Учебные материалы |
Перечень всех учебных материалов
Государство и право |
Головин А.Ф. О концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера РоссииАвторским коллективом Института национальных проблем образования Министерства образования РФ разработана Концепция модели северной этнической школы, которая опирается на новейшие представления о проблемах организации национальной школы и одновременно учитывает особенности существующих национальных школ у коренных малочисленных этносов российского Севера. В разработке данной Концепции принимал непосредственное участие и автор данной статьи.«Основные направления совершенствования системы образования коренных малочисленных народов Севера концептуально исходят из особого положения этих народов в социальноэкономической и социокультурной среде России, ответственности Российской Федерации как государства за сохранение и развитие как самих этих народов, так их самобытности, значимости образования для эффективного развития экономической, социальной и культурной жизни Севера в целом», - говорится во «Введении» Концепции. При создании данного документа авторы широко опирались на научные и практические разработки ученых- североведов, учитывался также практический опыт работы школ и органов управления образования в местах проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, накопленный в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия, Эвенкии, на Таймыре и других регионах России. В рамках создания Концепции также был изучен опыт работы педагогических коллективов Первомайской и Усть-Нюкжинской средних школ Тындинского района Амурской области. Так, в марте 2001 года на базе этих школ Министерством образования РФ и Институтом национальных проблем образования был проведен семинар- совещание в декабре 2001 года в Москве. Директор школы выступал с изложением модели трудовой подготовки детей эвенков в Амурской области на научно-практической конференции. Школьное образование в его нынешнем виде, отмечается в Концепции, мало что дает для поддержания родных языков северян. Так, на конференции в Москве отмечалось, что безнадежно устарела повсеместно принятая в северных школах методика преподавания языка как родного через букварь и обучение чтению и письму, создававшаяся в 30-е годы и ориентированная на детей, знающих язык с детства. В работе с детьми мало учитывается специфика традиционной культуры и быта. Ошибочным является мнение, будто школа в одиночку способна «спасти» язык коренного населения в условиях, когда родители учеников не говорят на этом языке со своими детьми дома. Учителя школы не в состоянии заменить семью и обеспечить преемственность в использовании языка. В настоящее время лишь 42,3 % малочисленных народов Севера считают родным язык своей национальности, при этом свободно владеют русским языком 52,2 %, только 18,3 % северных народов общаются дома на родном языке. Степень владения родным языком повсеместно коррелирует с возрастом носителей: старшие поколения являются носителями языковых и культурных традиций, им характерны консервативные тенденции; а младшие, наоборот, являются носителями инновационных, центробежных тенденций в культуре, ориентированы не на родной язык, а на язык более крупного этноса (как правило, на русский или в Якутии - на якутский). Разрушение и расслоение языкового коллектива происходит не только по возрастному признаку. Степень владения языком связана также с большим количеством и других параметров: численность народности, тип хозяйственной деятельности (традиционная, нетрадиционная, географическое положение населенных пунктов и многие другие). В российской национальной школе понятие «родной язык» является ведущей частью национально-регионального компонента образовательного стандарта. Национально-региональный компонент учебного плана школы включает в себя, прежде всего, предметы гуманитарного цикла - важнейшие компоненты формирования духовного и культурного облика учащихся: родной язык и литературу, историю, этнографию и краеведение, быт народов Севера, иностранный язык и пр. (30 и более процентов учебной нагрузки), то есть те предметы, которые и характеризуют особенности современной национальной школы. Задачи Концепции модели северной этнической школы вытекают в свою очередь из положений модернизации российского образования. О том, что дальнейшее развитие общеобразовательных школ должно быть организационно увязано с происходящими социальными процессами в обществе. Трансформация образовательной системы и дальнейшее развитие школы для северян - с необходимостью адаптации учащихся тому или иному конкретному образу жизни и деятельности. В зависимости от этого выделяется два типа учебных заведений: - школа, обслуживающая коренное население, ведущее традиционный тип хозяйствования и кочевой образ жизни (автономный тип); - школа, обслуживающая коренное население, включенное в современные формы хозяйствования и адаптированное к сельским и городским условиям (интегративный тип). Реализация этой общей цели, трансформация школьной системы в интересах обеспечения указанных вариантов развития выдвигает необходимость решения взаимосвязанной цепи задач - общепедагогических, дидактических, воспитательных и управленческих. Структура этнических школ Севера должна быть организационно дифференцирована применительно к разным стратегиям образовательного развития. Наряду с существующими школами, школами- интернатами, школами с интернатом при школе для обеспечения развития по автономному варианту необходимо создание школ - интернатов семейного типа - начальных и малокомплектных основных. На базе семейно-родовой государственно-муниципальной школы возможно создание сезонного весенне-летне-осеннего комплекса «детсад - школа». Нами еще в 1991 году был разработана модель кочевой или передвижной таежной школы при Усть - Нюкженской средней школе Тын- динского района Амурской области, которая функционирует и сегодня. Основополагающими принципами Концепции школы для коренных этносов Севера являются функционирование родных языков как учебного предмета и как языка обучения, введение в содержание образования и воспитания традиционной культуры: фольклора, национальных видов искусств, обычаев, народной педагогики. Образовательная система такой школы ориентирована на обеспечение единого государственного образовательного стандарта, наряду с трансляцией национальной (этнической) культурной традиции и формированием этнокультурно ориентированной личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном открытом мире. Только при таком подходе северная школа оправдывает свое социальное назначение. Педагогический коллектив нашей школы задолго до принятия Концепции содержания образования в проектируемой двенадцатилетней школе ввел в учебный план и программы национально-региональный компонент по народным промыслам и декоративно-прикладному искусству. Для нас профильная школа давно стала не идеей, а реальностью. У нас введены, или находятся в стадии осуществления, новые предметы и профили дополнительного образования, имеющие национально-культурную ориентацию: история родного края, народные ремесла, краеведение, северное многоборье, национальная хореография и др. С включением предметов, связанных с традиционной культурой, в содержании школьного образования расширяется социальная функция родного языка, усваивается исторически сложившиеся нравственные нормы: традиционный этикет, основы национального характера, психологии, самосознания. Предметы национального компонента создают условия для самовыражения личности в нормах и традициях своего народа. В Концепции подчеркивается особая роль кочевой школы (или передвижной таежной школы) как особого типа общеобразовательной школы, приспособленной к местным условиям Крайнего Севера и получившей распространение в нашей стране в 20-30-е годы. Деятельность кочевых школ представляет собой определенный этап в развитии системы отечественного образования. Ее основное назначение - сделать школу доступной для детей кочевников. Одной из примечательных черт кочевой школы было ее проникновение в самые отдаленные, труднодоступные места: в тундру, глухую тайгу, горы. В связи с этим в различных природных условиях сложились разные формы кочевания и функционирования кочевой школы «меридиональная» (стада перегонялись летом на север, зимой на юг), «равнинная» (кочевание велось от колодца к колодцу или вокруг колодца), «вертикальная» (кочевание с зимних пастбищ, расположенных в долинах, на летние - высокогорные) и др. В настоящее время в связи с национальным возрождением малочисленных народов Севера идет процесс восстановления в новом облике кочевой школы. Она вновь признана наиболее приемлемой формой школьного обучения в условиях Севера под влиянием глубоких социально-экономических и общественно-политических преобразований. В условиях Севера существенны такие факторы, как сохранение кочевого и полукочевого образа жизни, интенсивное освоение целинных и залежных земель, расширение сферы обитания в бескрайних просторах тундры и лесотундры. Этим обусловлено появление многих мобильных поселений, в структуру которых входит и кочевая школа. Мобильные поселения могут иметь свои разновидности: кочевые - поселения с разборными домами по маршрутам обитания стада оленей или оленеводческих бригад. Сезонные поселения - на определенный промежуток времени (в течение четверти или полугодия учебного года); стационарные - поселения в виде промежуточных баз, жилищно-бытовых комплексов, «факторий», вокруг которых обитают несколько оленеводческих бригад. В зависимости от этих предпосылок нами различаются и разновидности типов кочевых школ: кочевые, полукочевые (сезонные) и стационарные. Кочевые школы функционируют как сельские малокомплектные начальные (либо неполные средние школы) с моноэтническим составом школьников из коренных народов Севера. Обучение здесь ведется на родном языке. Кочевая школа создается на базе производственного поселения оленеводов или непосредственно кочует со стадом оленей. Вместе с тем, необходимо сохранение малокомплектных школ на основных производственных базах кочевого населения. Введение национально-регионального компонента на основе многовариативности учебных планов и программ дает детям возможность с самого раннего возраста приобщиться к традиционным занятиям предков, к самобытной материальной и духовной культуре аборигенов Севера. В разных северных регионах уже функционируют такие школы, и имеется возможность оценить их деятельность. Так, в Республике Саха (Якутия) успешно работают кочевые школы в Анабарском, Олекминском и Оленекском улусах. В 1995-96 учебном году начала свою деятельность Улахан-Кельнская начальная малокомплектная школа Анабарского улуса с охватом 10 учащихся: 1 класс - 6, 2 класс - 3, 4 класс - 1 ученик, где установлен экспериментальный режим работы. Учебный год начинается с 1 августа; 1 четверть - с 1 августа по 1 октября, 2 четверть - с 9 октября по 30 ноября, зимние каникулы детей - декабрь, январь; 3 четверть - с 1 февраля по 31 марта, каникулы с 1-10 апреля, 4 четверть - с 10 апреля по 15 июня, летние каникулы с 15 июня по 1 августа. Школа работает в режиме пятидневки, суббота - день здоровья и родительский день. Учебный план специальный, школьный компонент передан для обучения детей традиционным отраслям производства (рыболовство, охота). В Оленекском улусе работают две кочевые школы - сады на базе оленестада № 1 совхоза «Оленекский» и на базе родовой общины «Мэрчимдээн». Школы-сады действуют с 1993 года. В них работают 3 учителя. Всего охвачено 12 детей. Годы работы кочевых школ Анабарского и Оленекского улусов подтвердили социально-экономическую значимость и педагогическую целесообразность организации этих типов школ как один из путей совершенствования школьной сети в условиях Севера. Таежная школа в селе Усть-Нюкжа функционирует на базе Усть-Нюкжинской средней полной общеобразовательной школы Тындинского района Амурской области. Она находится на территории Усть-Нюкжинского сельского совета в местах расположения оленеводческих бригад колхоза «Ленин-Октон» и охватывает детей 1-8 классов, родители которых большую часть времени проживают в тайге. Открытие, а также закрытие таежной школы в составе указанной базовой школы осуществляется муниципалитетом района по согласованию с администрацией села. Обучение и воспитание в школе ведется на русском и эвенкийском языках по очно-заочной форме. Таежная школа осуществляет обучение и воспитание по существующим учебным программам и учебному плану для национальных северных школ с учетом местных социально-экономических условий и национальных традиций. Прием детей в таежную школу проводится с шести- семилетнего возраста, продолжительность обучения на этапе начального общего образования 4 года (1-4 кл.) - I ступень; неполного основного общего 4 года (5-8 кл.) - II ступень. В школу принимаются учащиеся, родители которых (или лица их заменяющие, или близкие родственники) работают в тайге. Каждый ученик по заявлению родителей (или лиц, их заменяющих) может в любое время перейти в базовую школу. Обучение в школе осуществляют учителя базовой школы или лица из числа выпускников школы, прошедшие специальные педагогические курсы. Педагогический процесс в школе строится с учетов мнения учащихся, родителей, педагогов. Обучение учащихся в школе проводится в приспособленных деревянных помещениях или утепленных юртах. Учащиеся обеспечиваются одеждой, учебными принадлежностями, учебниками, играми, игрушками. Питание бесплатное, продукты подвозятся не реже одного раза в 2 месяца. Выпускники школы, успешно сдавшие зачеты за восьмилетний курс, переводятся в 9 класс базовой школы или, согласно заявлению родителей (или лиц, их заменяющих), продолжают обучение в учебно-консультативном пункте базовой школы. И хотя этим типом школ охвачен очень незначительный контингент учащихся, такой опыт ценен для всех северных школ. Положительные стороны этой модели северной школы заключаются в следующем: - в условиях работы оленеводческих и рыболовецких бригад по маршрутам кочевания наиболее подходящей формой хозяйствования является семейный подряд, где детям предоставляется возможность с раннего возраста приобщаться к традиционным занятиям своих родителей, к самобытной материальной и духовной культуре родного народа; - учащиеся не оторваны от родителей, семейного очага; - в детях воспитывается чувство хозяина на родной земле с малых лет; - в процессе обучения легче вводить прогрессивные элементы традиционного воспитания народов Севера. Для народов Севера больше приемлема сила примера отца, матери. Оленевод - профессия зачастую наследственная, передается от отца к сыну, от матери к дочери; - дети постоянно находятся в окружении близкой и понятной им природной среды, что оказывает влияние на воспитание чувства бережного отношения к легко ранимой северной природе; - с открытием школ одновременно решаются вопросы производственно - жилищных проблем охотников, оленеводов, рыбаков, обеспечивается в значительной мере оплачиваемая работа и другим членам семьи, что способствует ее укреплению; - кочевая школа является для всех членов оленебригады центром просвещения и культуры; Работа кочевых школ выявила следующие проблемы: - отсутствие нормативной базы; - отсутствие целенаправленной подготовки педагогических кадров для работы в условиях кочевья; - отсутствие должной поддержки их со стороны органов народного образования, ведомственных организаций, где работают родители детей; - равнодушное отношение общественных организаций, национальной интеллигенции, некоторых родителей и старшеклассников; - отсутствие соответствующего финансирования; - не налажена система работы по выбору педагогической профессии; - отсутствие необходимой научно-методической литературы: программ, учебников, раздаточного материала; методических и наглядных пособий, ТСО и т.д. Опыт создания специфических форм обучения и воспитания детей в кочевой школе показывает, что наиболее плодотворная форма организации жизни, обучения и воспитания детей, подготовки их к самостоятельности возможна только при условии тщательного учета условий существования конкретных этносов, их традиций, помогающих выжить и успешно трудиться в суровых условиях Крайнего Севера. Кочевые родовые школы как новая форма хозяйственного и культурного возрождения малочисленных народов Севера перспективны и отвечают жизненным интересам этносов. Они представляют собой один из основных и рациональных путей развития и процветания коренных народов. Другой моделью этнической школы для коренных малочисленных этносов Севера служит школа-интернат; школа с интернатом при школе; школа-интернат семейного типа. Национальное образование детей-северян до сих пор остается сложнейшей проблемой прежде всего из-за отсутствия совместной работы семьи и школы по воспитанию и обучению детей. Интернатная система обучения и воспитания изначально предполагает отторжение ребенка от родных корней. На каком- то этапе интернаты помогли ликвидации неграмотности. Это способствовало тому, что у коренных народов смогли появиться писатели, ученые, техническая интеллигенция; многие профессиональные северные художники и музыканты вышли из интернатной школы. Но повсеместно молодое поколение малочисленных коренных народов Севера утрачивает национальные традиции, обычаи, материальную и духовную культуру. Забываются многовековые профессии и промыслы. Оленеводство, охота, рыболовство потеряли былую престижность. Источник всех этих бед все чаще и чаще усматривают в школах-интернатах. Поэтому необходимо реформировать школы - интернаты, чтобы интернатная система могла успешно функционировать и развиваться с учетом этнокультурных, этнопедагогических потребностей народов Крайнего Севера. Сложившаяся система образования оставляет мало возможностей для выбора, как родителям, так и их детям. В основном эти пути предполагают отрыв ребенка от семьи и традиционного образа жизни, чем подрывается как система социализации через семью, так и перспектива решения задач сохранения реликтовых культур на основе использования образовательных механизмов. Проблему составляет и наличие смешанных семей, не идентифицирующих себя с одним коренным малочисленным народом, а также стремление родителей отдавать детей в школы с обучением на русском языке, исходя из большей перспективности образования, полученного на русском языке. Проблематично и отмечаемое в школах-интернатах отношение учащихся к обучению как к форме наказания. Вариативность выбора образовательного пути зависит от наличия ряда организационных форм образования, а также от общественной атмосферы признания ценности родных культур, отсутствия дискриминации в отношении лиц, закончивших национальную школу, и других факторов социального и психологического характера. Кочевые формы обучения имеют большие возможности для подготовки детей к систематическому образованию в школах - интернатах. В каждой средней школе-интернате необходимо создавать условия для изучения истории родного края, района, села, школы, семьи, человека (труженика, сказителя, художника и т. д.). Старшеклассники, прошедшие здесь факультативные занятия по подготовке воспитателей - учителей для кочевой школы, смогут овладеть основами семейного и школьного воспитания. В течение учебного года воспитанники старших классов школ-интернатов, выбравшие факультатив с педагогической ориентацией, под руководством опытного педагога (психолога, воспитателя, учителя родного языка) обучаются ведению занятий с детьми. К этим занятиям могут быть привлечены матери, отцы, пожилые люди, владеющие языком, культурой и традициями своего народа. Занятия можно проводить не только на базе мастерских, как практикуется в некоторых школах - интернатах, но и в чуме (доме, квартире - по договоренности), а также в помещениях интерната, оборудованных для этих целей необходимым инвентарем. Очень важным может стать перенос сроков начала и окончания учебного года школы I ступени и II ступени. Учебный год следует завершать 1 мая. В школе-интернате семейного типа предполагается свободное посещение родителей и родственников в период обучения, включая совместное проживание на период гостевания родителей с детьми. На выходной день детей могут забирать родители в свой поселок. Модернизация системы дошкольного и общего образования, а также системы подготовки кадров, имеет своей целью создание трех вышеназванных моделей учебных заведений, адаптирующих личность к разным социальным реалиям и одновременно обеспечивающих ее вхождение в российское социальное пространство. При обсуждении «Концепции модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера РФ» на научно-практической конференции в Москве в декабре 2001 года активную позицию по модернизации образования и возрождению национальной школы на Крайнем Севере заняли А.А. Томтосов - зам. министра, Л.Ч. Нимаева - начальник управления коренных малочисленных народов Севера Минфе- дерации России, В.К. Бацын - зам. начальника управления региональной образовательной политики Минобразования России, М.Н. Кузьмин - директор Института национальных проблем образования, член корр. РАО, А.М. Абрамов - член корр. РАО, Д.М. Насилов, И.В. Кондаков, А. А. Бурыкин - доктора филологических наук и другие видные ученые Российской Академии наук и Российской Академии образования. Здесь были выработаны основные направления и условия, а также практические мероприятия, обеспечивающие обновление и развитие системы трудовой подготовки детей коренных малочисленных народов в школах Крайнего Севера Формирование у подрастающего поколения осознанной потребности в труде, эффективная подготовка к социальнозначимому труду всегда являлись важнейшей социальнопедагогической задачей отечественной школы. В современных условиях конца ХХ века для российской школы названная проблематика оказалась особенно актуальной. Отсюда - насущная необходимость перестройки школы с целью социально-педагогической адаптации ребенка к возникшим общественным условиям. Особую тревогу вызывает положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера, где жизненные обстоятельства усилили разрыв между традиционным образом жизни и современными социально-экономическими условиями, старшими и младшими поколениями, между школой и семьей. Изменение социально-экономической ситуации требует сегодня от образовательной системы на Севере поиска новых подходов, выработки эффективных средств, создания соответствующих организационно-педагогических условий трудовой подготовки учащихся для обеспечения их личностно-профессионального самоопределения, готовности школы к реализации ею социальнопедагогических функций, равнозначных новым экономическим и политическим условиям и нацеленных на соединение существующих традиционных форм хозяйствования с новыми экономическими и социальными условиями. В связи с этим в массовой практике общеобразовательных школ по трудовому обучению учащихся накопилось много проблем, связанных с современной экономической ситуацией в стране, тенденциями к увеличению безработицы среди молодежи, невостребованностью в сфере производства выпускников, получающих общее основное и полное среднее образование. В местах компактного проживания эвенков, каким является Север Амурской области, общеобразовательная школа осталась единственным местом сохранения и развития этнического своеобразия культур, бережного отношения к традициям, верованиям, менталитету народа, его философскому, этнокультурному и нравственному наследию. Принятая на Всероссийском совещании работников образования в январе 2000 года Концепция общего среднего образования четко определила условия введения углубленной профильной подготовки в старших классах в будущей двенадцатилетней школе. В нашей расшифровке профильная подготовка в старших классах - это и есть основа основ трудовой и жизненной подготовки подрастающего поколения. О будущей двена- дцатилетке говорить сегодня в одном ключе: «я» - за», «я - против», на наш взгляд, по крайней мере, не совсем корректно. Думается, вполне вписывается в сегодняшнее общественное сознание идея введения углубленной профильной подготовки в старших классах в будущей школе. Наш педагогический коллектив, внедряя в учебновоспитательный процесс в опытно-экспериментальном режиме в течение пяти последних лет национально-региональный компонент, разработал модель трудовой подготовки детей коренных малочисленных народов Крайнего Севера, накопил значительный опыт организации профильного обучения и трудовой подготовки детей, который может послужить некоторым поводом для более полного понимания идей реформирования всей системы образования на Севере. Продолжая внедрение идей Концепции и модели обновления и развития школы в селе компактного проживания эвенков, мы в свой работе определили основные направления и задачи деятельности школы, ожидаемые результаты и конечные цели: коренное улучшение и изменение условий традиционного трудового обучения и воспитания; разработка новых технологий введения в учебно-производственный процесс национальнорегионального компонента; подготовка материальнотехнических, социально-бытовых условий для трудоустройства выпускников и создание национально-регионального центра непрерывного образования и занятости выпускников. В плане развития школы для этого предусмотрено оборудование на базе школьного охотничьего дома двух цехов по изготовлению резной бытовой мебели и шитью изделий и выделке шкур, пристройка общежития. За сравнительно короткое время нам удалось создать учебно-производственный технологический комплекс с десятью цехами профильного обучения по национально-прикладному искусству. Методической основой и важнейшей составляющей в нашей деятельности являются системный подход к анализу социально-педагогических явлений, личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками, практический принцип: «Каждому - дело по душе и способностям». Мы убедились, что потребность в совместном труде взрослых и детей в житейском, хозяйственном, педагогическом и управленческом аспектах развития образования и культуры очевидна. Наша образовательная технология профильного обучения включает обучение и воспитание на принципах существующих учебных программ и учебных планов для школ Севера с учетом местных социально-экономических условий, традиций и обычаев, сохранившихся в эвенкийских селах района и области. Наша программа по сути своей является частью развития национальной культуры, традиций, промыслов и ремесел коренных народов в эвенкийских селах Амурской области. Исходя из этого, в учебный план и программы, а также в содержание дополнительного образования введен национальнорегиональный компонент. Профильное обучение осуществляется с 5-го класса по следующим направлениям: обработка и выделка шкур, изготовление национальной одежды, головных уборов из меха и кожи, изготовление мужской и женской национальной обуви, обработка дерева и художественная резьба по дереву, обработка кости и резьба по кости, токарная резьба по дереву, изготовление меховых сумок, кумаланов и других предметов национально-прикладного искусства, сувениров. Национально-прикладным искусством занято более 100 учащихся 5-11 классов и более десяти мастеров производственного обучения. Между учащимися, педагогами и родителями установились отношения заинтересованности в подготовке детей к жизни, выбору профессии. От общих деклараций о необходимости гуманизации учебно-воспитательного процесса мы практически осуществляем личностно-ориентированный подход к каждому, тем самым перестраивается вся жизнедеятельность школы. За последние годы из 34-х выпускников школы три человека поступили учиться по специальности, полученной в школе, в Санкт- Петербургский институт дизайна и традиционных народных промыслов, 5 человек - в Санкт-Петербургский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена по специальностям «Культурология и родной язык», «Начальные классы и родной язык», более двадцати - овладели мастерством резчика по дереву и кости, изготовления изделий из меха, изготовления мужской и женской национальной обуви, выделки шкур и др. Первомайская средняя школа является участником российского конкурса технологий в рамках реализации Президентской программы «Дети России» в номинации «Национальнорегиональный компонент в учебном плане и программах, выработка новой модели трудового обучения и воспитания детей- эвенков, формирования личности в процессе совместного труда детей и взрослых». В школе создается единое образовательное пространство с учетом возможности и потребностей, национальных особенностей и интересов детей, социального заказа родителей, окружающей реальной жизни. Школа работает в режиме развития. Исследование проблем трудовой подготовки детей в опытно-экспериментальном режиме в учебно-производственном технологическом комплексе, изучение и использование опыта работы таежных и кочевых школ, краеведческой и физкультурно-массовой внеклассной и внешкольной деятельности детей подтвердили целеполагающую и практически-ориентированную роль нашей модели трудового обучения - формирование личности в процессе совместного труда взрослых и детей, целенаправленное использование национально-регионального компонента в системе развития образования, практическое решение занятости учащихся и выпускников, выявление и развитие способностей, талантов детей эвенков в национально-прикладном и художественном творчестве, народных промыслах. На основе наших подходов к решению проблемы исследования, поиска эффективных технологий в результате достигнутого в процессе опытно-экспериментальной работы мы выделили следующие направления и условия, обеспечивающие обновление и развитие системы трудовой подготовки и создание новой инновационной модели трудового обучения детей коренных малочисленных народов в школах Крайнего Севера. Основные организационно-педагогические условия: - вовлечение учащихся в реальный производственнотехнологический процесс, систему производственнопедагогических отношений со взрослыми; - организация вариативного трудового обучения с учетом интересов и склонностей детей по результатам свободно выбираемой деятельности; - преемственность поколений (передача опыта, изучение традиций, обычаев, внимание к изучению родного языка и т.д.) как социально-педагогическое условие организации трудовой деятельности детей; - содержание трудового обучения выводится из традиционного уклада жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов кочевого и полукочевого образа жизни и собственной материальной и духовной культуры этноса; - личностно-ориентированный подход в трудовом обучении, основанный на отношении взаимного уважения каждой личности в процессе совместной деятельности взрослых и детей, признании индивидуальности личности, признании прав, свободы выбора мнений, интересов и желаний каждого. Вот почему в своей опытно-экспериментальной работе мы уделили особое внимание исследованию закономерностей и особенностей подготовки детей к труду в семьях таежников. В дальнейшем предстоит специальная психолого-педагогическая подготовка всех, кто является участником совместной деятельности в трудовом обучении детей; - постепенное превращение школы (по мере подготовки соответствующих условий и возможностей для реализации социально-бытовых, этнокультурных и других проблем) в Центр непрерывного образования и трудоустройства и занятости выпускников и молодежи села. Обоснование эффективности и преобразующей роли новой модели трудового обучения детей коренных малочисленных народов в школе Крайнего Севера, реализующейся в следующих системообразующих структурах: - национально-прикладное искусство как региональный компонент; - таежная школа и охотничий дом как центр приобщения детей к овладению профессиями по народным промыслам и возрождения национальной культуры и самобытности; - северное многоборье и краеведение как фактор физического развития, духовного и нравственного воспитания; - пришкольный интернат как объективная реальность в трудовой подготовке детей; - новые технологии управления школой в условиях ее деятельности по новой модели трудовой подготовки детей как инновационным образовательным учреждением. Таким образом, наш проект позволил обосновать организационно-педагогические условия и возможности, с помощью которых процесс трудовой подготовки детей в зависимости от решения поставленных школой задач на перспективу становится приоритетным, целенаправленным, непрерывным и управляемым. Для определения эффективности и результативности вводимых организационно-педагогических условий и концептуальных подходов к созданию новой модели трудового обучения и прогнозирования дальнейшей деятельности были разработаны критерии оценки по следующим показателям: динамика показателей занятости детей и мастеров профильным обучением, готовность старшеклассников к традиционным видам труда по выбранной (изученной) специальности, отношение родителей к выбору видов профильного обучения их детьми, отношение педагогов экспериментальных школ к работе по новой модели трудового обучения. Таблица 1. Занятость детей профильным обучением по национальноприкладному искусству в учебно-производственном технологическом комплексе Первомайской средней школы Тындинского района Амурской области
Примечание: В первой графе (числитель) - количество детей, во второй (знаменатель) - количество мастеров. Таблица 2. Готовность старшеклассников к традиционным видам труда по выбранной (изученной) специальности. Сводные данные в процентах к числу охваченных опытноэкспериментальной работой на начало (1995 г.) и конец (1999 г.) эксперимента
Примечание: Первоначальный срез обозначается буквой Н, конечный - К, Да - буду работать, Нет - не буду работать, З/о - затрудняюсь ответить. Таблица 3. Отношение родителей к выбору видов профильного обучения их детьми и педагогов экспериментальных школ к работе по новой модели трудового обучения (сводные данные в процентах к числу охваченных опытноэкспериментальной работой на начало (Н) (1995г.) и конец (К) эксперимента (1999 г.)
Учитывая всевозрастающую роль образования, школы в инфраструктуре села на основе уже имеющейся практики в северных регионах России, наш педагогический коллектив при поддержке коренного населения изучает вопрос о создании на базе школы культурно-образовательного центра, в который должны входить школа, детсад, сельские клуб и библиотека, медпункт. В рамках создания такого центра нами разработана программа перспективного развития школы на 2001-2005 гг., в которой предусмотрено восстановление и развитие национальных промыслов, сохранение и развитие национальной культуры, трудоустройство и занятость наших выпускников и т. д. |
|
© www.txtb.ru |