечение. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Для перечисленных выше категорий лиц законодательством устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия;
  7) право на охрану и помощь семье. Материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Законодательство закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о материнстве, получать во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, обеспечивает особую охрану трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда и др.
  Забота о детях и их воспитании, согласно Конституции РФ, является равным правом и обязанностью родителей. Каждый из них до достижения детьми совершеннолетия, т. е. до 18 лет, имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, обеспечить получение детьми основного общего образования;
  8) право на жилище. Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами;
  9) право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений;
  10) право на благоприятную окружающую среду. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Окружающая среда признается благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости). Достоверной считается информация, отражающая реальное положение окружающей среды;
  11) право на образование. Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.
  Дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является общедоступным и бесплатным. Каждый гражданин РФ вправе получить бесплатное высшее образование на конкурсной основе в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии;
  12) свобода творчества. Каждому человеку гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  Обязанности граждан. Все обязанности российских граждан, закрепленные в Конституции РФ, можно разделить на общие и конкретные.
  К общим относятся те обязанности, которые распространяются на всех без исключения граждан страны, а именно:
  а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;
  б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
  в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.
  Конкретные обязанности закреплены за определенными категориями лиц:
  а) за родителями - обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;
  б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет, обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;
  в) за налогоплательщиками - обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
  г) за военнослужащими - обязанность защищать Отечество.
  Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина.
  Соблюдение государством прав и свобод человека и гражданина предполагает не только их провозглашение и законодательное закрепление в конституции страны, но и создание реальной возможности отстаивания и защиты этих прав и свобод всеми доступными законными способами. Конституция РФ признает право каждого защищать свои законные права, свободы и интересы всеми способами, не запрещенными законом. Каждый гражданин может использовать для защиты своих прав, свобод и интересов все предусмотренные Конституцией РФ и иными нормативно­правовыми актами механизмы их защиты.
  При нарушении или ущемлении его прав гражданин может использовать все виды обжалования в соответствующих органах государственной власти и управления, обращаться к общественности и в средства массовой информации, создавать комитеты или движения в свою защиту, проводить различные виды пикетирования в разрешенном законодательством порядке. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии с международными договорами Российской Федерации каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
  Обращение в Международный Суд. В результате вступления России в 1996 г. в Совет Европы и ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод граждане Российской Федерации получили право обращаться с жалобами в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Европейский Суд по правам человека рассматривает жалобы только на действия или решения органов государственной власти и не принимает к рассмотрению обращения, направленные против частных лиц и негосударственных организаций.
  Омбудсмен. Среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола государственных органов управления и злоупотреблений властью со стороны чиновников особое место занимает скандинавский институт омбудсмена - Уполномоченного по правам человека, или, как он еще именуется в других странах, парламентского комиссара (Англия), народного защитника (Австрия), медиатора (Франция) и т. д.
  Россия, провозгласившая себя правовым государством, последовала опыту развитых демократий и закрепила в Конституции должность Уполномоченного по правам человека. Первым на эту должность в январе 1994 г. был назначен видный правозащитник С. Ковалев. Однако в марте 1995 г. он был освобожден Государственной Думой от должности Уполномоченного по правам человека. Причиной стала его независимая, принципиальная позиция относительно прав человека во время войны в Чечне.
  В 1997 г. Вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в котором определены порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека, его компетенция, организационные формы и условия деятельности. В последствии текст закона претерпел существенные изменения и сейчас действует в новой редакции. Как сказано в Законе, должность Уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты конституционных прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
  Согласно Закону, на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.
  Уполномоченный по правам человека назначается и освобождается от должности Государственной Думой РФ. Срок его полномочий - пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу на заседании Государственной Думы РФ.
  В конце каждого календарного года Уполномоченный по правам человека готовит доклад о своей деятельности, который направляет Президенту РФ, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Генеральному прокурору РФ. Доклад Уполномоченного по правам человека подлежит обязательному официальному опубликованию.


 
© www.txtb.ru