|
3. Характеристика объективных и субъективных условий, оказывающих влияние на социальное развитие молодежи
Поведение молодых людей во многом определяется необходимостью решения ряда проблем, встающих в связи с перспективой взросления и приобретения самостоятельности. Можно сказать, что молодость — это период углубленного самопознания, обретения собственного «Я», профессионального самоопределения. С одной стороны, необходимо получить максимум достоверной информации об обществе, а с другой — реально оценить собственные возможности и свою роль в этом обществе. Молодежь — это часть населения, находящаяся в стадии социализации, т. е. включенная в процесс усвоения определенной системы знаний, умений и навыков, позволяющих людям функционировать в качестве полноправных членов того или иного общества. Известная сложность ее промежуточного положения «уже не дети, но еще и не взрослые» — характеризуется, с одной стороны, материальной и психологической зависимостью от мира взрослых, а с другой — освобожденнос- тью от многих взрослых тягот и обязанностей. Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: - семьи; - школы; - внешкольных учреждений; - средств массовой информации; - окружающей среды. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, и оказывающей на ребенка определенное воздействие. Начиная с подросткового возраста большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками, с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Это позволяет сделать существенный шаг от зависимости к независимости и перейти на автономный, самостоятельный путь дальнейшего личностного развития. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития. По мере взросления роль семьи в развитии ребенка постепенно уменьшается, а личностное развивающее влияние школы и внешкольного общения усиливается и подростничество в этом плане является переходным периодом от детства к взрослости. Часть подростков по-прежнему остается под сильным и доминирующим воспитательным влиянием семьи, часть уходит из-под него уже в начале подросткового возраста. Поэтому и в плане индивидуальных различий этот возраст также представляется переходным и одним из наиболее сложных. Если близкие для ребенка члены семьи относятся к нему с должным пониманием и если между подростком и его родителями установились добрые, доверительные отношения, то семья еще на протяжении длительного периода взросления может оставаться доминирующим институтом положительных социально-психологических влияний. Если эти отношения далеки от описанных, противоречивы и конфликтны, то семья может утратить свою положительную воспитательную роль уже в самом раннем начале подросткового возраста, и тогда еще слабый в личностном плане полуребенок может оказаться в сфере далеко не самых лучших влияний улицы. С переходом в ранний юношеский возраст воздействие внесемейных институтов воспитания начинает преобладать над семейными для большинства детей. Дальнейший процесс развития личности ребенка, начиная с этого времени, приобретает сугубо индивидуальные черты и прямо зависит от круга людей, с которыми общается юноша или девушка, а также от ситуаций, в которых разворачивается общение, и от его характера. Такое явление, как жестокость среди подростков, уходит корнями в самые разные реалии нашего бытия. Но основой всего является семья. Началом агрессии могут стать не только примеры жестокости дома, которые подросток видит, но и извращенная система удовлетворения потребности в семье, когда бездумные прихоти детей превращаются для родителей в своего рода приказ, который не обсуждается, а неуклонно выполняется. Даже материально-бытовые ситуации могут привести к жестокости. Ограниченные материальные возможности родителей часто не способны удовлетворить постоянно возрастающие потребности детей. Это один из факторов преждевременного ухода из школы подростков. Они сами идут зарабатывать деньги и зачастую противоправным путем. В тех семьях, где заботы создания материальных условий слитком интенсивны, наблюдается снижение внимания к личности ребенка, это ведет к появлению у него жадности и вседозволенности. Еще один источник эмоциональной оторванности подростка от родителей — болезнь или инвалидность родителей. Конфликты в этих семьях не видны, но постепенно влияние родителей на детей утрачивается. Неполная семья является одним из факторов, которые могут стать причиной деформации личности подростка. Органичное воспитание возможно лишь при наличии обоих родителей, роль отца особо важна при воспитании мальчика. Несмотря на то, что неполная семья не всегда неполноценная, процент несовершеннолетних правонарушителей из таких семей в два раза выше, чем из полных. Многие подростки растут одинокими в семье, их не понимают, не воспринимают как личность и тогда они идут на улицу, в подьезды, в подвалы, где у них появляется возможность почувствовать себя взрослым человеком. Здесь у подростков «чувство взрослости» проявляется в негативных действиях. Желание утвердиться в своих глазах и в глазах своих товарищей ведет многих подростков на криминальный путь. Критерием «чувства взрослости» в криминогенной компании выступает отношение к подростку как к взрослому со стороны товарищей. Но отрицательный результат этого влияния обусловлен тем, что старшие друзья, как правило, сами ведут антиобщественный образ жизни и приобщают к нему подростка. Массовым средством воздействия на личность ребенка стало сейчас телевидение. На втором месте по воспитательной части находятся печать и кино, влияние которых за последние годы остается примерно одинаковым. Постепенно возрастает, начиная с подросткового возраста, воспитательное значение массовой культуры. В настоящее время в связи со сложной и во многом еще противоречивой обстановкой в нашей стране средства массовой информации конкурируют друг с другом. В их содержании отчетливо обозначились не только плюрализм мнений, но и их поляризация. Газеты, радио, телевидение порой распространяют совершенно противоположные взгляды и точки зрения. В них и взрослым людям трудно разобраться, тем более школьникам с еще неустоявшимися социальными и политическими взглядами. Такая своеобразная ситуация имеет два воспитательных момента: положительный и отрицательный. Первый состоит в том, что отсутствие единой точки зрения побуждает детей к выработке собственного мнения: им поневоле приходится выбирать. В результате у детей постепенно вырабатывается самостоятельность и независимость мышления. Отрицательная сторона данной ситуации в том, что аргументы разных людей зачастую кажутся настолько убедительными, что бывает трудно выбрать между ними. В этом случае собственная позиция у ребенка не формируется, а вместо нее в голове возникает мешанина мыслей, трудноразрешимые противоречия, и ребенок вместо того, чтобы становиться интеллектуально самостоятельным, напротив, может стать интеллектуально комформным, т. е. случайным образом переходить от одной точки зрения к другой, которая в данный момент времени ему кажется почему-то более правильной. В переходный период взросления ребенка также идет довольно острая внутренняя борьба. Она разворачивается между усвоением так называемой массовой, т. е. упрощенной, при- митивизированной культуры и высокой культурой, настоящей, признанной в мире и получающей высокую оценку специалистов. Идет внешняя и внутренняя борьба между культурой как средством развлечения и культурой как средством личностного развития человека. При переходе общества к рыночным отношениям они поначалу являются «дикими» и, к сожалению, проникают в область культуры, усиливая в ней коммерческое начало, развитие которого наносит ущерб самой культуре и воспитанию подрастающего поколения. Все это составляет серьезную проблему в нравственном воспитании детей. С возрастом увеличивается разносторонность воспитательных воздействий на ребенка, оказываемых разными социальными институтами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ. М.: Юрид. лит-ра, 1994. 2. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Пав- ленок. М.: ИНФРА-М, 1997. 3. Об общих началах государственной молодежной политики в СССР: Закон СССР. М., 1991. 4. Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ: Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.93 № 5090-1. 5. Президентская программа «Молодежь России» от 18.06.97. 6. Право социального обеспечения: Практикум. Нормативные акты. Образцы документов. М.: Новый юрист, 1997. 7. Немов Р.С. Психология: Учебник для высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 8. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Т. Зайнышева. Ч. 1. М.: Союз, 1994. 9. Энциклопедия социальной работы. Т.2. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 1994. 10. Юридический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1984.
|
|