|
§ 1. Российско-французское межправительственное соглашение по космосу
26 ноября 1996 г. в Париже было подписано Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. 12 января 1999 г. в Москве подписан Протокол к данному Соглашению, целью которого является «определение условий освобождения от уплаты пошлин и налогов, взимание которых осуществляют таможенные органы, при перемещении товаров в рамках сотрудничества». Соглашение в РФ было ратифицировано Федеральным законом от 5 октября 1997 г. N 130 ФЗ и вступило в силу 15 июля 1998 г. Протокол к Соглашению ратифицирован Федеральным законом от 29 февраля 2000 г. N 43 ФЗ. Протокол является неотъемлемой частью межправительственного Российско-Французского Соглашения. Российско-Французское Соглашение 1996 г. содержит ряд важных положений определяющих взаимные права и обязательства при осуществлении совместной деятельности в области исследования и использования космического пространства. Уже в преамбуле этого документа говорится о желании «в возможно полной мере расширять двустороннее сотрудничество в различных областях освоения космического пространства и практического применения космической техники и технологий в мирных целях». Там же говорится о намерении поощрять промышленное и коммерческое сотрудничество в космической области между предприятиями двух государств, подчеркивается стремление «сохранить космическое пространство для мирных целей и способствовать тому, чтобы космическое пространство было открыто для широкого международного сотрудничества». В ст. 1 Соглашения говорится, что «в целях развития более тесного партнерства Стороны продолжают и углубляют научное и техническое сотрудничество и способствуют промышленному и коммерческому сотрудничеству между двумя государствами в области исследования и использования космического пространства в мирных целях». Далее отмечается, что Сотрудничество в рамках настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с законодательством и правилами, действующими в каждом из двух государств, с соблюдением международного права и без ущерба для выполнения Сторонами обязательств по другим соглашениям и договоренностям, участниками которых они являются. В ст. 2 Соглашения закреплены области и виды деятельности, которые охватывает сотрудничество договаривающихся сторон в рамках Соглашения: 1) научное исследование космического пространства, наблюдение Земли и изучение окружающей среды из космоса, исследование материалов, жидкостей и газов в условиях микрогравитации, космическая медицина и биология, космическая связь и навигация; 2) проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных и эксплуатационных работ, связанных с автоматическими и пилотируемыми космическими аппаратами и системами, а также соответствующими наземными средствами; 3) развитие промышленного и коммерческого сотрудничества в области систем запуска и услуг по запускам с учетом интересов обоих государств и их политики в сфере промышленности и торговли; 4) развитие разнообразных форм кооперации в областях применения космической техники и технологии и их практического использования в других сферах деятельности. Другие области и виды совместной деятельности, относящиеся к исследованию и использованию космического пространства в мирных целях, могут быть определены по взаимной договоренности Сторон. Согласно ст. 3, в качестве компетентных организаций, ответственных за развитие и осуществление сотрудничества выступают: от Российской Федерации — Российское космическое агентство, от Франции — Национальный центр космических исследований. Важные положения закреплены в ст. 6 Соглашения. Отмечается, что с соблюдением условий конфиденциальности, предусмотренных в Приложении к Соглашению, стороны, их компетентные организации и другие назначенные организации на взаимной основе обеспечивают доступ к результатам научных исследований и работ, осуществляемых совместно, и в этих целях поощряют обмен соответствующей информацией и данными. Пункт 3 ст. 6 устанавливает, что каждая сторона обеспечивает защиту имущества другой стороны ее компетентной организации и других назначенных организаций, которое находится на территории ее государства в рамках деятельности, предусмотренной Соглашением. Стороны через посредство своих компетентных организаций содействуют взаимному обмену информацией относительно основных направлений национальных космических программ. В случае взаимной заинтересованности стороны проводят двусторонние консультации экономического, политического и правового характера, не ограничиваясь вопросами двустороннего сотрудничества, и при необходимости могут организовывать конференции с участием научных, промышленных или финансовых организаций (ст. 7). В ст. 8 Соглашения договаривающиеся стороны предусматривают взаимный отказ от требований о возмещении ущерба, причиненного при осуществлении деятельности, осуществляемой в рамках Соглашения: «Ни одна из сторон, компетентных организаций или других назначенных организаций не будет предъявлять претензий другой стороне, ее компетентной организации или другой назначенной организации за ущерб, причиненный ее собственному имуществу, ее персоналу или имуществу и персоналу организаций, задействованных по контракту в целях осуществления деятельности в рамках Соглашения». Здесь же содержится оговорка: при необходимости стороны либо в соответствующем случае компетентные организации или другие назначенные организации по взаимному согласию определяют иные положения относительно ответственности и возмещения ущерба, причиненного в ходе осуществления деятельности в рамках Соглашения. В соответствии со ст. 9 Соглашения: — товары, в частности носители, спутники, их элементы, приборы и другое оборудование, носители данных, информации или технологий, ввозимые с территории Французской Республики на территорию Российской Федерации в рамках любого из таможенных режимов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для запуска, осуществляемого в космическое пространство с пусковых установок, используемых Российской Федерацией, освобождаются от всех пошлин и налогов, взимание которых осуществляют таможенные органы; — товары, в частности носители, спутники, их элементы, приборы и другое оборудование, носители данных, информации или технологий, ввозимые с территории Российской Федерации на территорию Французской Республики в рамках любого из таможенных режимов, предусмотренных применимым на территории Французской Республики правом, для запуска, осуществляемого в космическое пространство с пусковых установок, используемых Французской Республикой, освобождаются от всех пошлин и налогов, взимание которых осуществляют таможенные органы. В дополнительном Протоколе, подписанном в Москве 12 января 1999 г., дано более точное определение термину «товары». Так, согласно ст. 2 Протокола: «товары» означают любой предмет, любое природное или искусственное вещество или материал, любой поставляемый или изготавливаемый продукт, включая контрольное и испытательное оборудование, а также технологии в виде информации и данных, зафиксированных на материальных носителях, которые необходимы для их создания, производства или применения. Этим термином обозначается прочая информация и данные в любой материальной форме, в том числе: — компьютерное программное обеспечение и базы данных, полученные в результате исследований, изысканий или разработок; — изобретения; — результаты экспериментальных, опытно-конструкторских и инженерно-технических работ; — ноу-хау, включая производственную документацию и технические характеристики; — данные об исследовательских, экспериментальных, опытно-конструкторских и инженерно-технических разработках; Здесь же в Протоколе отмечается, что «товары для запуска» по смыслу ст. 9 Соглашения означают также товары, необходимые для обеспечения запуска. Статья 11 Соглашения устанавливает правила разрешения разногласий, которые могут возникнуть в ходе сотрудничества. Разногласия между сторонами, касающиеся толкования или исполнения Соглашения, разрешаются следующим образом: 1. По возможности разногласия между Сторонами разрешаются по дипломатическим каналам. 2. Если разногласие не может быть урегулировано таким образом в течение шести месяцев и при отсутствии взаимного согласия относительно других методов разрешения разногласий, по просьбе любой из Сторон оно передается в арбитражный суд в соответствии с изложенными далее условиями, за исключением разногласий по вопросам налогообложения и таможенным вопросам. 3. Сторона, которая выступает с инициативой арбитражной процедуры, сообщает другой Стороне имя назначенного ею арбитра. Другая Сторона в течение тридцати дней, следующих за этим извещением, сообщает имя своего арбитра. Оба арбитра в течение тридцати дней, следующих за назначением второго арбитра, предлагают кандидатуру третьего арбитра — гражданина третьего государства, который назначается председателем арбитражного суда двумя Сторонами. 4. Если сроки, установленные в п. 3 настоящей Статьи, не были соблюдены, любая из Сторон приглашает председателя Международного суда (Гаага, Нидерланды) произвести необходимые назначения. Если председатель Международного суда является гражданином одного из двух государств или если он по какой-либо иной причине не может выполнить эту функцию, к необходимым назначениям приступает заместитель председателя Международного суда. 5. Арбитражный суд принимает решение большинством голосов. Его решения являются окончательными и не подлежат обжалованию. Каждая Сторона принимает на себя расходы своего арбитра и своего адвоката во время арбитражного разбирательства. Расходы председателя и другие расходы несут обе Стороны в равной доле. Арбитражный суд сам устанавливает свои правила процедуры. В Приложении к Соглашению содержатся положения, регулирующие вопросы защиты интеллектуальной собственности. Так, говорится, что стороны обязуются обеспечивать эффективную охрану результатов, полученных в рамках сотрудничества, которое является предметом настоящего Соглашения и отдельных соглашений или контрактов, заключенных во исполнение ст. 3 Соглашения. Стороны своевременно информируют друг друга обо всех совместных работах, подлежащих охране в качестве интеллектуальной собственности, и в кратчайшие сроки приступают к выполнению формальных процедур по такой охране. При этом, определяя термин «интеллектуальная собственность», в Приложении содержится ссылка на ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, подписанной в Стокгольме 14 июля 1967 г. Отмечается, что каждая сторона поступает таким образом, чтобы другая сторона или ее сотрудничающие организации могли приобрести права интеллектуальной собственности, принадлежащие им в соответствии с Приложением. Каждой стороне или ее сотрудничающим организациям принадлежат все права интеллектуальной собственности, приобретенные ранее или являющиеся результатом самостоятельных исследований. Споры относительно интеллектуальной собственности должны разрешаться сторонами по возможности с взаимного согласия. Любой неразрешенный спор будет урегулирован в соответствии с положениями ст. 11 настоящего Соглашения.
|
|