|
1. Современное нормативное применение права социальной защиты
В любом государстве существует правовая система, целью которой является полностью или в какой-то мере поддержка и защита социально-экономического я, воли и интересов различных классов, слоев и групп общества, создание и поддержка правопорядка. Развитие российского общества в последние годы убедительно показывает совершенную необходимость развития права социальной защиты, поскольку она обеспечивает не только реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и направлена на реализацию мер по социальной защите всего населения. Актуализации права социальной защиты и приведения этого социального арсенала «в боевую готовность» требует серьезная социальная напряженность в России. После либерализации цен в январе 1992 года сразу около 70—80 % населения (по разным источникам) оказались на грани нищенского существования. Впервые за многие годы, в том числе и после войны смертность превысила рождаемость на большей территории РФ. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн детей. Доля неполных семей достигает 15 % по стране. По числу производимых абортов (4 млн абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема инвалидности: около 1 млн детей-инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло 4,5 млн человек. Растет преступность (ежегодно совершается около 2 млн преступлений). Вызывает особую опасность, что большое число преступлений совершается подростками. Примерно треть виновных в грабежах, кражах и изнасилованиях — это подростки. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков, которых насчитывается около 20 млн человек, но и догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жесткого обращения с детьми (их продажа), психологических стрессов, заболеваний, самоубийств (до 50—80 тысяч в год), проституции (только в крупных городах более 120 тысяч проституток). Сложившаяся ситуация показывает, что социальная направленность в России, породившая и пока поддерживающаяся определенными как объективными, так и субъективными факторами требует вмешательства и непосредственного воздействия права социальной защиты по оказанию экстренной социальной помощи и защите населения. Что же представляет из себя вообще понятия «право» и «право социальной защиты»? Установившееся в науке определение «право» трактуется следующим образом: «Право — это регулятор отношений между людьми, который исходит от государства и охраняется от нарушений, наряду с воспитанием и убеждением, такой свойственной только праву мерой, как возможность государственного принуждения». Юридический справочник дает определение: «Право — это система правил (норм), установленных государством в целях закрепления и охраны существующих в обществе порядков». Право социальной защиты — совокупность правовых норм, специально регулирующих такие положения, как укрепление правовой защиты детства, семьи, материнства, сферы занятости; проблемы социального обеспечения, миграции и бездомности, опеки и попечительства и т. д. Праву социальной защиты присущ синтез социологического, социально-психологического, медицинского и социально-экологического подходов к рассматриваемым проблемам. Здесь осуществляется определенное обобщение учебного материала, его фокусирование вокруг главных смысловых узлов права. Праву социальной защиты характерны существенные признаки права: 1. Государственно-волевой характер. 2. Нормативность. 3. Властно-регулятивная форма. Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни. Право социальной защиты немыслимо вне создания волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля есть право. Государственная воля характеризуется тем, что она, во- первых, аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения; во-вторых, является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества; в-третьих, объективизируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами. Эта государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право. Особо следует выделить такой духовный общечеловеческий фактор, вот уже несколько столетий оказывающий мощное влияние на формирование и развитие права, как учения о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека, которые должны лежать в основе позитивного, официально действующего в пределах того или иного государства права. Лишь в этом случае последнее, с позиций естественноправовой теории, оценивается как соответствующее человеческому разуму, природе человека, а потому гуманное и справедливое. Воздействие идей естественно-правовой теории на развитие современного российского права впервые получило официальное признание и выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР (1991) и, особенно, в Конституции РФ. Таким образом, право — это государственная воля общества на данном этапе развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования. Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании. Эту систему норм принято называть правом в объективном смысле, имея в виду, что оно будучи государственной волей общества не зависит от воли отдельных индивидов и не приурочено к какому-либо определенному субъекту. Следует отметить, что право отличается от других социальных норм как обычай, мораль, нормы общественных объединений. Наиболее существенными из них являются: - связь с государством; - охрана от нарушений возможностью государственного принуждения; - общеобязательность; - формальная определенность; - институционность; - качество официального регулятора общественных отношений. Властно-регулятивный характер права раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного регулятора общественных отношений. Право социальной защиты является высокоэффективным инструментом проведения в жизнь политики государства специфическим средством (формой) организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Специфика регулятивной роли права социальной защиты связано с предоставительно-обязывающем характером его норм и правил поведения. Эти нормы устанавливают для участников регулируемых отношений взаимные права и обязанности, которые гарантируются и охраняются государством. Все изложенное позволяет праву социальной защиты быть равной мерой, применяемой к различным людям, одинаковым масштабом их возможного и должного поведения, упорядочения и развития отношений между ними. Таким образом, право в социальной защите есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения, являются государственным регулятором общественных отношений.
|
|