Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.5. Способы защиты трудовых прав работников

  Современное трудовое законодательство предусматривает возможности самозащиты прав работника. К способам самозащиты относится:
  1. отказ от выполнения работы, которая не предусмотрена трудовым договором;
  2. отказ от выполнения работы, которая угрожает жизни и здоровью, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом;
  3. обращение с заявлениями и исками в юрисдикционные органы по разрешению трудовых споров.
  Трудовой спор - это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условия труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства, поступившие на рассмотрение уполномоченных органов. Выделяют индивидуальные и коллективные трудовые споры.
  Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Первичный орган по рассмотрению - комиссия по трудовым спорам (КТС). КТС создается по инициативе работников и/или работодателя. Срок обращения в КТС составляет три месяца. Если срок пропущен по уважительной причине, комиссия может восстановить его и разрешить спор по существу. Спор должен быть разрешён в течение 10 дней. Комиссия должна рассмотреть спор в присутствии работника, подавшего жалобу, и представителя администрации. Рассмотрение спора без работника возможно лишь по его письменному заявлению. Если работник не явился на заседание, рассмотрение жалобы откладывается. При вторичной неявке без уважительной причины комиссия может снять заявление с рассмотрения, что не лишает работника права подать жалобу повторно.
  Рассмотрение трудовых споров в суде общей юрисдикции подчинятся гражданскому процессуальному законодательству. При обращении в суд необходимо учитывать то обстоятельство, что подать иск о защите права работника может не только заинтересованное лицо, но и прокурор и профсоюз. Судебные расходы отнесены на работодателя. Разрешение индивидуального трудового спора может окончиться и мировым соглашением.
  Коллективный спор - это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления условий труда, коллективных договоров и по вопросам социально­трудовых отношений. Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих представителей для участия в разрешении возникшего спора.
  Работодатель обязан принять требование к рассмотрению и сообщить о своем решении представителям в течение 3 рабочих дней со дня получения требований. Если работодатель удовлетворил требования работников, спор считается исчерпанным. Если работодатель полностью или в части отклонил требования работники имеют право начать примирительные процедуры.
  Порядок разрешения коллективных трудовых споров состоит из следующих этапов: рассмотрение спора примирительной комиссией, рассмотрение спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом рассмотрение спора в примирительной комиссии является обязательным.
  Примирительная комиссия создается в срок до 3 рабочих дней с момента начала спора и формируется на равноправной основе из представителей сторон. Коллективный спор должен быть рассмотрен до 5 рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.
  При недостижении согласия стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. Рассмотрение спора с посредником осуществляется в срок до 7 календарных дней с момента его приглашения и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
  Трудовой арбитраж представляет собой временный орган, создаваемый в срок не позднее 3 рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора посредником или примирительной комиссией. Он формируется из 3 человек, и в его состав не могут входить представители спорящих сторон. Спор рассматрива6ется в течение 5 рабочих дней с момента его создания. Если примирительные процедуры не привели к согласию или работодатель уклоняется от выполнения соглашения, достигнутого в ходе спора, работники вправе прибегнуть к митингу, демонстрации, пикетированию, забастовке.
  Забастовка - это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Решение об объявлении забастовки принимается собранием работников или профсоюзом. Собрание правомочно, если на нем присутствовало не менее 2/3 от общего числа работников. Решение принято, если за него проголосовало более 50% присутствовавших.
  После работы примирительной комиссии может быть объявлена однократная часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня. О начале предстоящей забастовке работодатель предупреждается за 10 календарных дней. Во время забастовки работники не могут быть уволены.

Вопросы для самоконтроля

  Почему трудовое право относится к социальным отраслям права?
  Какие гарантии для работников предусматривает трудовое законодательство?
  В чем состоит отличие трудового договора от гражданско- правовых договоров?
  Какие обязательные условия должен содержать трудовой договор?
  Охарактеризуйте виды рабочего времени и времени отдыха.
  Каковы основания применения ответственности в трудовом праве и освобождения от неё?
  Назовите самый распространённый способ защиты трудовых прав граждан. В чём он заключается?
  В каком порядке рассматриваются индивидуальные трудовые споры?
  Назовите органы, разрешающие коллективные трудовые споры.


 
© www.txtb.ru